

Изрядно ныне подзабытая, эта работа, изданная с подзаголовком “Опыт психологии народов”, заложила в своё время основы понимания взаимосвязи особенностей вмещающего ландшафта и стереотипов поведения этноса в нём.
Крживицкий одним из первых начал формировать целостное представление о человеческой культуре на основе синтеза естественных и гуманитарных наук. Согласно его концепции наследственные биологические признаки конкретной расы формируют её устойчивый психотип, а тот, в свою очередь определяет уникальность культуры в целом. В книге рассматриваются психические различия и рас, и народов как результат их антропологического разнообразия, автор писал: «Между нравственной стороной человека и его нравственной средой должно существовать соответствие точно так же, как существует оно между физической средой и его физической природой. … Следовательно, внешние условия, естественные или общественные, представляют собой регулирующий фактор и придают соответственный характер живому человеческому материалу.». Психический тип (психотип) расы, по мнению автора, так же устойчив, как и её физический тип. Каждый народ представляет собой синтез расовых антропологических типов (абсолютно не всегда однородных или близкородственных при этом), психические параметры которых и складываются в совокупный национальный психотип, определяющий культуру и историческую судьбу данного народа. Поэтому было вполне ожидаемо, что труды автора в своё время “угодили под раздачу” со стороны идеологов научного коммунизма, и не спасло даже то, что автор сам был первым переводчиком “Капитала” Маркса на польский язык.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.