Х
Халтобин Валерий Олегович. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И АНТИСИСТЕМА.
//В сб. "Методология, теория и практика социологического анализа современного общества" Сборник научных трудов участников Харьковских социологических чтений - 2001, Харьков, 2001.
В своей статье В.О.Халтобин предпринимает попытку применить категорийный аппарат
теории антисистем в достаточно нестандартной для этой теории области, а именно
в прикладной социологии.
Хантингтон С.
Столкновение цивилизаций
М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. Samuel P. Huntington. THE CLASH OF CIVILIZATIONS AND THE REMAKING OF WORLD ORDER. 1996.
Книга американского профессора Самюэля Хантингтона была написана им в развитие
статьи, опубликованной в журнале "Foreign Affairs", которая вызвала большой
читательский интерес, в ней автор попытался переосмыслить и описать с "новых"
позиций политическую реальность наших дней и дать прогноз глобального развития всей земной цивилизации,
разумеется - в "европоцентричной" упаковке.
Приведу фрагменты предисловия к русскому изданию: "Книга Самюэля Хантингтона “Столкновение цивилизаций” – первая проба практического применения новых смыслов, вложенных в понятие “цивилизация” во второй половине XX века.
...Базовое понятие “цивилизованного” было развито в XVII веке французскими
философами в рамках бинарного противостояния “цивилизация – варварство”. Это
послужило онтологической основой экспансии Европейской цивилизации и практики
передела мира без учета мнений и желаний любых неевропейских культур. ...
Новая формула “цивилизованного” потребовала иного практического решения в системе цивилизационных отношений. И идеологами новой практики стали американцы З.Бжезжинский с “Великой шахматной доской” и С.Хантингтон с представляемой книгой. Бывший государственный секретарь США, описывая работающие геополитические технологии назвал Россию “большой черной дырой на карте мира”, а доктор Хантингтон отнес ее к православной цивилизации и практически списал на пассивную форму сотрудничества.
Собственно главной сложностью поставленной проблемы стали классификация и география цивилизаций. Вся практика управления цивилизациями сводится в истинность описания поля “Великой Игры”. Доктрины Бжезинского и Хантингтона присутствуют в современной политике и, очень хорошо решив самые первые задачи, очевидно испытывают сложности на границах старых религиозных войн и в зоне разрушения Советского проекта.
На границе тысячелетий понятие цивилизации претерпевает очередные изменения.
...предполагается уход от географической составляющей, и окончательный переход
от формулы “кровь и почва” к принципу “язык и культура”. Тем самым, границы
новых единиц структурирования человеческой цивилизации ... проходят по ареалам
распространения языков и соответствующих образов жизни".
Занятно, что в русском переводе отброшена вторая часть названия - "...и переделка мирового порядка".
Михаил Хейфец. Цареубийство в 1918 году. Версия преступления и фальсифицированного следствия.
КНИГОТОВАРИЩЕСТВО МОСКВА-ИЕРУСАЛИМ, 1991.
Книга израильского публициста, бывшего советского диссидента М.Хейфеца, стоящая в одном ряду с трудами Нормана Кона ("Благословение на геноцид") и аналогичной литературой. По сути книга представляет собой конспективное изложение некой неопубликованной рукописи
эмигранта-репатрианта 1920-х годов профессора Бруцкуса, посвященной той же проблеме, с комментариями и лирическими отступлениями автора. С точки зрения издателей, Хейфец "раскрывает подлинную историю преступления", "пытается проанализировать причины и степень участия евреев в русской революции".
Автор пытается попутно критиковать выводы И.Шафаревича, колчаковского следователя Соколова, генерала Дидерихса, и, в результате, отстаивая непричастность своих соплеменников к цареубийству, приходит к парадоксальному выводу о виновности русских монархистов во всех бедах России и русской монархии. При этом совершенно загадочным образом его аргументация
(включая апологию Николая II и главного "друга" его семьи) едва ли не дословно совпадает с тезисами российских поклонников "старца Григория". В процессе рассуждений автора периодически "заносит", чего стоят одни его упоминания о вермахте, атакующем русские позиции в 1915 году...
Очевидно, что данная книга не может быть использована как исторический источник, в то же время она безусловно полезна как яркая иллюстрация взгляда определенных кругов (считающих гарвардского русофоба Р.Пайпса "крупнейшим специалистом" по русской истории) на данный период в историю России. Дорогого стоят некоторые непреднамеренные признания и случайные оговорки автора, отражающие "взгляд из Иерусалима" на проблему.
Попутно автор дает широкий экскурс в историю дореволюционной российской внешней
политики на Балканах (из которого читатели могут узнать, что, оказывается,
Россия была главным спонсором политического терроризма в этом регионе) и
сообщает немало других полезных сведений примерно аналогичного качества.
Henker. О дедовщине. Выступление на форуме, с послесловием.
Выступление по вопросу армейской "дедовщины" и связанных с нею проблем.
Авторская стилистика и орфография максимально сохранены.
Хайнц Хёне. Черный орден СС. История охранных отрядов. Олма-Пресс, 2003. ISBN 5-224-03843-X
Фундаментальное исследование немецкого историка, являющегося обещпризнанным крупнейшим специалистом по истории организации SS и ее подразделений. В качестве аннотации приведу фрагмент предисловия автора:
"Все сферы жизни немецкой нации были под их неусыпным контролем. Им подчинялись полиция и спецслужбы. Они оккупировали ключевые позиции в сельском хозяйстве, здравоохранении и науке. Им удалось просочиться в традиционную твердыню дипломатии и захватить командные высоты в бюрократии.
Они назывались «охранными отрядами национал-социалистской немецкой рабочей партии» или «шутцштаффельн», сокращенно – СС (по первым буквам слов). Они ощущали себя, как сформулировал Дитер Вислицени, «сектой нового типа, со своими собственными формами и обычаями».
Непосвященному не дано было заглянуть во внутренний мир тайной секты СС. Она оставалась для простых сограждан такой же зловещей и непостижимой, как орден иезуитов, против которого СС официально боролась, однако при этом подражала ему до мельчайших деталей. Руководители «черного ордена» сознательно поддерживали в народе чувство страха.
"Тайная государственная полиция – гестапо, уголовная полиция и служба безопасности – СД окутаны таинственным политико-криминальным ореолом", – восторгался шеф полиции затем службы безопасности обергруппенфюрер СС Райнхард Гейдрих. Сам же «магистр черного ордена» рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер признавался не без самодовольства: «Я знаю, что в Германии есть некоторые люди, которым становится плохо, когда они видят наш черный мундир, мы понимаем это и не ожидаем, чтобы нас любили».
Люди чувствовали, что некая тайная организация разбросала над рейхом огромную тончайшую сеть, однако разглядеть ее были не в состоянии."
Маршалл Г. С. Ходжсон. Орден ассассинов : борьба ранних
низаритов исмаилитов с исламским миром. СПб., "Евразия", 2004. Marshall G. S. Hodgson. The Order of Assassins; the struggle of the early Nizârî Ismâʻîlîs against the Islamic world. Gravenhage, Mouton, 1955.
Книга чикагского профессора была хронологически одной из первых западных
публикаций (выходивших в большинстве своём при финансовой поддержке Лондонского
института исмаилизма), основной задачей которых была реабилитация ассасинов и
ревизия их истории с целью коррекции их традиционного восприятия как
террористической организации и формирования положительного образа этих прямых
предшественников современного исмаилизма. Собственно, это была вообще
единственная серьёзная научная работа, вышедшая при жизни автора - более широко
известный труд "The Venture of Islam" (известный в России под названием "История
ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней") вышел только через
шесть лет после его смерти и по сути представлял собой компилятивную работу его
учеников. В предисловии к русскому изданию говорилось: "...подлинная история
ассассинов несравненно сложнее и интереснее сложившегося стереотипа: она
включает в себя прежде всего не политические убийства (они, к сожалению,
практикуются повсюду), а борьбу мировоззрений, напряженный духовный поиск (на
практике вылившийся в создание жесткой иерархической структуры), возможно,
повлиявший – через рыцарей-крестоносцев – и на мистические устремления
европейцев". Не может не вызвать интереса у пытливого читателя - каким именно
образом "напряжённый духовный поиск" должен привести в итоге к созданию "жёсткой
иерархической структуры" явно тоталитарного плана, хотя нельзя не согласиться с
тем, что знаменитые убийства, составившие громкую славу ассасинам, были всего
лишь закономерным побочным продуктом их духовных исканий. В этом отношении
данный труд можно совершенно обоснованно рассматривать как идейного и
методологического предтечу современных многочисленных "адвокатов терроризма".
По ссылке доступны в формате PDF первая глава первого
русского издания и полный текст репринта 1980 года первого англоязычного издания
1955 года.
А.Ходов. Теория этногенеза Льва Гумилева и характерные проблемы с ее восприятием.
Автор в достаточно популярной форме излагает свой взгляд на Пассионарную теорию этногенеза и описывает наиболее характерные заблуждения ее критиков.
Назад в библиотеку
|