Кизим А.В. Иосиф Волоцкий. Учитель против лжеучителей.

FavoriteLoadingПометить для себя
Кизим А.В. Иосиф Волоцкий. Учитель против лжеучителей.
5 (100%) 1 голосов

Новая статья одного из постоянных авторов сайта посвящена неоднозначной личности Иосифа Волоцкого – лидера одного из двух наиболее крупных идеологических течений в Русской православной церкви XVI века. При советской власти он был “дежурным” объектом критики, главным образом за своё противостояние с “нестяжателями” и непримиримую борьбу с ересями, которые в те годы было принято рассматривать через призму классовой теории исключительно как “движение народных масс против угнетения церковниками”.

Скачать в формате электронной книги

В сентябре 2015 года исполнилось 500 лет со дня кончины Иосифа Волоцкого. Заинтересовавшись историей его почитания, я узнал, что он объявлен покровителем православных предпринимателей. И это меня огорчило. Мне как преподавателю хотелось бы поставить вопрос об объявлении его покровителем педагогов, а он оказался «занят» бизнесменами. Но ведь фактически чуть ли ни главным делом его жизни была борьба за просвещение.

Он имеет мрачную репутацию одного из «русских инквизиторов». Соответственно, все негативные стереотипы в отношении инквизиции прилипали и к нему. Один из подобных ярлыков – «инквизиция против просвещения». В связи с этим может показаться парадоксальным, что главный труд, созданный Иосифом, называется «Просветитель». Но эта парадоксальность мнимая. Инквизиторами обычно становились люди образованные, и они точно не выступали против просвещения. А Иосиф Волоцкий был еще и активным борцом за него. Поэтому его противостояние еретикам вполне можно называть борьбой за просвещение.

В самом деле, зачем были нужны инквизиторы? Чтобы выявлять псевдохристиан, то есть тех, кто, называя себя христианином, им не является. Католические инквизиторы должны были выявлять псевдокатоликов. У христиан других конфессий термин «инквизиция», как правило, не используется, однако проблема псевдоверующих тоже есть, как и люди, которые ее решают. Православным нужно выявлять псевдоправославных, лютеранам – псевдолютеран и так далее. Когда же Церковь становится государственной, проблема выявления ложных верующих тоже становится государственной, и виновные наказываются согласно не только церковным правилам, но и светскому законодательству.

Обратите внимание:  Мозохин О.Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов госбезопасности (1918-1953).

Можно спорить о карах, постигавших нарушителей законов, хотя не жестоких наказаний в те времена не было нигде. Можно спорить о методах работы (которые, впрочем, тоже применялись не только в делах, связанных с ересями). Но с тем, что еретики представляли некую опасность для общества, спорить невозможно. Кое-где этот вопрос был особенно насущным. Например, на Пиренейском полуострове, где веками шла война против мусульман, и католические правители должны были быть спокойны за свои тылы.

Между прочим, проблема «ереси» характерна не только для христиан, и даже не только для религии. Кроме «лжесвященников», есть и псевдоврачи, псевдоисторики и другие лжеученые. Очевидно, что если человек числится врачом, а при этом «несет ересь», которая опасна для жизни, то его надо ставить на место, и если у него есть лицензия, то ее нужно забирать. Аналогично в Средние века надо было решать проблему псевдосвященников.

Но ведь подобные проблемы решаются именно при помощи просвещения: чтобы идентифицировать дезинформацию, надо обладать информацией. Затем и нужны учителя, чтобы люди не становились жертвами лжеучителей. Для того чтобы определить, какие высказывания являются «еретическими», нужно было быть достаточно образованным. Такими были инквизиторы, и таким был Иосиф Волоцкий.

Его книга «Просветитель» была написана именно для борьбы с еретиками. В историографии эту секту принято называть жидовствующими. Надо оговориться, что собственно среди противников Иосифа евреев не было (хотя создание общины приписывалось еврею Схарии, который недолго был в Новгороде). Речь шла о русских людях, которые называли себя православными, но не разделяли православных догматов.

«Берется цитата из Библии, вырывается из контекста и становится главной в мировоззрении. А цитаты, которые ему противоречат, либо игнорируются, либо просто неизвестны сектантам».

Вообще, к сожалению, об учении данной секты мы знаем только по трудам ее оппонентов. Например, судя по тому, что Иосиф Волоцкий защищает иконы и монашество, жидовствующие предшествовали протестантам эпохи Реформации. О многом же приходится только догадываться. Можно заметить, что проблемы, затронутые в «Просветителе», очень характерны для еретиков разных эпох. Например, схема того, как появляются псевдохристианские секты. Берется цитата из Библии, вырывается из контекста и становится главной в мировоззрении. А цитаты, которые ему противоречат, либо игнорируются, либо просто неизвестны сектантам. То есть именно поверхностное знание Священного Писания ведет к созданию сект. Ересиарх избирательно цитирует, а его адепты недостаточно образованы, чтобы увидеть эту избирательность.

Обратите внимание:  Древняя россiйская Вивлiоѳика

Например, еретики говорили, что введение монашества противоречит Священному Писанию, и в подтверждение этому приводили цитату из послания апостола Павла, который говорил о лжесловесниках, «…запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением…» (Тим. 4, 2-3). Преподобный Иосиф пространно объясняет контекст фразы апостола, осуждающего сектантов своего времени, и приводит другие его цитаты, показывающие, что он одобряет и тех, кто вступает в брак, и тех, кто выбрал для себя безбрачие. Также Иосиф указывает, что, в отличие от упомянутых еретиков, христианские монахи, избрав безбрачие для себя, не осуждают тех, кто имеет семью. И так построен почти весь его труд. Иосиф приводит мнение оппонентов, цитаты из Священного Писания, на которые они опираются, или другие их аргументы, в ответ озвучивая собственную аргументацию. Читая «Просветитель», понимаешь, что именно хорошее образование помогает не стать жертвой пропаганды лжеучителей.

Иосиф Волоцкий не единственный просветитель того времени, боровшийся с ересью. Можно вспомнить, например, Геннадия, архиепископа Новгородского, который первым обнаружил секту и начал борьбу с ней. Также он вошел в историю как составитель первой Библии на русском языке (которая называется Геннадиевской). Это тоже была борьба за образование. И хотя Иосиф непосредственно в этом не участвовал, это было дело его единомышленников.

Преподобный Иосиф известен не только как борец с ересью жидовствующих, но и как лидер «партии», члены которой по его имени стали называться иосифлянами. Они полемизировали с нестяжателями, которые считали, что у монастырей не должно быть земельного имущества. Соответственно, Иосиф Волоцкий и его последователи защищали право монастырей на земельную собственность. В контексте нашей темы просветительства интересно, какие аргументы преподобный Иосиф приводил в защиту своей позиции. Фактически он говорил о том, что если все монастыри будут бедными, то это плохо скажется на образовательном уровне духовенства. Он высказывает опасение, что в бедные монастыри не будут идти представители благородного сословия. «А коли не будет честных старцев и благородных, ино вере будет поколебание». Да и независимо от происхождения, очевидно, что в богатых монастырях, где основную физическую работу делают крестьяне, есть больше возможностей для самообразования и просветительской деятельности. То есть и здесь Иосиф Волоцкий выступает за просвещение. Показательно, что среди иосифлян был и такой выдающийся просветитель, как митрополит Макарий, при котором в Москве появилась первая типография (в 1553 году).

Обратите внимание:  Познахирев В.В. Турецкие военнопленные и гражданские пленные в России в 1914-24 гг.

Так что Иосифа Волоцкого вполне можно было бы назвать небесным покровителем православных педагогов, поскольку почти вся его деятельность была направлена на просвещение православной Руси. В связи с этим кажется символичным, что его день памяти приходится на сентябрь – месяц, когда начинается учебный год.

 

Оригинал публикации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 22)
Категории Библиотека, метки , , . Постоянная ссылка.

Новое

26.09.2021 - Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время ... 25.09.2021 - Ambelain R. Templars and Rose Croix ... 24.09.2021 - Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России ... 23.09.2021 - Стент А. Почему Америка и Россия не слышат друг друга ... 22.09.2021 - Вишнев С. Военная экономика фашистской Италии ... 21.09.2021 - Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ. 1921−1923. ... 20.09.2021 - Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах ... 19.09.2021 - Хрестоматия по истории международных отношений. Книга 2. Средние века. ... 18.09.2021 - Drower E.S. The Secret Adam ... 17.09.2021 - Каракчеева А.А. Инквизиционный судебный процесс в странах Западной Европы в XII-XV веках ... 16.09.2021 - Археологические исследования в РСФСР 1934-1936 гг. ... 13.09.2021 - Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей ... 11.09.2021 - Ambelain R. Freemasonry in olden times ... 10.09.2021 - Вудхолл Э. Разведчики мировой войны. ● Сейдаметов Д., Шляпников Н. Германо-австрийская разведка в царской России. ... 09.09.2021 - Солоневич И.Л. Россия в концлагере ... 08.09.2021 - Lidzbarski M. Ginzā. Der Schatz oder das Grosse buch der Mandäer. ... 07.09.2021 - Васильев Л.С. История религий Востока ... 04.09.2021 - Mestre i Godes J. Los Templarios. Alba Y Crepusculo De Los Caballeros. ... 03.09.2021 - Япония в эпоху Хэйан (794-1185). Хрестоматия. ... 02.09.2021 - Московских Н. Инквизиция и инквизиторы во Франции ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *