Сулимов С.И. Антисистема в Китае: движение “Белого Лотоса”

FavoriteLoadingПометить для себя
Сулимов С.И. Антисистема в Китае: движение “Белого Лотоса”
5 (100%) 1 голосов
Сулимов С.И. Антисистема в Китае: движение «Белого Лотоса».

// Духовная жизнь общества и человека: история и современность. Международный сборник научных трудов ВГУИТ. – Воронеж, 2011. Вып. 5. – С. 119-129.

Проповедь Мани распространилась в странах, весьма далеких как от идей зороастризма, так и от христианства и гностицизма, которые лежали в основе манихейства, – например, в Китае. Первыми носителями манихейства здесь стали уйгуры – торговый народ, живший на северных и северо-западных границах страны. Манихейство пришло к ним по Великому Шелковому пути, а они уже распространили его по всему Китаю, сделав одним из самых влиятельных сектантских учений.

Сами китайские манихеи утверждали, что первое официальное признание их веры состоялось при дворе императрицы Утянь (династия Тан) между 689 и 705 гг. Ей преподнесли священные писания Мани, а проповедник Михр Ормузд рассказал об основах учения. Императрица была восхищена красотой и стройностью доктрины о противостоянии двух царств и очарована проповедником.

Благодаря содействию многочисленных уйгурских общин манихеи начали открывать свои храмы в крупнейших городах Китая, например в Лояне и древней столице империи Чанъане. Поскольку государство поддерживало уйгуров, защищавших рубежи Китая от вторжения тибетских отрядов, то при династии Тан была официально разрешена проповедь манихейства. Манихеям позволили строить монастыри в тайной надежде, что, осев в тихих обителях, они не станут проявлять активности в пропаганде своего учения. Но последователи Мани остались верны заповедям основателя: священнослужителям разрешалось жить в стенах монастырей лишь в случае тяжелой болезни, а в некоторых местах – еще и в период весенней распутицы. В другое же время они без устали странствовали по всему Китаю, а за ними тянулась вереница слухов о чудесах. Последователи Мани успешно переводили на китайский язык основные труды своего вероучения. Благодаря распространению этих переводов, сделанных в буддийской манере, манихейство в Китае стало восприниматься многими как буддийская секта, нередко как “тайная” или “еретическая”, что привлекало к ней еще больше последователей. По-китайски манихйство именовалось “моницзяо” (“учение полированной жемчужины”) или просто “минцзяо” – “учение света”.

Обратите внимание:  Ширер У. Взлёт и падение третьего рейха

Манихейство вобрало в себя немало немало христианских идей, но китайцами они воспринимались как исконно буддийские или даже даосские. Китай легко понял доктрину Света и Тьмы, поскольку она напоминала дуалистическое единство инь и янь, темного и светлого начал китайской космогонии. Правда, инь и янь не соперничают, а дополняют друг друга, что и отличает эту теорию от манихейского противостояния двух Царств. Зато в китайской натурфилисофии активно обсуждалась концепция пяти стихий (у син), или пяти первоэлементов мироздания (металл, дерево, вода, огонь, земля), весьма сходных с манихейскими пятью элементами света. Таким образом, манихейство стало восприниматься как вполне “китайская”, “родная” религия.

И как следствие этого манихейство просуществовало в Китае, вдали от своей родины, значительно дольше, чем в Персии. Оно стало частью крупнейшего сектантского движения “Белого лотоса” (Байляньцзяо), возникшего в V-VII вв. и активно действовавшего вплоть до конца XIX в. Именно последователи этого учения, организованные в ряд тайных обществ, подняли в 1899 г. знаменитое Боксерское восстание в Китае.

Отношение к манихеям стало меняться с уменьшением уйгурского влияния в Центральной Азии к середине IX в., когда уйгуры проиграли несколько крупных сражений киргизам. Тогда императорский двор счел, что манихейство – весьма опасное учение, объявил его ересью и приказал закрыть все манихейские монастыри. По свидетельству японского буддийского миссионера в Китае Эннина, “императорский эдикт предписывал, чтобы все манихейские служители по всей империи были убиты”. Часть манихеев скрылась в провинции Ганьсу, часть отправилась на юг Китая, в провинцию Фуцзянь, где до сих пор можно наблюдать древние манихейские обряды.

Манихеи за долгий срок своего исторического существования научились умело маскироваться. Например, прибыв на юг Китая, манихеи стали регистрировать свои общины как даосские, благо они так же, как и даосы, занимались врачеванием и гаданием. Считались они знатоками магии и колдовства, им приписывались самые невероятные чудеса. Среди манихеев было и немало мастеров боевых искусств. Более того, когда в начале XI в. в провинцию Фуцзянь приехали императорские чиновники, собиравшие даосские рукописи, манихеи убедили этих людей включить в канон два произведения их школы. И это происходило в то время, когда власти объявили манихеев не только опасными еретиками, но и людьми, которые могут наслать несчастье на других. Например, в официальных источниках специальным образом “неправильно” записывали иероглифы, передававшие имя Мани, в результате чего оно читалось то как “монахиня-демон”, то просто как “демон” или “злой дух”. Самих же манихеев именовали не иначе как “вегетарианцами и поклонниками злых духов”. Ходили слухи, что демоны действительно помогают манихеям. Рассказывали, например, что те, кто вступал в секту бедными, затем чудесным образом оказывались богатыми. Чиновники докладывали, что руководители манихеев занимаются поборами с рядовых членов и за счет этого “богатеют без меры”, поклоняются некоему Правителю демонов и Демонической матери (имелся в виду сам Мани).

На весь экран

(Просмотров: 46)
Категории Библиотека, метки , , . Постоянная ссылка.

Новое

23.05.2022 - Белов А.М. Ars grammatica. Книга о латинском языке. ... 20.05.2022 - Суржикова Н.В., Михалев Н.А., Пьянков С.А. Российское беженство: центры и периферии, процессы и структуры, индивиды и массы (1914–1922 гг.) ... 19.05.2022 - Элиаде М. Азиатская алхимия ... 16.05.2022 - Лассуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне ... 14.05.2022 - Тураев Б.А. Древний Египет ... 13.05.2022 - Малинаускене Н.К. Введение в историю латинского языка ... 12.05.2022 - Наливайко С. Давньоіндійські імена, назви, терміни: проекція на Україну ... 09.05.2022 - Распад СССР. Документы. ... 29.04.2022 - Бepнейс Э. Пропаганда ... 28.04.2022 - Шометт П.Г. (Анаксагор) Мемуары. 1792 год. ... 27.04.2022 - Письма во власть. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и советским вождям. ... 26.04.2022 - Швецов О.В. (Арсений еп. Уральский) Книга об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих ... 23.04.2022 - Мамуна Н.В. Зодиак мистерий ... 21.04.2022 - Пoмepанцев П. Это не пpопаганда. Xpоники миpoвой вoйны с peальностью. ... 20.04.2022 - Элиаде М. Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения. ... 19.04.2022 - Этюды о масонстве ... 15.04.2022 - Медведев В.Н. Транскультурный проект исламского терроризма: философско-антропологическое измерение ... 14.04.2022 - Klaits J. Servants of Satan: The Age of Witch Hunts ... 13.04.2022 - Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток. ... 11.04.2022 - Hammer-Purgstall (von Hammer-Purgstall) J.F. Mysterium baphometis revelatum ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии