Великiй С.П. Обидагъ, восточная повѣсть

Метки:
FavoriteLoadingПометить для себя
Оцените публикацию

Номинально переводчик, а по сути в какой-то степени автор этой книги, изданной в Петербурге в 1786 году – Семён Великий, внебрачный сын будущего императора Павла I и фрейлины Софьи Ушаковой (тогда во вдовстве – Черторыжской/Чарторыйской), которая, будучи старше цесаревича на девять лет и успев побывать замужем, отличалась даже на общем фоне екатерининской эпохи особым талантом к экзотическим амурным забавам, сохраняла при этом внешность девочки-подростка и была отряжена к наследнику для “любовных экзерциций”. Результатом успешных “экзерциций” и стало рождение автора.

Полное название книги – “Обидаг восточная повесть с немецкаго на российской язык переведенная Семёном Великим, прилежным к наукам юношею”, она была написана, когда Семёну было всего 13 лет, и он ещё только учился в Петропавловской (“Петровской”) школе. Издание представляло собой билингву – русский перевод с оригинальным текстом. Формально авторство этого произведения приписывается Самуилу Джонсону, но фактически он видимо был лишь издателем текста, который представляет собой нравоучительную масонскую легенду “манихейского” ряда в “индийском антураже”. Достаточно вспомнить, что примерно тогда же в масонской типографии был издан и первый перевод на русский “Бхагават-Гиты”. Занятно, что перевод “Обидага”, выполненный Великим, не стал затем каноническим (хотя и был переиздан затем ещё раз) – уже в 1789 году А.Петров выполнил для “Всеобщей системы воспитания” повторный перевод того же текста.

Интересна последующая судьба Семёна Великого: безусловно талантливый юноша, он успешно закончил Морской корпус, будучи выпущен на флот сразу лейтенантом (а не мичманом, как большинство) и дослужился до капитан-лейтенантов, геройствовал на русско-шведской войне. Однако в 1793 году он по слухам в обществе “внезапно скончался” в Кронштадте, а по официальным документам был якобы командирован в числе прочих офицеров в Лондон к графу Воронцову для зачисления на английский флот, где в 1974 году и “пропал без вести”, якобы во время кораблекрушения у дальних берегов. На деле возможно как это, так и то, что, будучи определённо юношей неглупым, он примерял на себя судьбу Иоанна Антоновича, и разумно решил, что дожидаться очередного Мировича явно не следует…

Обратите внимание:  Черняк Е.Б. Невидимые империи

Попытки обосновать авторство “Обидага” предпринимались и в советское время (см, например, Левин Ю.Д. Кто автор «восточной» повести «Обидаг»?), с разной степенью достоверности. Здесь надо упомянуть, что длительное время авторство русского текста и в России, и за рубежом приписывалось Екатерине Великой, бабке автора. В итоге разысканий были обнаружены немецкие тексты, якобы являющиеся опять же переводами с Роберта Додсли, текстуально они близки опубликованному Великим, что, впрочем, для такого небольшого объема и неудивительно. Вместе с тем были обнаружены дополнительно ещё не менее пяти различных более поздних переводов на русский, что даёт все основания атрибутировать текст именно как легенду, имевшую в тот период достаточно широкое хождение, причём изначально скорее всего написанную именно на немецком: текст не имеет характерных признаков перевода с английского.

Факсимильный вариант раритетного издания 1786 года был специально переподготовлен для нашего сайта.

Факсимиле издания 1786 года

alt: Великiй С.П. Обидагъ, восточная повѣсть

Электронный текст перевода А.Петрова

На весь экран

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 1)
Категории Библиотека, метки . Постоянная ссылка.

Новое

26.09.2022 - Мирский М.Б. Очерки истории медицины в России XVI-XVIII вв ... 24.09.2022 - Список книг, не подлежащих распространению в книготорговой сети (1981) ... 23.09.2022 - Levack B.P. The Devil Within. Possession and Exorcism in the Christian West. ... 22.09.2022 - Киган Д. Великая война ... 21.09.2022 - Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов ... 20.09.2022 - Демонология и народные верования ... 19.09.2022 - Арендт Х. О насилии ... 18.09.2022 - Вонг Е. Даосизм ... 17.09.2022 - Антология еврейской средневековой философии ... 16.09.2022 - Ингрэмъ Дж.К. Исторiя рабства отъ древнѣйшихъ до новыхъ временъ ... 14.09.2022 - Экономическое расслоение крестьянства в 1917 и 1919 г. ... 13.09.2022 - Стефан Дж. Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945 ... 12.09.2022 - Глинка Г.А. Древняя религiя Славянъ ... 11.09.2022 - Научный атеизм, религия и современность ... 10.09.2022 - Седов В.В. Древнерусская народность ... 09.09.2022 - Именной список потерь на фронтах в личном составе Рабоче-Крестьянской Красной Армии за время гражданской войны ... 08.09.2022 - Епихин А.Ю., Мозохин О.Б. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы Новой экономической политики ... 07.09.2022 - Воропаев С. Энциклопедия третьего рейха ... 02.09.2022 - Дударев С.Л. Статьи, заметки, лекции по истории. Вып.VI. ... 31.08.2022 - Окороков А.В. СССР против США. Психологическая война. ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии