Вербенко Е.Ю. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва в современных исследованиях

FavoriteLoadingПометить для себя
Вербенко Е.Ю. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва в современных исследованиях
4 (80%) 1 голосов
Скачать в формате электронной книги

Статья представляет собой текст доклада, сделанного студенткой бакалавриата факультета социологии МГУ Елизаветой Вербенко на научно-практической конференции “Ломоносов 2015” по секции истории и теории социологии.

Авторская орфография и опечатки сохранены.


Лев Николаевич Гумилев – один из выдающихся российских ученых ХХ века. Теория этногенеза и пассионарности, того самого «фактора икс», вызвала настоящий фурор в научном сообществе и приобрела немало последователей[1].

Огромный интерес для сторонников Гумилева представляет возможность применения теории пассионарности для анализа России в контексте современности. Большой вклад в данную область был сделан Мичуриным Владимиром Аскольдовичем. В процессе своих исследований, Мичурин пришел к выводу, что причинами самоистребления пассионариев в России являлись революции, война, репрессии, вследствие чего на смену увлеченным деятелям пришли равнодушные прагматики. Наша страна переходит в стадию инерции, а все происходящие события – «действие в историческом времени неумолимых законов этногенеза»[5].

Мичурин В.А. изменяет критерий измерения пассионарности, социологизируя его: теперь им является  мера изменения пассионарием окружающей его социальной среды в результате целенаправленных действий. Важнейшая идея ученого заключается в том, что высокое социальное положение может указывать на значительную степень пассионарности, если только оно достигнуто собственными усилиями[4].

Одно из перспективных направлений развития данной теории – ее использование при создании обоснованной концепции подбора и расстановки кадров. Мичурин создал базис для дальнейших исследований в сфере проблем управления персоналом и социальной психологии [3].

Развитие теории пассионарности связанно с исследованиями проявлений поведенческих реакций во внешнем облике, результаты которых тяготеют к биологизаторской концепции. Э. Уилсон полагает, что наше поведение обусловлено наследственностью, опытом, эволюционными механизмами и вводит понятие «социобиология». Ф. де Валь доказывает, что мораль присуща не одному человеку, а еще и некоторым животным. Следовательно, людьми руководят не только общество и социальная реальность,  но и биологические, психические свойства и проявления, что мы и наблюдаем в случае с пассионарностью. Такие исследования могут повлиять на прогнозирование результатов выборов какого-либо лидера, так как пассионарность как психофизиологическая черта проявляется во внешности.

Обратите внимание:  Epstein M. Philosophy of Ethnicity. Neo-Eurasianism. Lev Gumilev.

Количество пассионариев сказывается на функционировании городов. Исследования в этой области применимы для разработки долгосрочных прогнозов численности населения городских центров разных рангов, а также при составлении схем расселения для отдельных экономических областей и автономных республик РФ. Данной проблематикой занимался Ермолаев Вячеслав Юрьевич. Он же разрабатывал теорию связи пассионарности и социальной географии городов России. Особое внимание ученый обращал на самоорганизацию этноса, на рациональность обогащения теории Гумилева формально-математическими описаниями поведения диссипативных структур[2].

Развитие теории пассионарности осуществляется при анализе современной политики интеграции государств. Занимаясь данной проблемой, А.В. Орехов пришел к выводу, что глобализация – тенденция, ведущая к гибели национальных государств. С социологической точки зрения, общество представляет собой единство в многообразии, то есть каждая группа, нация признается как необходимая часть всей системы. Субэтническое разнообразие является гарантом устойчивой деятельности пассионариев, а его нарушение ведет к деградации всей системы[6].

Проблема международных отношений особенно остро проявляется в последнее время. Новые пути ее решения образуются на базе идеи пассионарности. И. С. Шишкин предполагает, что характер взаимодействия нескольких этнопроцессов определяется природными закономерностями, а не представлениями о политической целесообразности; слепое же подражание Западу отрицательно для
развития России[7].

Теории пассионарности нашла свое отражение в разработке концепции этнокультурных доминант. Согласно В.Н. Телии – это ментальные образцы, играющие роль социальных и духовных жизненных практик, которые меняются и взаимодействуют между собой. Шишкин И.С. аргументирует невозможность объединения европейских стран и России тем, что у них изначально слишком разная природа, и они обладают несовместимыми этнокультурными доминантами.

Теория пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева затрагивает основные социологические проблемы, предлагает новый подход к их решению, а также требует проведения дальнейших исследований пассионарности в целях развития данной идеи как одного из наиболее перспективных направлений современной научной мысли.

Источники и литература
1) Гумилев Л.Н. Сочинения. Конец и вновь начало. М.:ДИ-ДИК,1997 – 544с.
2) Ермолаев В.Ю. Самоорганизация в природе и этногенез. Дискуссия.// Изв. Всесоюзн.географ. о-ва. 1990. Т. 122., вып.1. С.26-32.
3) Мичурин В.А. Некоторые закономерности поведения человека в коллективе в свете теории этногенеза Л.Н. Гумилева.// Теория этногенеза и будущее России. СПбГУ, СПб, 2008.
4) Мичурин В.А. О подходах к изучению пассионарности.//Известия русского географического общества. 1992. Т. 124.,вып. 6.
5) Мичурин В.А. Россия после надлома.//Дети фельдмаршала.2000. №10
6) Орехов А.В. Глобализация и этногенез. //Учение Л.Н. Гумилева и современность: Материалы Международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева: /В 2 т./ /СПбГУ; Редкол.: Л.А. Вербицкая (гл. ред.) и др.- СПб., НИИХимииСПбГУ, 2002. Т.1.
7) Шишкин И.С. Общеевропейский дом: вот бог, а вот порог.// Газета “Завтра”. 1994. № 45

(Просмотров: 25)
Категории Библиотека, метки , , . Постоянная ссылка.

Новое

11.05.2021 - Грузнова Е.Б. На распутье Средневековья. Языческие традиции в русском простонародном быту (конец XV–XVI вв.). ... 10.05.2021 - Клеман К., Мирясова О., Демидов, А. От обывателей к активистам: зарождающиеся социальные движения в современной России ... 09.05.2021 - В.И.Ленин. Неизвестные документы. 1891-1922 гг. ... 08.05.2021 - Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны ... 07.05.2021 - Atwood H.C. The Master Workman Or True Masonic Guide ... 06.05.2021 - Меркулов В.И. Варяго-русский вопрос в немецкой историографии первой половины XVIII века ... 05.05.2021 - Мы не немы! Антропология протеста в России 2011-2012 годов. ... 04.05.2021 - Ашкар (аль-Ашкар) У.С. Мир джиннов и шайтанов ... 03.05.2021 - Езник Кохбаци. Опровержение лжеучений. ... 02.05.2021 - Atlas of medieval Europe ... 29.04.2021 - Юрьев А.И. Деструктивные политические эпидемии, опыт системного исследования ... 27.04.2021 - Цымбурский В. Морфология российской геополитики и динамика международных систем XVIII-XX веков ... 26.04.2021 - Особый путь. От идеологии к методу. ... 24.04.2021 - Эзовъ Г. Объ ученiи персидскихъ маговъ ... 22.04.2021 - Белякова О. В. Экзорцим: одержимые, изгнание бесов ... 20.04.2021 - О методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры ... 18.04.2021 - Мар-Мани мироточивый ... 17.04.2021 - Макиавелли Н. Избранные сочинения ... 16.04.2021 - Шкуратенко О.В. Поняття, розвиток, етимологія жаргону кримінального та його місце в субкультурному просторі (історико-правовий аспект) ... 15.04.2021 - Ваал (де Ваал) Т. Чёрный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной. ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *