Секты
Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник) Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн. Ростов-на-Дону 1998
Справочник Московского Патриархата по современным околосектантским и всевозможным "крышеедским" организациям, ведущим свою деятельность в России. В него вошли также и не имеющие религиозной окраски структуры (например, сеть распространения т.н."Гербалайфа"), использующие тем не менее те же методы, что и деструктивные секты. Книга интересна именно максимально широким охватом темы, хотя ряд вопросов рассмотрены достаточно поверхностно.
СКОПЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.( фрагменты истории изуверской секты )
Джеймс Дж. Бойл Секты-убийцы. Главы из книги. "Иностранная литература" No7, 1996
Речь пойдет о так называемых сектах и их деятельности в США и России. Читатели смогут убедиться, насколько удивительно похожи методы действия таких на первый взгляд различных сект как скопцы в царской России и последователи Джима Джонса в Гайане. Что интересно, скопческие ритуалы как две капли воды похожи на некоторые ритуалы катаров в Лангедоке, хотя их и разделяет почти тысяча лет. Автор судя по всему весьма поверхностно владеет историей православной церкви в России и описывает историю сектантства с квазиправославных и квазимонархических позиций, близких к позициям О.Платонова, однако очерки его при критическом к ним отношении весьма интересны. Джеймс Бойл подробно исследует историю становления и развития двух псевдохристианских сект - "Семья" Мэнсона и "Народный храм" Джима Джонса. Наглядно показано, как с неизбежностью любая сектантская структура сползает к банальной уголовщине.
С.В. Булгаков. СПРАВОЧНИК ПО ЕРЕСЯМ, СЕКТАМ И РАСКОЛАМ. Издательство «Современник», Москва, 1994.
Краткое справочное пособие, представляющее собой вторую часть фундаментального труда, первая часть которого была посвящена православию. В силу специфики авторского изложения в справочник в качестве учений, противных христианству, вошли например социализм и коммунизм, а в качестве расколов - заподноевропейские реформатские течения, но в целом книга безусловно полезна максимальной широтой охвата проблемы. Приведу фрагмент предисловия издателя: "...рассматривается сущность, обряды, обычаи 209 расколов, ересей и сект, дано определение 32 философским, "противным христианству" направлениям.
Разграничение терминов "секта", "ересь", "вероисповедание" довольно условно, установилось оно в новое время (после Реформации). Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению. В слове "ересь" обозначено, скорее, содержание самого учения. В ереси первых веков христианства начинались не с отрицания церковного учения как такового, но с попыток поставить под сомнение какой-либо пункт учения. Инициаторы и последователи ересей не осознавали себя в оппозиции к Церкви, ее авторитету, а, наоборот, являлись, по их собственному мнению, истинными выразителями и продолжателями христианства. В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом".
ИЗСЛѢДОВАНІЕ о СКОПЧЕСКОЙ ЕРЕСИ. НАПЕЧАТАНО ПО ПРИКАЗАНІЮ Г.Министра Внутреннихъ Дѣлъ.1844.
Данный документ был подготовлен известным русским исследователем сектантских течений В.И.Далем в бытность его чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел Российской империи. Исследование было издано мизерным тиражом, поскольку предназначалось, как сказали бы сейчас, "только для служебного пользования",
и в "бумажном" виде для исследователей малодоступно. Факсимиле в формате PDF. Ссылка предоставлена нашим постоянным читателем и автором Андреем.
Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2004.
Книга написана современным учёным-исмаилитом и издана на средства Лондонского
института исмаилизма, а
потому закономерно представляет собой апологию исмаилитского учения.
Естественно, что неудобные для подобной подачи материала факты или
замалчиваются, или представляются как клевета недоброжелателей и идеологических
противников. В тех случаях, когда сделать ни то, ни другое не представляется
возможным в силу резонансности исторических событий, автор просто отмежевывает
"правильных", "хороших" исмаилитов от "плохих" и "ненастоящих", этот немудрёный
приём он использует, в частности, упоминая о преступлениях против ислама
карматов. В аннотации издательства декларируется, что исмаилизм "Одно из
основных направлений шиитского ислама. Априори — изначально — «учение
избранных», которое при всей его значительности и организованности, вплоть до
30-х годов XX века оставалось «тайной за семью печатями» не только для
европейцев, но и для многих мусульман. До сих пор об исмаилизме мы могли узнать
лишь из произведений его оппонентов, сознательно искажающих, а то просто не
понимающих основных постулатов этого движения. Однако теперь нам представляется
возможность увидеть исмаилизм во всей полноте объективного научного
исследования...". Об объективности данного исследования читатели смогут
составить самостоятельное суждение, однако в данном исследовании представляют
несомненную ценность признание официальным апологетом исмалилизма некоторых
исторических фактов, к примеру - первенства исмаилитов в деле массовой
профессиональной подготовки террористов, использования в основании исмаилитской
космологии античного гностицизма и иудейских ересей. Автор даёт достаточно
развёрнутую картину исмаилитской идеологии и методов распространения этого
учения, в частности практики "сокрытия" истиной веры его последователями и
использования ими для мимикрии суфийских тарикатов. Заинтересованный читатель
без труда обнаружит в изложенных особенностях раннесредневековых исмаилитских
общин немало общего с характером деятельности некоторых гораздо более поздних
европейских организаций.
А.Л. Дворкин. ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ НАВЯЗЧИВОМУ НЕЗНАКОМЦУ или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995. Издание Информационно-консультативного Центра Свмч. Иринея еп. Лионского.
Книга раскрывает понятие тоталитарного сектантства и показывает методы вербовщиков, охотящихся за душами. Ссылка предоставлена постоянным автором нашего сайта А.Комнином.
А.Л. Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты.Опыт систематического исследования.
Еще одна книга сектоведа Александра Леонидовича Дворкина в нашей библиотеке, представляет собой изложение курса по сектоведению, читавшегося автором в Свято-Тихоновском Богословском институте. Как справедливо отмечает в своем предисловии автор, - "Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может затормозить их победное шествие по российским просторам и сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч. ". Ссылка предоставлена постоянным автором нашего сайта А.Комнином.
Др.Ден. Order of Nine Angles: сатанизм без маски.
Краткая справка по одной из западных сатанистских организаций, составленная
одним из специалистов Информационно-консультационного центра св. Иринея
Лионского.
Приведу фрагмент предисловия автора: "Настоящая работа посвящена изучению некоторых аспектов учения и практики “Ордена девяти углов”, в оригинале Order of Nine Angles. Это весьма авторитетная сатанинская группа, которая, наряду с COS (Церковь сатаны), TOS (храм Сета, который, правда, в последнее время просит не считать его сатанинской организацией) и рядом других групп, определяет лицо современного сатанизма. В процессе работы я воздерживался от каких-либо комментариев, полагая, что приведенный материал говорит сам за себя.". Ссылка предоставлена постоянным автором нашего сайта Антоном Комнином.
П.В.Игнатьев Сексуальная жизнь
дореволюционной русской деревни. СПб., 2014. текст 18+
Очень неожиданная статья, тем не менее имеющая самое
непосредственное отношение к тематике сайта.
Приведу в качестве аннотации авторское предисловие: "Кажется
невероятным, но при всей современной популярности всякого рода "клубнички" и
практически полном отсутствии цензуры (разве что кроме идеологической)
современные жители России имеют весьма смутное представление о том, как
протекала так сказать "интимная жизнь" их предков. Можно даже сказать, что они
не имеют этого представления вовсе. И причина этого кроется в ханжеском мифе о
некоей высокой одухотворённости русской деревни, который создали, как ни
странно, либеральные писатели XIX века и толстовцы, а
затем развили уже при советской власти до совершенно безбрежных размеров
представители т.н. "деревенской прозы". В результате возник абсурдный шаблон,
который представляет русскую деревню, особенно дореволюционную, как эдакий
буколический пейзажик, на фоне которого чинно выступают высокоморальные пейзане,
объединённые в пасторальную сверхзаботливую общину, где все равны. Ну, или почти
все... И не менее высокоморальной наш современник представляет себе и
патриархальную крестьянскую семью, где все слушаются, любят и уважают "сурового,
но справедливого" главу семейства - крестьянина. Который есть Соль Земли
Русской, истово православный, крепкий трудолюбивый рачительный хозяин, и т.д. и
т.п., а если и некрепкий - то исключительно по причине страданий, посредством
которых совершенствуется его душа, причём процесс этот - перманентный. Автор ни
в коей мере не ставит перед собой цели как-то очернить дореволюционное русское
крестьянство, но вышеописанный шаблон по его глубокому убеждению нуждается в
незамедлительном разрыве. И сделать это надо в том числе и ради исторической
памяти, чтобы хоть кому-то возможно стали бы понятны некоторые особенности
"загадочной русской души" и отдельные скрытые пружины исторических процессов.
Иначе для многих кровавый кошмар, накрывший Россию в начале
XX века кажется как бы взявшимся из ниоткуда, в лучшем случае плодом
заговора неких сверхзлобных и сверхвлиятельных сил, охмуривших русского мужичка.
В этой статье автор постарается кратко описать хотя бы отчасти, что на самом
деле творилось за фасадом столь милой сердцу интеллигента и "почвенника" русской
деревни вплоть до революционных событий 1917 года."
Даниил Клугер. ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО ТЕРРОРА. //Журнал "Гриф", приложение к газете "Русский израильтянин", сентябрь 1998
Очень интересная статья, посвященная истории шиитской секты исмаилитов и их своеобразного военного ордена - асассинов. Автор - гражданин Израиля, выходец из СССР - разумно обосновывает определенные параллели и взаимосвязь между средневековыми фанатиками и современными ближневосточными террористами.
Коваленко М.И.Этнопсихология деструктивного сектантства.
Опубликована в сборнике научных трудов, посвященных юбилейным Ананьевским чтениям.
СПб, 1998 год.
Относительно небольшая, но достаточно интересная статья по проблеме
современного сектантства и его роли в процессе этногенеза.
Ириней Лионский. Против ересей. Обличение и опровержение лжеименного знания. Перевод прот. П. Преображенского.
Пятикнижие одного из основателей христианского богословия является первым письменным трудом против лжеименного знания - гностических ересей. До открытия библиотеки гностических рукописей в Наг-Хаммади преимущественно из этого труда исследователи узнавали содержание разного рода гностических учений. Третья, четвертая и пятая книги были обнаружены только в 1940 году, четвертая книга посвящена отдельно критике маркионитов. Св.Ириней являлся также автором ряда малых трутов и посланий: "Доказательство апостольской проповеди",
"О познании",
"Послание к Флорину", «О единоначалии, или О том, что Бог не есть виновник зла», "Об огдоаде", "Послание к Власту «О схизме»",
"Послание к папе Виктору",
"Послание к Александрийскому епископу".
Востриков И., Сулимов С. Вуду как антисистема.
Статья кандидата философских наук С.И.Сулимова, написанная им в соавторстве с
И.Востриковым, посвящена рассмотрению генезиса культа вуду с позиций теории
этнических антисистем и содержит малоизвестные для отечественного читателя
сведения об истории и происхождении данного культа. Публикуется на правах
рукописи.
Сулимов С.И. Доктрина «Белого Лотоса» как иллюстрация антисистемы.//
Культурология: пересечение научных сфер /Сб. статей. – Воронеж : типография
Воронежского ЦНТИ, 2012. – Вып. 7. – С. 167-178.
Первая статья из цикла работ о китайской организации "Белый Лотос", посвящённая
анализу религиозной доктрины этого движения. Автор вскрывает органические связи
синкретической идеологи "Белого Лотоса" с манихейством, апокрифическим
даосизмом, буддизмом и традиционным конфуцианством.
А.В.ТОНКОНОГОВ. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СЕКТАЛОГИЯ. МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НИИ уголовно-исполнительной системы. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.
Очень интересное исследование, своим появлением вызвавшее массовое возмущение в определенных кругах, вплоть до подачи судебных исков. Приведу фрагмент авторского предисловия: "Одним из дестабилизирующих факторов в мировом социуме и российском обществе являются - секты, адепты которых всё чаще совершают преступления и отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы; также адептами различных религиозных, псевдорелигиозных, светских сект всё чаще, к сожалению, становятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Деятельность адептов, направленная на создание внутри учреждений сектантских групп на данный момент носит латентный характер. Но как свидетельствует международная практика - секты открыто выступают, активизируя свою антисоциальную деятельность, в соответствии со своей тайной доктриной в сроки, которые известны только узкому кругу, так называемых, «посвящённых» (в основном руководителям секты). Предупреждение создания сект в среде осуждённых, а также в среде сотрудников уголовно-исполнительной системы, профилактика преступлений, совершаемых адептами сект, является необходимым условием поддержания стабильности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания."
Ученые записки
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия
«Философия, культурология,
социология, социальная работа». № 4 (33). Чита, 2010.
Записки включают научные сообщения Алексеева Д.С. "Опричнина как этническая
агрессия", Казаченко Е.В. "Нетрадиционные религиозные общества и секты в России" и ряд других интересных материалов. Текст по ссылке представлен в формате
PDF.
Маршалл Г. С. Ходжсон. Орден ассассинов : борьба ранних
низаритов исмаилитов с исламским миром. СПб., "Евразия", 2004. Marshall G. S. Hodgson. The Order of Assassins; the struggle of the early Nizârî Ismâʻîlîs against the Islamic world. Gravenhage, Mouton, 1955.
Книга чикагского профессора была хронологически одной из первых западных
публикаций (выходивших в большинстве своём при финансовой поддержке Лондонского
института исмаилизма), основной задачей которых была реабилитация ассасинов и
ревизия их истории с целью коррекции их традиционного восприятия как
террористической организации и формирования положительного образа этих прямых
предшественников современного исмаилизма. Собственно, это была вообще
единственная серьёзная научная работа, вышедшая при жизни автора - более широко
известный труд "The Venture of Islam" (известный в России под названием "История
ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней") вышел только через
шесть лет после его смерти и по сути представлял собой компилятивную работу его
учеников. В предисловии к русскому изданию говорилось: "...подлинная история
ассассинов несравненно сложнее и интереснее сложившегося стереотипа: она
включает в себя прежде всего не политические убийства (они, к сожалению,
практикуются повсюду), а борьбу мировоззрений, напряженный духовный поиск (на
практике вылившийся в создание жесткой иерархической структуры), возможно,
повлиявший – через рыцарей-крестоносцев – и на мистические устремления
европейцев". Не может не вызвать интереса у пытливого читателя - каким именно
образом "напряжённый духовный поиск" должен привести в итоге к созданию "жёсткой
иерархической структуры" явно тоталитарного плана, хотя нельзя не согласиться с
тем, что знаменитые убийства, составившие громкую славу ассасинам, были всего
лишь закономерным побочным продуктом их духовных исканий. В этом отношении
данный труд можно совершенно обоснованно рассматривать как идейного и
методологического предтечу современных многочисленных "адвокатов терроризма".
По ссылке доступны в формате PDF первая глава первого
русского издания и полный текст репринта 1980 года первого англоязычного издания
1955 года.
Эгерберг А. О манихеизме кришнаитов. Лейпциг, 2014.
Дискуссионная статья нашего немецкого автора Александера
Эгерберга представляет доктрину секты кришнаитов в неожиданном свете - как
очередное возрождение манихейского учения в современную эпоху и на специфической
почве. Работа интересна тем, что автор рассматривает
параллели в современном кришнаизме, древнем манихействе и исмаилизме, и
выдвигает гипотезу об их догматическом и эсхатологическом родстве, а также
предлагает непротиворечивую версию возможного возникновения такого родства. От
большинства публикаций по этой тематике её отличает то, что автор старается
избежать освещения вопроса с позиций какой-либо из традиционных религий.
Авторский текст снабжён богатой библиографией по проблеме,
которая сама по себе, вне зависимости от изложенного в статье, может быть
полезна для самостоятельного изучения проблемы.
Baur. Sur le Manicheisme des Cathares. Tuebingen, 1831.
Труд Баура "О манихействе катаров", также изданный в Германии, можно считать прямым продолжением работы Вольфа, несмотря на то, что их разделяет более ста лет.
В нем автор впервые доказательно изложил тезис о том, что альбигойская ересь,
религия катаров были по сути не течением в христианстве, а развитием
манихейства, мимикрировавшим под движение сторонников "чистого", "неискажённого"
христианства.
S.de Sacy. Expose de la Religion des Druses. Paris, 1838.
Исследование по особенностям верований друзов, автор показал влияние гностических доктрин и манихейского учения на формирование религии друзов, зародившейся первоначально как течение в исмаилизме.
Wolf. Manichaeismus ante Manichaeos, et in Christianismo Redivivus. Hamburg, 1707.
Книга профессора Иоганна Христофора Вольфа фактически открыла светскому европейскому читателю такое явление, как манихейство, изучением которого в Европе занимались до того практически исключительно богословы. При этом автор попытался связать манихейскую идеологию с тезисами ревнителей "очищения" христианства, возврата "к истокам".
Таким образом впервые было показано не только родство манихейства со
средневековыми христианскими ересями, но и его идеологическая близость со
многими сектантсткими учениями в рамках современного западного христианства.
Назад в библиотеку
|