Влияние ритмичной музыки на поведение толпы

FavoriteLoadingПометить для себя
Влияние ритмичной музыки на поведение толпы
5 (100%) 1 голосов

Текст на удивление добротной курсовой работы по социологии. Определение понятия толпы, анализ механизма её формирования и разновидностей. Изучение психологических свойств толпы и индивида в ней. Анализ взаимосвязи музыки и поведения. Исследование воздействия музыки разной степени тяжести на конвенциональную толпу.

К сожалению, нам не удалось установить автора этой работы, мы просим его откликнуться.

Скачать в формате электронной книги

Введение

Музыка издревле интересовала человека, была неотъемлемой частью его культурной, социальной и личной жизни.
Во многих научных трудах изучается воздействие музыки на человека. Например, изучалось, как разные стили и музыка в целом влияют на психическое и соматическое состояние человека, как музыка влияет на формирование личности, как музыка с разным ритмом влияет на соматическое состояние человека. [Богатырева, Шутилова,2013], [Воробьев, Милорадова,2011], [Серебрякова,2014], [Катаранова, Маляренко, Татарко, 1999] Выявлена зависимость между музыкой и состоянием человека: спокойная музыка влияет на человека успокаивающе, более энергичная – возбуждающе, есть также данные о том, что очень энергичная «тяжелая» музыка влияет на человека отрицательно. [Богатырева, Шутилова, 2013], [Серебрякова,2014], [Катаранова, Маляренко Татарко, 1999] Однако везде изучается влияние музыки только на отдельно взятого индивида, и почти нет данных о влиянии музыки на поведение толпы.
Таким образом, предпосылкой к созданию данной работы послужила недостаточная освещенность темы влияния музыки на толпу и на поведение толпы.
Во всех найденных нами источниках, как уже говорилось, исследуется влияние музыки только на отдельно взятого индивида или на то, как музыка помогает индивиду социализироваться в обществе. [Воробьев, Милорадова, 2011], [Орехова, 2013] Также предпосылкой к созданию данной работы послужил личный опыт авторов, побывавших на достаточно масштабном уличном концерте. В ходе концерта авторы отметили, что на какой-то момент и они сами, и люди вокруг утратили значительную часть осознания окружающей действительности: все присутствующие были охвачены единым порывом и действовали как единый организм, фактически бессознательно.
Поэтому в нашей работе мы постараемся более детально разобраться в том, как именно ритмичная музыка может влиять на поведение толпы.
Актуальность данной темы заключается в двух аспектах:
1. Недостаточная освещенность проблемы влияния ритмичной музыки на поведение толпы.
2. Установление закономерности влияния различной музыки на толпу. Установив эту закономерность, можно обезопасить людей от несчастных случаев, которые случаются при массовом скоплении людей. При возникновении критической ситуации можно использовать музыку как успокаивающее средство, что поможет избежать трагических случаев гибели и увечий, которые происходят из-за давки и паники в толпе.
Теоретико-методологической базой нашего исследования послужили труды по психологии толпы таких авторов как Г. Лебон, С. Московичи, А.Назаретян, Б.Парыгин, З.Фрейд, а также современные исследования по влиянию музыки на отдельного взятого индивида. [Богатырева, Шутилова, 2013], [Серебрякова,2014], [Воробьев,Милорадова,2011], [Маляренко,Катаранова,Татарко,1999], [Сороченко, 2002], [Молчанов,2012], [Добжанская,2008], [Астафьев,1978], [Петрушин,1999] Анализ этих работ позволил определить недостаточную освещенность темы влияния музыки на поведение толпы.
Гипотеза: чем «тяжелее» и ритмичнее музыка, тем ярче эмоции, и тем быстрее утрачивается индивидуальное «я» и начинает преобладать «коллективное я». Чем хаотичнее и резче переходы от спокойных частей отдельной композиции к быстрым, тем больше воздействие на психику.
Предмет исследования: особенности поведения толпы в зависимости от воздействия ритмичной музыки разной степени тяжести.
Объект исследования: воздействие музыки на толпу.
Основные задачи данного исследования:
1. Теоретический анализ уже имеющихся материалов по темам «психология толпы», «психологическое влияние музыки на толпу», «влияние музыки на состояние человека».
2. Проанализировать, какое именно воздействие оказывает музыка разной степени тяжести на конвенциональную толпу.
3. Анализ результатов и выводы в соответствии с гипотезой настоящего исследования.

Раздел 1. Теоретическое обоснование влияния ритмичной музыки на поведение толпы

1.1 Понятие «толпа», ее формирование и разновидности

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой в то время психологи понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Психология толпы была подробно изучена в трудах таких ученых, как Г.Лебон [Лебон,1895], Г.Тард [Тард,1893,1999], З.Фрейд [Фрейд,1923], С.Московичи [Московичи,2011,1998], В.Н.Войтоловский [Войтоловский,1925], Б.Д.Парыгин [Парыгин, 2003], Р.И. и А.В. Мокшанцевы [Мокшанцевы,2001], П. Корявцев [Корявцев,2006], и продолжает изучаться и сейчас.

В современных исследованиях изучается взаимодействие индивида и толпы [Фадеев,2013], [Белокопытов,2012], [Журавлев,2014], изучается доля бессознательного в толпе [Белокопытов,2014], особенности индивидов, с большей охотностью включающихся в толпу [Злоказов,2013], и т.п.

Основателем психологии толпы считается Г.Лебон. Он первым сформулировал парадигму изучения толпы, сосредоточив внимание на трех основных проблемах:

-Изучение психики и поведения индивида в толпе;

-Изучение поведения толпы как целостного образования;

-Изучение влияния вождя на поведение толпы.

С.Московичи сформулировал основной постулат социальной психологии. Он считал, что все, что является коллективным, бессознательно; все, что бессознательно, является коллективным.

Таким образом, толпа, являясь коллективной формой поведения, пробуждает в человеке бессознательное. Прорыв бессознательного в сознание побуждает человека к коллективным формам поведения. [Московичи, 2011]

В.Н. Войтоловский отмечал, что колыбелью всякой общественности оставалась и остается толпа. Социальные инстинкты действуют на волю, чувства и активность людей. [Войтоловский, 1925]

Б.Д. Парыгин, занимавшийся проблемами массовой психологии, отмечал, что толпа — это всего лишь наиболее яркое и концентрированное проявление того, что свойственно большой массе людей, а именно:

-Экзальтация,

-Эмоциональный максимализм,

-Внушаемость,

-Готовность к немедленному действию,

-Завышенные ожидания,

-Преклонение перед героем.

В толпе сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участников приобретают одно и то же направление. Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дал бы волю, будь он один. В толпе он не склонен к обузданию этих инстинктов, потому что толпа анонимна, и ведущим здесь становится не сознание, не разум, а бессознательное, инстинкты. Доминирование инстинкта приводит к ослаблению воли, и человек психологически и социально выпадает из рамок культуры и становится беззащитен перед внушающим воздействием.

Взаимодействие между людьми становится односторонним, правила и нормы утрачивают свою регулирующую функцию. Человек на некоторое время утрачивает культуру, и его психика проявляется в «неокультуренном» виде.

В настоящее время для психолога толпа представляет единственный вариант изучения психики, не подверженной культурному влиянию. [Московичи,2011]

Существует множество различных определений понятия «толпа».

Приведем только несколько из них, данных разными авторами:

По Г. Лебону толпа «похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю». [28, 311стр.]

По С. Митрохину, «толпа – это такая почва, на которой вырастало все самое страшное и уродливое в нашей истории». [13, 46 стр.]

С. Московичи считал, что психологически толпа–это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью. [Московичи, 2011]

К.С. Рощин считал, что под толпой необходимо понимать изначально неорганизованное скопление людей, не имеющих общей осознанной цели, и, как правило, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения. [Рощин, 1990]

Толпа — конгломерат живых существ. Характеристики толпы во многом зависят от индивидуальных и общих особенностей индивидов, которые ее составляют. [Корявцев, 2006]

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но при этом взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. [Мокшанцевы, 2001]

Несмотря на разность формулировок, мы можем увидеть, что у всех у них есть нечто общее, а именно: толпа – это всегда некое скопление людей, большое количество людей, собранных вместе и объединенных некой эмоцией, идеей, чувством, действием.

Хотя в наиболее современных исследованиях говорится о новом подвиде толпы — о так называемой публике или рассеянной толпе.

Публика является следствием развития технологического прогресса. Если раньше людям необходимо было собираться вместе, чтобы информировать друг друга, то теперь в этом необходимости нет: телевизоры, радио, телефоны, и интернет есть почти в каждом доме.

Таким образом, люди находятся в изоляции друг от друга, но при этом имеют доступ к одной и той же информации, и все вместе образуют специфическую общность людей как новую разновидность толпы. [Московичи, 2011]

Однако в нашем исследовании нас интересуют именно «живые толпы» и то влияние, которое может оказывать на них та или иная музыка. Но для начала нам необходимо понять, какими эти «живые толпы» бывают, как они формируются и из чего состоят.

Выделяют множество разновидностей толпы, в зависимости от точки зрения исследователя (психологическая, социальная, политическая), задач исследования и т.п.

Например, Г.Лебон предложил следующую классификацию толп, которая основывается на «простом скопище людей»[28,стр 192]:

-Разнородная (сюда относятся толпы анонимные (например, уличная толпа зевак) и неанонимные (например, парламентское собрание);

-Однородная (сюда он включил секты (политические, религиозные), касты (военных, рабочих, духовенства), классы (класс буржуазии, интеллигенции, крестьянства и т.п.);

Другими авторами выделяются следующие классификации:

-По управляемости (стихийная (формируется самостоятельно, без участия конкретных физ.лиц) и ведомая (формируется под влиянием конкретного человека, лидера));

-По активности (пассивная (эмоциональное возбуждение отсутствует) и активная (характеризуется наличием разной степени эмоционального возбуждения));

И т.д.

В нашем исследовании нас будет интересовать психологическая классификация толпы.

Она основана на характере поведения отдельных индивидов, находящихся в ней. По этой классификации выделяют:

-Окказиональную толпу. Она образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (например, ДТП, пожар, уличный концерт, происходящий спонтанно, и т.п.);

-Конвенциональную толпу. Она формируется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу (например, праздник на день города, митинг по конкретному социально-значимому событию, заранее объявленный концерт или фестиваль). Такая толпа готова следовать неким нормам поведения, принятым в этой среде (например, разные нормы поведения у участников митинга и участников концерта на день города; у слушателей симфонического оркестра и у слушателей рок-концерта). Но нормы поведения эти достаточно диффузны и следовать им такая толпа может лишь временно;

-Экспрессивную толпу. Обычно такая толпа является результатом трансформации случайной (окказиональной) или конвенциональной толпы. Ее характерной особенностью является особая сила массового проявления эмоций и чувств. В такой толпе выражается совместное отношение людей-участников толпы к какому-либо событию. При этом спектр эмоций абсолютно различен: от радости, энтузиазма, удовольствия, восторга, к возмущению, протесту и даже ненависти. Т.е. людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно. Часто это выражение является ритмическим. Примером могут быть речевки, скандируемые фанатами на матчах или общее подпевание людей, собравшихся на концерте, вокалисту, когда все вокруг знают слова песни и поют вместе с лидером, которым в данный момент является вокалист, т.к. именно он задает толпе ритм (хотя иногда, в силу специфики поведения, толпа может выработать собственный ритм, не совпадающий с ритмом вокалиста);

-Экстатическую толпу. Этот вид толпы представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Такая толпа характеризуется состоянием общего экстаза, исступления, на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.);

Экспрессивная и экстатическая толпы во многих источниках указываются как подвиды, ступени развития толпы конвенциональной. Они схожи по механизмам формирования, и различаются лишь по степени накала эмоций, по степени осознанности каждого индивида, находящегося в толпе (чем выше накал эмоций, тем меньше «индивидуального я» и тем больше начинает преобладать т.н. «коллективный разум», «коллективное бессознательное»).

Также выделяют еще один подвид толпы – действующую толпу. Она формируется как и конвенциальная толпа. Осуществляются действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя:

-Агрессивную толпу. Такая толпа объединена слепой ненавистью к конкретному объекту. Обычно сопровождается активными действиями: избиениями, погромами, поджогами и т.п.

-Паническую толпу. К ней относят стихийно спасающихся от реального или воображаемого источника опасности людей, большое скопление людей.

-Стяжательскую толпу. Она вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами – т.н. мародерство). [Корявцев,2006 ], [Мокшанцевы, 2001]

Необходимо отметить, что отсутствие ясных целей (диффузность структуры толпы) порождают одно из самых важных свойств толпы – ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой.

Для нашего исследования представляет интерес именно механизм превращения толпы конвенциональной в экспрессивную и экстатическую толпы.

Нам важно понять, как именно и какая музыка оказывает такое влияние на конвенциональную (а в некоторых случаях и на окказиональную) толпу, что она перерождается в экспрессивную и экстатическую.

Но прежде чем приступить к исследованию механизма превращения конвенциональной толпы в экспрессивную и экстатическую, необходимо рассмотреть еще один важный аспект понятия «толпа» — то, как толпа формируется.

Парадокс толпы заключается в том, что, несмотря на всю свою хаотичность, она не лишена некоторой организации. Организующим фактором толпы может быть некий общий объект внимания (формирование случайной толпы) или некая традиция/заранее известное событие (формирование толпы конвенциональной). [Корявцев, 2006]

Основными формирующими силами толпы являются циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение толпы) и слухи (процесс кружения).

Формирование толпы нередко начинается с ядра, в качестве которого выступают зачинщики. Первоначальное ядро толпы может складываться рационалистически и ставить перед собой вполне конкретные цели. Но в дальнейшем ядро начинает лавинообразно и стихийно расширяться и обрастать. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, кажется, не имеют друг с другом ничего общего.

Т.е. происходит некое событие, которое привлекает внимание и порождает любопытство. Взволнованный этим событием, индивид присоединяется к уже собравшимся, и готов утратить часть своего обычного самообладания, чтобы получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся вместе индивидов проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

Например, музыканты на улице начинают играть что-либо. Они выступают зачинщиками или лидерами. Привлеченные знакомой музыкой, вокруг них начинают собираться люди, подпевать. И привлеченные уже этими собравшимися людьми (любопытство; любопытно, почему собралась толпа, любопытно, что происходит в центре, откуда доносится музыка), начинают подходить другие люди (лавинообразное и стихийное расширение). Толпа растет, людей становится все больше, происходит циркулярная реакция и вот уже вместо пары музыкантов и небольшой группы людей – огромная толпа возбужденных и счастливых индивидов.

Далее чувства участников толпы только обостряются, возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих, нарастает общее возбуждение.

Результатом этого является то, что в итоге появляется новый общий объект внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства, воображение людей.

Обратите внимание:  Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы.

Таким образом, можно сказать, что меняется объект интереса: если вначале это было привлекающее внимание событие, которое собрало вокруг себя людей, то теперь этим объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ есть результат творчества самих участников. Его отличительными признаками является то, что он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и сплачивает толпу в единое целое.

На завершающем этапе формирования толпы происходит активизация индивидов к конкретным действиям, часто агрессивным. Активизация происходит при помощи дополнительного стимулирования через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту.

Рассмотрев, как формируется толпа, можно определить также и ее состав. Он включает в себя:

-Ядро толпы (зачинщики) – субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее энергию в поставленных целях

-Участники толпы — индивиды, примкнувшие к толпе благодаря идентификации своих ценностных ориентаций с направлением действий толпы. Они не являются зачинщиками, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Опасность здесь могут представлять агрессивные личности, примыкающие к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, часто садистским, наклонностям.

Среди участников толпы следует отдельно выделять т.н. добросовестно заблуждающихся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, и могут быть движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.

Следующий «слой» состава толпы – обыватели. Они не проявляют такой большой активности, как, например, участники или зачинщики. Обывателей привлекает само зрелище и, возможно, энергия толпы, т.к. это приносит в их жизнь некое разнообразие.

В толпе также находят себе место повышено внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.

Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, но их присутствие увеличивает массовость и привлекает к толпе еще большее внимание. [Мокшанцевы,2001]

1.2 Психологические свойства толпы и психологические свойства индивида в толпе

Психологические свойства толпы

Отличительными характеристиками, психологическими свойствами толпы, являются следующие:

В когнитивной сфере:

-Неспособность к осознанию. Важные свойства толпы – бессознательность, инстинктивность и импульсивность.

Отдельный человек в состоянии подавить свои бессознательные рефлексы, а толпа этой способности не имеет: индивидуальное растворяется в коллективном, «поскольку сознание индивидуально, а бессознательное – коллективно» [31,c.10].

Таким образом, в действие вступает неуправляемый стадный инстинкт, который особенно силен, если нет лидера, нет сдерживающих команд и ситуация является критической.

Отсюда и возникает вопрос: можно ли с помощью музыки успокоить толпу или придать ей нужное зачинщику-лидеру состояние?

-Особенности воображения. Толпа восприимчива к впечатлениям, и характерной особенностью является то, что образы, поражающие толпу, всегда бывают простыми и ясными. Возможно, это связано с тем, что толпа просто не в состоянии понять более сложные образы, которые, например, мог бы понять отдельно взятый человек.

-Особенности мышления. К ним относятся:

А) Категоричность: толпа категорична и решительна, она не умеет сомневаться.

Б) Консерватизм: несмотря на революционный образ действий, толпа обычно заканчивает реставрацией того, что в начале низвергала. По мнению С. Московичи, это происходит потому, что для толпы, как и для индивида, находящегося в состоянии гипноза, прошлое всегда более значимо, чем настоящее. [Московичи, 2011]

В) Внушаемость: толпа, по мнению Фрейда, это человеческая масса, находящаяся под гипнозом. Толпе очень легко внушить любое чувство, например, чувство обожания, которое может толкнуть людей на жертвование собой ради чего-либо или на уничтожение того, кто посягнул на объект обожания. [Фрейд, 1991]

Г) Заражаемость: люди в толпе «заражают» друг друга своими эмоциями.

В эмоционально-волевой сфере:

-Эмоциональность. Она проявляется в эффекте так называемого эмоционального резонанса: люди-участники толпы не просто соседствуют друг с другом, они заражают своими эмоциями «соседей» и заражаются сами. В итоге общее настроение накаляется до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, мало контролируемый сознанием. [Мокшанцевы,2001]

Если говорить более конкретно, это называется «разогревом толпы» – в начале концерта музыканты, как правило, исполняют известные вещи, которые люди знают и могут подпеть. Люди поют, заряжаются энергией, заражают других и заражаются сами, и уже в этом состоянии им в итоге становится все равно, что петь – хорошее или плохое, знакомое или нет – главное, чтобы музыка не прекращалась, чтобы это состояние продлилось дольше.

-Высокая чувственность. Характерной особенностью толпы является рождение т.н. «коллективной души» [Лебон,1995].

Импульсы, которым повинуется толпа, могут быть различными, но их общей чертой является то, что они всегда необычайно сильны и пересиливают чувства отдельного индивида, даже чувство самосохранения.

В качестве примера можно вспомнить т.н. «моши» и «слэмы» на рок-концертах — специфический вид танца, при котором люди буквально сминают друг друга, наскакивают друг на друга. В обычном состоянии отдельный индивид вряд ли бы решился на такое, но в толпе чувства обостряются, а критичность и чувство самосохранения отказывают.

-Экстремизм. Отдельный индивид старается подавить разрушительные инстинкты или проявлять их социально-приемлемым образом. Но в толпе чувство самоконтроля утрачивается, растворяется, т.к. в толпе нет «я», есть только «мы». Поэтому любое пререкание или несогласие со стороны кого-либо вызывает в ответ ярость. Толпа никогда не дорожит ни своей жизнью, ни жизнью «врага». В толпе прослеживается четкое деление на «мы» и «они», причем часто общностью для толпы служит именно то, что «против них». [Майерс, 2010]

-Мотивация. Личная мотивация в толпе падает, и толпа, несмотря на силу своих эмоций, не в состоянии проявлять настойчивую волю или рассудительность на протяжении долгого времени.

Психологические свойства индивида в толпе

Мы рассмотрели психологические свойства толпы как общности. Но что же происходит с психикой отдельных индивидов, образующих толпу?

К психологическим свойствам индивида в толпе относят следующие характеристики:

-Понижение самоконтроля. Снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения, возрастает зависимость от толпы, человек неосознанно подчиняется внешнему влиянию.

-Анонимность. Человек перестает отвечать за свои поступки, не несет за них ответственности, т.к. утрачивает чувство индивидуальности, утрачивает чувство «я», становясь «мы». Отсюда – разрушительные последствия действий толпы, неконтролируемая агрессия и т.п.

-Инстинктивность. Следует за анонимностью и безответственностью. Человек не может рационально обрабатывать поступающую информацию и полагается на инстинкты.

-Состояние единения (ассоциации). Люди в толпе утрачивают индивидуальные цели и намерения, их поведение становится похожим друг на друга.

Г. Лебон отмечал самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. [Лебон,1995]

-Легкая переключаемость внимания, неспособность долго удерживать внимание на одном объекте.

-Повышенная внушаемость.

-Некритичность мышления, т.к. человек подчиняется толпе, не может противопоставить себя ей, захвачен общим импульсом, что снижает его критичность.

-Ощущение собственного могущества. Возникает благодаря анонимности и безответственности, за счет численности, за счет людей вокруг, которые действуют «на одной волне» с ним, которые все – как единый (пусть и временный) организм.

-Состояние гипнотического транса. Индивид, попавший в толпу, впадает в состояние, напоминающее гипнотический транс: он не осознает своих поступков, одни способности у него исчезают, другие проявляются, утрачивается критичность, сознательность.

-Аморфность. Утрачиваются индивидуальные различия людей между собой. Поведение в толпе обуславливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией.

-Социальная деградация. Становясь частью толпы, человек словно опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В толпе, как уже отмечалось выше, обнаруживается склонность к произволу, буйству, агрессии.

1.3 Взаимозависимость музыки и поведения в психологических исследованиях

1.3.1 Поведение людей при разных типах музыки, влияние музыки на человека

Музыка (в широком смысле слова) – это культурно осмысленное звучание, имеющее определенную функцию (коммуникативную, знаковую, магическую, обрядово-мифологическую, эстетическую и др.). Таким образом, музыка является «озвученной функцией» и существует для звукового воплощения конкретных социальных действий. [Добжанская,2008]

Основой музыки является звук, лишенный смысловой конкретности слова, но специфически организованный и имеющий интонационную природу. Именно интонация делает музыку звучащим искусством, вбирая в себя многовековой речевой план, ритмику и пр.

Музыка отличается рядом особенностей, характерных именно для нее и отличающих ее от других видов искусства. К наиболее важным особенностям относятся:

-Гармония

-Полифония (вид многоголосия при одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении)

-Композиция (предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения)

-Ритм (организация музыки во времени). [Чехович,2015]

Музыка является мощным средством общения и сплочения людей, она способствует исчезновению барьера между людьми, возникновению массового заражения и наступлению кооперации. Каждый индивид испытывает чувство единения, всеобщего воодушевления от сознания причастности к образовавшейся группе людей, объединенной музыкой. В музыкальном общении многократно перекрещиваются сложные связи между всеми участниками. [Асафьев,1952]

Таким образом, музыка имеет огромное влияние на человека, на его психику и физиологию и её воздействие активно изучается в современной психологии и психофизиологии.

Например, имеются данные о зависимости между ритмом музыки и физическим состоянием человека. Звуки разных тонов улучшают межполушарное взаимодействие за счет того, что достигается синхронизация звуков между собой. Результатом этого является возникновение состояния равновесия. На этом принципе построена современная музыкальная терапия. В целом, экспериментально доказано, что музыкально-вокальное воздействие оказывает положительное влияние на эмоционально-волевую сферу человека: помогает облегчить и уменьшить невротическое состояние, повысить самооценку, независимость, уверенность в себе. [Серебрякова, 2014]

Доказано также, что восприятие музыки вызывает в сознании моторную активность. В результате слухового и вибротактильного восприятия, а также биорезонансного музыкального эффекта, в организме человека возникают ответные реакции. Взаимодействие в музыкальном произведении мелодии, ритма, динамики, темпа, осуществляется органично, и изменение одного из этих параметров вызывает изменение не только звучания в целом, но и изменяет воздействие на человека. Изменение ритмического рисунка знакомой человеку песни вызывает изменение отношения к ней. [Серебрякова, 2014]

Большое значение для восприятия имеют громкость и темп – это хорошо известно маркетологам и мерчендайзерам. В сфере торговли проводится множество исследований, изучающих, как музыка влияет на поведение человека. толпа конвенциональный индивид музыка

Так, доказано, что громкая и быстрая музыка заставляет покупателей быть энергичнее: они двигаются мимо полок с товаром быстрее, покупают больше. И, наоборот: мягкая, тихая, расслабляющая музыка воздействует успокаивающе, заставляя покупателя не спешить и больше времени посвятить выбору товара.

Таким образом, музыка «регулирует» движение покупательского потока: в часы «пик» и в отделах повышенного внимания покупателей (мясной, молочный) чаще ставят быструю музыку, а, например, в магазинах одежды чаще играет музыка медленная, расслабляющая, отвлекающая человека от повседневной жизни за пределами магазина. Музыка как бы абстрагирует человека от его обычной жизни, заставляя сосредоточиться только на покупке и способствуя, таким образом, увеличению продаж. [Молчанов,2012]

Таким образом, если рассматривать покупательский поток в магазине как окказиональную или конвенциональную толпу (в зависимости от того, какое количество покупателей преобладает: тех, кто целенаправленно пришел в магазин (например, потому, что в этот день в магазине большие скидки) или тех, кто зашел в магазин случайно, «по пути») можно увидеть, что существует зависимость между громкостью и быстротой музыки и физической, двигательной активностью людей: чем быстрее музыка, тем физически активнее люди (и это предположение подтверждается результатами нашего исследования).

1.3.2 Состояния, вызываемые ритмичной музыкой в толпе

Ритм является одним из сильнейших способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции, а хорошо продуманная система ритмов может управлять телом и психикой человека. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а потом стимулирует гормональные функции эндокринной системы [Петрушин,1999]

В ходе выполнения нашей работы и поиска материалов для нее, мы не обнаружили каких-либо исследований, связанных конкретно с влиянием музыки на толпу. Однако мы нашли ряд официально задокументированных фактов, перекликающихся с нашей темой. Поэтому мы считаем целесообразным привести их здесь.

Например, по многим отчетам и наблюдениям известно, что разная тональность голоса оказывает разное влияние на толпу: женские и детские (особенно детские) крики в стрессовой ситуации способствуют возникновению паники, и, соответственно, превращению действующей толпы в паническую толпу. Именно женщины и дети чаще всего приводят к началу паники: их легче напугать (низкий порог возбудимости), а их крики раздаются на высокой частоте (выше, чем у большинства мужчин). В стрессовой ситуации это оказывает разрушительное воздействие на психику и в итоге может привести к жертвам (паникующие люди пытаются найти выход, спасение, и поэтому могут просто затоптать друг друга, затоптать более слабых (тех же женщин и детей)). [Корявцев, 2006]

А вот ритмически повторяющиеся звуки, наоборот, оказывают на толпу умиротворяющее действие. А. Назаретян в одной из своих работ указывает на один случай, произошедший в 1938 году на одном из велодромов Европы. Во время одного из соревнований на трибунах возник небольшой пожар; Его удалось быстро локализовать и устранить, но толпа уже начала паниковать и ситуация грозила стать критической: тысячи зрителей двинулись к единственному выходу со стадиона. Однако среди толпы оказалось два психолога, которые, правильно оценив ситуацию, начали громко скандировать: «Ne-pousse-pas!», что в переводе означает «Не-тол-кай!». Толпа подхватила ритм, и через несколько минут тысячи людей дружно скандировали эту фразу; Толпа превратилась из панической в экспрессивную, страх и суета сменились на задор и энергию, и в итоге все благополучно покинули трибуны. [Назаретян,2003]

Еще один яркий пример явного воздействия ритма на толпу был зафиксирован в 60х годах в американских посольствах в странах третьего мира: когда проходящие возле посольства антиамериканские демонстрации становились слишком активными, превращаясь в агрессивные толпы, угрожающие мирным жителям, посольство включало мощные динамики с записями твиста или шейка (стили музыки, для которых характерен очень четкий ритм). Толпы «ловились на ритм», агрессия перерождалась в энергию и такие демонстрации утихали сами собой: люди отвлекались от агрессии, невольно поддаваясь музыке, реагируя на нее. [Корявцев, 2006]

Таким образом, можно сказать, что люди непроизвольно сублимируют свою агрессию в движение, танец. Четкий быстрый ритм соответствовал их состоянию, и, возможно, именно поэтому эти люди были так восприимчивы к подобной музыке. Двигаясь под нее, они направляли свои агрессию и недовольство (которые в ином случае вылились бы в открытое противостояние американским властям, и, возможно, привели бы к жертвам среди мирного населения и самих митингующих) в мирное русло.

Также есть множество исторических данных, подтверждающих воздействие музыки на толпу. Музыку часто использовали в качестве средства пропаганды. Наиболее яркий пример такого использования зафиксирован во времена фашисткой Германии. Речи А. Гитлера сопровождались обычно музыкой немецкого композитора Вагнера. Это было сделано не случайно: музыка этого композитора мрачная, тяжелая, угнетающая, с четким монотонным ритмом – она как бы гипнотизировала толпу. Также по радио постоянно транслировались марши, парады, гимны (также имеющие характерный четкий ритм, четкую структуру – это свойственно данному жанру). Все это влияло на психику людей и создавало у них определенное настроение. В толпе это состояние только усиливалось и вкупе с другими средствами массовой пропаганды давало большую готовность к восприятию идей своего лидера. [Сороченко, 2002]

Обратите внимание:  Клименко В. О нетерпимости

Кроме того, не стоит забывать о многочисленных ритуалах и практиках, которые были распространены у наших предков и до сих пор сохранились у традиционных племен и народов.

В частности, если рассматривать такое явление, как шаманизм, то можно увидеть, что характернейшим инструментом, помогающим шаману в его работе, почти всегда является какой-то музыкальный инструмент. Чаще всего это бубен, но также распространены погремушка, варган (самозвучащий язычковый инструмент, который при игре прижимают к зубам или к губам, а ротовая полость в данном случае служит резонатором; аналог губной гармошки), диджериду (духовой инструмент австралийских аборигенов).

Характерной особенностью всех этих инструментов является их потрясающая ритмичность: они реагируют на любое, даже малейшее, движение исполнителя (шамана). Их звучание отличает особая монотонность, тягучесть, которые сами по себе вгоняют и исполнителя, и слушателя, в транс.

Также не стоит забывать о том, что одной из техник вхождения в транс, вызывания ОСС (особое состояние сознания) как раз и является танец под ритмичную музыку и прослушивание оной.

При этом характерным является то, что в транс может входить как сам шаман (для общения с миром духов или с миром мертвых), так и все племя (ритуальные танцы, ритуальные праздники, которые обычно проводятся под особую музыку, имеющую свой неповторимый ритм).

Еще одной важной и характерной особенностью, которая указывает на значимость ритмичной музыки и ритма для группы людей, является то, что при всем разнообразии традиций, часть шаманских техник входа в трансовое состояние в разных культурах встречается практически в неизменном виде:

монотонный ритм, выколачиваемый колотушкой из бубна, погремушками, ударами камней, палок или даже ладоней (бушменский ритуал исцеления) друг о друга. [Добжанская,2008]

Исходя из вышесказанного, целесообразно сделать вывод о том, что разные звуки, разная тональность и разный ритм оказывают большое и разнообразное влияние на людей: с помощью музыки можно настроить толпу, как на агрессивный, так и на мирный лад, можно вызвать у нее разные эмоции.

Также можно увидеть, что ритмичная музыка, ритмическая последовательность звуков погружает человека в определенное состояние сознания (состояние гипноза, как было рассмотрено выше). Если это происходит не с одним человеком, а с группой людей (толпой), то это состояние только усиливается и достигается проще, легче, чем если бы человек делал это в одиночку (ведь люди на концертах в современном обществе вряд ли преследуют какую-то особую ритуальную цель, многие, как уже отмечалось выше, останавливаются просто из любопытства, но толпа захватывает их, «заражает» и на какой-то промежуток времени человек теряет контроль над собой).

Выводы по разделу 1

Понятие толпа в психологии рассматривается как социально-психологическое явление, которое подразумевает скопление людей, собранных вместе и объединенных общей эмоцией, идеей, чувством, действием.

Проблемой изучения психологии толпы занимались такие авторы как Г. Лебон [Лебон, 1895], Г. Тард [Тард, 1893, 1999], З. Фрейд [Фрейд,1923], С. Московичи [Московичи, 2011, 1998.], и др.

Различают следующие виды толпы:

-Окказиональная (случайная)

-Конвенциональная (формируется на основе интереса к заранее объявленному событию)

-Экспрессивная (характеризуется особой силой проявления эмоций и чувств)

-Экстатическая (крайняя форма экспрессивной толпы).

Толпу можно также охарактеризовать по структуре и стадиям формирования.

Формирующими силами толпы являются циркулярная реакция и слухи (процесс кружения). Толпа в своем развитии проходит несколько этапов:

1.Формирование ядра толпы (складывается рационально, часто есть конкретная цель)

2.Лавинообразное и стихийное расширение толпы, и, как следствие возникновение циркулярной реакции – нарастающего взаимонаправленного эмоционального заражения участников толпы.

3. Появление нового общего объекта внимания за счет повышения всеобщего интереса. Смещение фокуса внимания с изначального объекта, привлекшего внимания, на образ, создаваемый самими участниками толпы в процессе кружения.

4. Активизация толпы к конкретным действиям за счет всестороннего и обоюдного эмоционального воздействия.

Структура толпы:

-Ядро толпы (зачинщики)

-Участники толпы (активно участвуют в действиях толпы, поддерживают лидеров)

-Наблюдатели (не принимают участия в действиях толпы, но увеличивают массовость, тем самым усиливая эмоциональное воздействие)

Толпе присущи специфические психологические свойства. К ним относятся:

В когнитивной сфере:

-Бессознательность, инстинктивность поведения;

-Отсутствие способности воспринимать сложные образы;

-Категоричность мышления (неумение сомневаться);

-Консерватизм;

-Внушаемость;

-Заражаемость;

В эмоциональной сфере:

-Эмоциональность;

-Высокая чувственность;

-Слабая мотивация;

-Экстремизм;

Рассмотрев и проанализировав понятие «толпа», мы можем перейти к проблеме того, какое воздействие ритмичная музыка оказывает на толпу и отдельного индивида.

Музыку как термин можно определить как культурно осмысленное звучание, имеющее определенную функцию (коммуникативную, знаковую, магическую). [Добжанская,2008]

Музыка отличается рядом особенностей, выделяющих ее среди других видов искусства. К таким особенностям относятся:

-Гармония

-Полифония (вид многоголосия при одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении)

-Композиция (предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения)

-Ритм (организация музыки во времени). [Чехович, 2015]

Ритм оказывает большое влияние на человека. Данные экспериментальных исследований выявили зависимость между ритмом и физической активностью человека: чем быстрее ритм, тем быстрее человек двигается, тем он активнее (прием с чередованием быстрого и медленного ритма используется в маркетинге для регулирования покупательского потока). [Молчанов,2012]

Также выявлено, что одновременное воздействие звуков разных тонов улучшает межполушарное взаимодействие и гармонизирует состояние человека (основа музыкальной терапии), а музыкально-вокальное воздействие оказывает положительное влияние на организм и психику: уменьшаются невротические состояния, повышается самооценка и т.п. [Серебрякова, 2014]

Так же, как ритм влияет на отдельного человека, он влияет и на толпу: простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции, а хорошо продуманная система ритмов может управлять телом и психикой.

Ритмически повторяющиеся звуки оказывают на толпу умиротворяющее действие: толпа начинает двигаться в такт ритму и агрессия утихает. [Петрушин,1999], [Назаретян,2003]

В противоположность ритмически повторяющимся звукам, отдельные звуки высокой тональности (особенно женские и детские крики) в стрессовой ситуации оказывают на толпу обратный эффект: люди в толпе начинают паниковать и пытаться спастись, что только усиливает панику и неразбериху. [Корявцев, 2006]

Ритмичную музыку также часто использовали как средство массовой пропаганды, для усиления эффекта пропаганды. Четкий, мрачный ритм, а также постоянно звучащие марши и гимны оказывают на толпу сильное воздействие, усиливают общий психоз и подготавливают к речам лидера (пример – речи А.Гитлера).

Явное воздействие ритма на психику подтверждают также этническо-исторические культурные данные и наблюдения: во всех традиционных культурах для ритуалов и обрядов использовался и используется музыкальный инструмент, отличающийся четкой ритмичностью и монотонностью (бубен, варган, диджериду).

Важным здесь является то, что при всем разнообразии культур и традиций, часть шаманских техник входа в трансовое состояние в разных культурах встречается в неизменном виде: извлечение монотонного четкого ритма из инструмента. Ритм влияет на психику, погружая шамана в особое состояние сознания. [Добжанская, 2008]

Аналогичное воздействие происходит и в толпе, например, на ритуальном празднике: монотонная музыка и взаимная эмоциональная заражаемость приводит к тому, что Г. Лебон называл «коллективной душой».

Раздел 2. Экспериментальное исследование влияния музыки на толпу

2.1 Обоснование гипотезы

Гипотеза: чем «тяжелее» и ритмичнее музыка, тем ярче эмоции, и тем быстрее утрачивается индивидуальное «я» и начинает преобладать «коллективное я». Чем хаотичнее и резче переходы от спокойных частей отдельной композиции к быстрым, тем больше воздействие на психику.

В основе нашей работы лежат исследования толпы Г.Лебона, С. Московичи, Р. и А. Мокшанцевых, П.Корявцева, З. Фрейда, В. Н. Войтоловского, Б. Д. Парыгина, С. К. Рощина, современные исследования о влиянии музыки на человека, а также задокументированные случаи влияния музыки на поведение толпы.

На основе изученного теоретического материала, анализа задокументированных фактов, связанных с тем, какое влияние музыка оказывает на поведение толпы, и современных исследований о воздействии музыки на человека, мы пришли к выводу, что есть взаимосвязь между поведением толпы и музыкой.

В данном исследовании мы хотим проверить нашу гипотезу и убедиться в том, что эта взаимосвязь действительно существует. Также в данном исследовании мы хотим более подробно изучить эту взаимосвязь, а именно, установить, есть ли зависимость между степенью «тяжести» и ритмичностью музыки и эмоциями и осознанностью отдельных индивидов, составляющих толпу (чем «тяжелее» и ритмичнее музыка, тем ярче эмоции и тем быстрее утрачивается индивидуальное «я» и начинает преобладать «коллективное я»).

Толпа – это скопление людей, собранных вместе и объединенных некой эмоцией, идеей, чувством, действием.

Толпы можно классифицировать по разным характеристикам, но в данном исследовании нас интересует именно психологическая классификация толп. Мы будем рассматривать конвенциональную (собравшуюся на основе интереса к какому-то заранее объявленному событию/по социально-значимому поводу) и окказиональную (образующуюся на основе любопытства к какому-либо явлению) толпы, а так же экспрессивную и экстатическую толпы как подвиды толпы конвенциональной.

Мы рассмотрим то влияние, которое музыка оказывает на толпу.

Музыка (в широком смысле слова) – это культурно осмысленное звучание, имеющее определенную функцию (коммуникативную, знаковую, магическую, обрядово-мифологическую, эстетическую и др.). Таким образом, музыка является «озвученной функцией» и существует для звукового воплощения конкретных социальных действий. [Добжанская,2008]

2.2 Методика исследования

В нашем исследовании взаимосвязи влияния музыки на поведение толпы мы использовали методы невключенного и включенного наблюдения по определенным критериям.

Методики исследования:

-Невключенное наблюдение за поведением толпы на выступлениях следующих исполнителей (подробнее описание наблюдения представлено ниже): Пилот (рок), Джан Ку (альтернатива), Thursday (постхардкор), Gattaca (краст), Walls of Jeriho (хардкор), Cloud Rat (гриндкор).

-Включенное наблюдение за поведением толпы на выступлениях музыкальных групп на фестивале «Пластилиновый Дождь».

Наше исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе мы провели наблюдение за поведением толпы на концертах исполнителей различных музыкальных жанров и проанализировали результаты. Такое наблюдение представляется нам целесообразным, т.к. оно помогает увидеть картину «в целом», отстраненно, со стороны: используя современные технологии (видео и интернет) мы имеем возможность наблюдать за психологическими и социальными процессами, происходящими в толпе, сами не будучи вовлеченными в этот процесс, что обеспечивает исследованию большую достоверность и беспристрастность.

На втором этапе нашего исследования мы провели включенное наблюдение за поведением толпы на концерте групп на фестивале «Пластилиновый Дождь» и проанализировали результаты.

Все этапы нашего исследования помогают ответить на вопрос о том, существует ли взаимосвязь между музыкой и поведением толпы и как именно музыка влияет на толпу и на психику отдельного индивида в толпе.

2.3 Анализ и интерпретация результатов

На первом этапе нашего исследования мы использовали невключенное наблюдение (при помощи интернет-ресурсов и видеозаписей) за толпами на выступлениях различных исполнителей.

Критерии наблюдения:

-Эмоциональность

-Синхронность

-Реакция на резкие перемены в музыке (если есть)

-Интенсивность выражения эмоций

-Размеры толпы

Результаты нашего наблюдения приведены ниже в таблице.

Стиль Группа, песня, место проведения Характеристика музыки Поведение толпы
Рок Пилот – Сибирь; фестиваль “Рок-н-Ролл на «Юноне»”; Песня легкая, ритмичная, агрессии как таковой в ней не наблюдается. Музыка «легкая», ровная, без резких скачков и переходов (выдержано одно настроение в течении всей песни). С первых же аккордов толпа реагирует – руки ритмично вскидываются вверх, в такт песне. Многие подпевают. Людей много, большая скученность, однако, реагируют все синхронно – несмотря на скученность, многие пытаются подпрыгивать в такт ритму. Примечательно, что

интенсивно реагируют и те, кто стоит у сцены, и те, кто стоит дальше, и не видит вокалиста, а только слышит его. Общая эмоция – удовлетворение, радость, но без агрессии, интенсивность выражения эмоций невысока.

Альтернатива Джан Ку – Не понимаю;

Запись с одного из концертов;

Песня чуть тяжелее предыдущей (характерные для стиля «перегруженные гитары», в отличии от «чистых» у Пилота). Песня отличается резкими переходами и скачками ритма: быстрый/медленный ритм, спокойная/агрессивная музыка.

Есть четкое деление песни на спокойные «куски» (куплеты) и более быстрые и агрессивные (припевы) . Тем не менее, единый четкий ритм выдержан на протяжении всей песни, меняется только его темп.

Наблюдается четкое деление на ядро толпы (те, кто двигается) и всех остальных (наблюдатели, любопытные). Деление, скорее всего, связано с тем, что много места, люди имеют возможность рассредоточиться.

Очень примечательна яркая реакция толпы на музыку: люди двигаются точно в такт ей: убыстряющиеся (в каком-то смысле агрессивные) движения на быстрых и агрессивных «кусках» песни и медленное покачивание на месте на «медленных» кусках.

Характерно то, что голос вокалистки на протяжении всей песни остается почти в одной тональности: меняется только музыка, ее ритм. Наиболее активно ведет себя несколько человек из толпы («заводилы»), они же и находятся ближе всех к сцене. Остальные участники толпы стоят немного поодаль, реагируют не так ярко: просто подпевают и покачиваются в ритм (без резких ярких движений).

Таким образом, интенсивность разная у разных участников, в зависимости от того, в роли кого они находятся.

ПХК (постхардкор)

Thursday – Paris in flame; Запись с одного из концертов;

Отличительной особенностью данной песни (и стиля в целом) является особенность ритма: сперва музыка идет в одном ритме, затем затихает, потом ускоряется и повторяет темп ритма первой части песни (т.е. есть переходы, ритм меняется от быстрого к медленному).

Также характерным является экстремальный вокал, срывающийся на крик.

Большая скученность людей у сцены, много людей в целом, однако на заднем плане виден небольшой участок свободного пространства (круг) для слэма: при ускорении темпа песни люди начинают «кидаться» друг на друга.

Реакция толпы на песню также начинается сразу же, с первых аккордов: ритмично вскидывают руки вверх, поют вместе с вокалистом.

Здесь интересно отметить то, что вокалист очень близко подходит к слушателям, практически, находится среди них и это тоже действует определенным образом: чем он ближе к толпе, тем интенсивнее ее реакция, т.е. он «заводит» толпу.

Толпа также реагирует на ритм песни: вскидывают руки в первой части, стоят спокойно, только покачиваются в такт, когда ритм замедляется и ускоряются в конце, когда ускоряется музыка и появляется экстремальный вокал: движения рук становятся интенсивнее, на заднем плане, как уже говорилось, участники толпы начинают «танцевать».

Таким образом, интенсивность выражения эмоций толпы в целом явно выше и агрессивнее (наличие слэма), чем в первых двух примерах.

Краст

Gattaca –

Hymny, vlajky, uniformy-anthems, flags, uniforms; фестиваль

Fluff-fest;

Характерными особенностями данной песни (и стиля в целом) является экстремальный вокал (при минимуме вокала обычного) и характерный «тяжелый» звук: медленное вступление (гитары и барабаны), а затем резкое убыстрение музыки. Таким образом, песня имеет своеобразный ритм: четкое деление на «быстрые» и «медленные» куски, и резкие переходы между этими двумя крайностями.

Большая скученность, много людей, и четко видно (есть две записи с разных ракурсов), что наиболее ярко реагируют те, кто стоят близко к сцене, а те, кто наблюдает издалека, реагируют не так интенсивно т.е. их меньше «заражает».

Наблюдается четкая реакция на музыку: почти полное замирание в «спокойной» части песни, и «взрыв» при начале «агрессивной» части – толпа начинает двигаться интенсивнее, в такт поменявшейся музыке. Люди, несмотря на скученность, начинают подпрыгивать (а не просто покачиваться, как было в предыдущих примерах «полегче»). Примечательно то, что все двигаются синхронно.

Интересным является такое наблюдение: в одной из «спокойных» частей песни кто-то в толпе начинает хлопать в такт замирающей музыке. Он почти сразу убирает руки, но это движение подхватывают люди, стоящие вокруг; т.е. люди повторяют поведение друг друга, есть большая готовность к повторению, к подражанию друг другу.

В целом, заметна большая интенсивность выражения эмоций у участников толпы. Возможно, это связано с эмоциональностью вокалистки (что является характерным для данного жанра).

Хардкор

Walls of Jericho – American Dream; фестивальWacken Open Air

Отличительной особенностью является «тяжелый» звук – быстрые агрессивные барабаны, перегруженные гитары. У песни есть четкий ритм, который только ускоряется с каждым аккородом, т.е. здесь почти нет спокойных кусков: музыка четкая, громкая, агрессивная.

На видео представлена очень большая толпа людей (крупный фестиваль). Отличительной чертой здесь является то, что все они двигаются в такт: и те, кто стоят у сцены, и те, кто стоят вдалеке – все синхронно, в такт музыке, поднимают руки.

Также здесь важно отметить поведение вокалистки – она «ведет» толпу, говорит с ними, делает движения руками, а толпа повторяет за ней – т.е. она является их лидером.

Примечательно то, что, несмотря на большое количество народа в середине толпы есть свободное пространство, круг для слэма – в наиболее агрессивных частях песни люди там «танцуют» (наскакивают друг на друга и движутся по кругу).

Наблюдается очень интенсивное, яркое и синхронное выражение эмоций у участников толпы, эмоции агрессивнее, чем в более «легких» примерах.

Гриндкор

Cloud Rat – несколько песен (из-за особенностей стиля выяснить точные названия песен не удалось); фестиваль Obsense Extreme;

Особенностью жанра является то, что песни здесь длятся по полминуты, не более. В целом можно отметить, что в основном присутствует экстремальный вокал и есть

есть четкий агрессивный ритм (отбивается барабанами и гитарами). Ритм держится преимущественно на одной волне, иногда замедляясь (ближе к концу) и резко ускоряясь (обычно в середине).

Также большое скопление народа, также четко видно деление толпы на ядро, участников и наблюдающих.

На видео заснято поведение именно наиболее активных участников толпы.

Характерно то, что они реагируют на музыку движениями: либо интенсивно двигаются по кругу, либо стоя на месте, делают движения головой и руками (тоже весьма интенсивно).

При этом, если ритм песни замедляется – люди замедляются тоже: движение по кругу или прекращается полностью или участники ходят очень медленно. При убыстрении ритма, при повышении «агрессивности» песни, толпа также убыстряется (движение по кругу становится очень быстрым, иногда участники «наскакивают» друг на друга).

Т.е. эмоции участников выражаются очень интенсивно, «через тело»: физической активностью. Те, кто не включен в круг, также двигаются весьма активно (движения головой, руками, движение всем телом в такт музыке).

Также необходимо отметить, что на сцене есть человек, пытающийся взять на себя функции лидера (во время песен ходит туда-сюда, возможно, движение по кругу – подражание его движениям)

Музыку всех исполнителей, представленных в таблице, характеризует ритмичность, но они различаются по тяжести: от рока (легкое) до гриндкора (тяжелое). В таблице они представлены по степени возрастания «тяжести».

Проанализировав поведение толпы при разных видах музыки, можно сделать несколько выводов:

1. Чем ближе участники толпы находятся к вокалисту (или если вокалист сближается с ними сам), тем интенсивнее выражение эмоций, движения, тем ярче толпа реагирует (т.е. вокалист предстает как объект обожания, который приблизился к своим фанатам — и это вызывает у толпы всплеск эмоций);

2. Чем активнее вокалист берет на себя функции лидера («разогревает толпу»: разговаривает с ней, показывает «пример» движений, двигается под музыку), тем активнее, ярче и свободнее выражения эмоций, и выше двигательная активность толпы.

3. Чем резче переходы от спокойной музыке к быстрой, тем ярче реакция толпы на музыку. Происходит четкое замедление на «медленных» отрезках песни и четкое «убыстрение» на быстрых, агрессивных.

4.Чем тяжелее музыка, тем ярче и свободнее выражение эмоций у участников толпы, интенсивнее физические движения. Таким образом, чем тяжелее музыка, тем интенсивнее эмоциональная и физическая активность.

5. Чем больше свободного места, тем четче деление по структуре (ядро, участники, наблюдатели).

6. Чем больше по численности толпа, тем больше ее «коллективная душа», тем быстрее утрачивается индивидуальное «я» и начинает преобладать коллективное «мы» (один начинает хлопать – все остальные подхватывают; синхронные движения абсолютно незнакомых друг с другом людей; происходит «заражение» не только тех, кто стоит у сцены, но и тех, кто стоит вдалеке и не видит «вживую» исполнителей, но зато ощущает эмоции тех, кто находится вокруг него).

На втором этапе нашего исследования мы провели включенное наблюдение за окказиональной толпой на выступлении исполнителей на фестивале «Пластилиновый Дождь».

Мы использовали те же критерии наблюдения, что и на первом этапе нашего исследования при невключенном наблюдении:

-Эмоциональность

-Синхронность

-Реакция на резкие перемены в музыке (если есть)

-Интенсивность выражения эмоций

-Размеры толпы

Результаты включенного наблюдения на втором этапе подтверждают результаты первого этапа нашего исследования:

1. Есть четкая зависимость между дистанцией вокалиста и поведением толпы: чем она больше, тем меньше реакция толпы, толпа менее эмоциональна, менее сплочена, отдельные индивиды, составляющие толпу, более осознанны, «чувство всеобщего единения» меньше.

Площадка с самими выступающими на фестивале, на котором проводилось наблюдение, располагалась довольно далеко от слушателей, не было «сближения» вокалиста и музыкантов с толпой (было достаточно обширное пустое пространство между музыкантами и слушателями).

Поэтому реакция толпы была менее яркой, чем в приведенных выше примерах (при невключенном наблюдении), и менее яркой, чем она бывает на уличных спонтанных концертах. Ведь особенность уличных спонтанных концертов заключается именно в том, что там почти нет дистанции между слушателями и музыкантами. И чем выше степень накала эмоций, тем эта дистанция меньше. Это влияет на поведение участников толпы: они более эмоционально отзываются на музыку, ритм и голос.

2. Есть зависимость между «тяжестью» музыки и быстротой ритма и интенсивностью выражения эмоций. Чем быстрее ритм, чем «тяжелее» музыка, тем больше двигательная активность в толпе.

На данном фестивале не было представлено именно тяжелых жанров, были только легкие. Т.е. музыка была без агрессии, ритм был четкий, но не быстрый, а, скорее, плавный, спокойный. Это сказывалось на поведении толпы: яркой физической активности среди слушателей замечено не было (в отличие от примеров, представленных на первом этапе нашего исследования, где четкий агрессивный быстрый ритм сопровождался интенсивной физической активностью толпы).

3. Важна степень «узнаваемости» музыки. Чем знакомее и известнее мелодия, которую играют, тем ярче реакция толпы (например, когда одна из выступающих команд начала исполнять популярную песню популярной ранее группы «Нирвана», толпа отреагировала более оживленно, чем на менее известные песни).

4. Большое значение имеет «количественный компонент». Чем больше людей в толпе, тем легче они поддаются эмоциональному заражению, тем ярче и интенсивнее они проявляют эмоции одобрения/неодобрения.

На данном фестивале, кроме музыкальной площадки, было еще множество различных выступлений (театральных, танцевальных и т.п.), поэтому состав толпы постоянно менялся, и количество слушателей было сравнительно небольшим (по сравнению с другими толпами на этом же фестивале). Поэтому слушатели проявляли эмоции не так интенсивно как, например, слушатели на крупных концертах в примерах, представленных выше, на первом этапе нашего исследования, где от прослушивания музыки людей ничто не отвлекало.

Выводы по разделу 2

В ходе проведения данного исследования нами были использованы методы включенного и невключенного наблюдения за поведением конвенциональных и окказиональных толп.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между тяжестью и ритмичностью музыки и поведением толпы.

Чем тяжелее и ритмичнее музыка, тем быстрее утрачивается «индивидуальное я» и начинает преобладать «коллективное я».

Также выявлено, что музыка оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние людей, формирующих толпу: чем тяжелее и ритмичнее музыка, тем интенсивнее физическая (двигательная) активность и ярче выражение эмоций у отдельных индивидов, составляющих толпу.

Также в результате исследования было выявлено, что большое влияние на поведение толпы оказывают переходы от спокойных частей отдельной композиции к быстрым, а также, что поведение толпы во многом зависит от вокалиста: чем он (она) ближе, чем больше взаимодействует с толпой как с единым целым, тем ярче и интенсивнее выражение эмоций у толпы.

Также выявлено, что значимой является дистанция между вокалистом (или лидером) и толпой: чем она меньше, тем больше воздействие на психику отдельных индивидов в толпе, тем больше и быстрее они поддаются влиянию ритма, больше чувство «совместного единства».

Также выявлено, что есть зависимость между численностью толпы и ее поведением: чем толпа больше, тем меньше в ней «индивидуального я» и больше «коллективного я», проявляется большая готовность к подражанию движений друг друга/движений вокалиста, меньше чувство самосохранения (наличие слэма), больше интенсивность выражения эмоций, больше эмоциональная заражаемость.

Заключение

В нашей работе мы выяснили, существует ли взаимосвязь между тяжестью и ритмичностью музыки и поведением толпы.

Понятие толпа в психологии рассматривается как социально-психологическое явление, которое подразумевает скопление людей, собранных вместе и объединенных общей эмоцией, идеей, чувством, действием.

Ритм в музыкальной литературе рассматривается как организация музыки во времени и является одним из сильнейших способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции, а хорошо продуманная система ритмов может управлять телом и психикой человека.

Музыка является мощным средством общения и сплочения людей, она способствует исчезновению барьера между людьми, возникновению массового заражения и наступлению кооперации.

Музыка – одно из древнейших искусств. Ритмичная музыка издревле сопровождала ритуалы в традиционных культурах и являлась одним из средств погружения людей (как толпы так и отдельно взятых – шаманов) в измененное состояние сознания.

Данные экспериментальных исследований выявляют зависимость между ритмом и физической активностью человека: чем быстрее ритм, тем быстрее человек двигается, тем он активнее.

Это подтверждается и нашими наблюдениями: чем тяжелее и ритмичнее музыка, тем эмоциональнее реакция толпы.

Таким образом, мы выяснили, что действительно существует взаимосвязь между тяжестью и ритмичностью музыки и поведением толпы. Чем тяжелее и ритмичнее музыка, тем интенсивнее выражение эмоций и двигательная активность участников толы.

Также мы выяснили, что большое значение при влиянии музыки на поведение толпы оказывают следующие факторы:

-Дистанция между вокалистом и толпой (чем вокалист ближе к толпе, тем ярче толпа реагирует на музыку и голос)

-Поведение вокалиста (чем он «включеннее», чем больше «работает» с толпой, тем больше толпа сплачивается, тем сильнее ее реакция на музыку и больше чувство единения; т.е. вокалист выступает как лидер, предводитель толпы)

-Разный ритм в одной песне (чем ярче переходы между спокойными и быстрыми частями одной песни, чем резче контраст между ними, тем ярче реакция толпы: происходит видимое невооруженным глазом активное движение на быстрых кусках, и почти мгновенное замирание на медленных)

-Количество участников (чем толпа больше, тем выше обоюдное эмоциональное заражение, больше анонимность, как следствие – возрастает инстинктивность поведения и склонность к подражанию, к аморфности участников толпы.

Список литературы

1. Асафьев Б.В. Избранные труды о русской музыке. М.,Изд-во АН СССР, 1952. т.4, – 439С.

2. Белокопытов Ю.Н. Социально-психологические особенности взаимодействия личности и толпы. Изд-во Федеральное государственное образовательное учреждение высшего професионального образования «Красноярский государственный аграрный университет», журнал Вестник Красноярского государственного аграрного университета, Выпуск № 8 / 2012.С.223-228.

3. Белокопытов Ю.Н. Бессознательные параметры самоорганизации толпы. Изд-во Редакция международного научного журнала Мир науки, культуры, образования, журнал Мир науки, культуры, образования, Выпуск № 4 (47) / 2014.С.9-12.

4. Богатырева Ж.В. и Шутилова М.Ф. Влияние музыки на человека. Изд. Д. “Академия Естествознания”, журнал Современные наукоемкие технологии № 7-2 / 2013. С.181-183.

5. Большой Энциклопедический Словарь. М. Изд-во «Советская энциклопедия», 1993. -1000С.

6. Войтоловский Л.Н. Очерки коллективной психологии. М.-Л.:Госиздательство, 1925. -120С.

7. Воробьев Ю.Л. и Милорадова И.Н. Влияние музыки на формирование личности в эпоху интернет. Изд-во Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» , журнал Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки № 1 / 2011. С.257-269.

8. Добжанская О.Э. Шаманская музыка самодийских народов в синкретическом единстве обряда. Изд-во Норильск Апекс, 2008. -271С.

9. ЖуравлевА.Л. и Соснин В.А. Психология массового поведения: истоки и современные тенденции исследования. Изд-во Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский гуманитарный университет”, журнал Знание. Понимание. Умение, Выпуск № 1 / 2014 .-С.49-61.

10. Злоказов К.В. Анализ особенностей личности участников массовых беспорядков. Изд-во Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» , журнал Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, выпуск 4(6) 2013. -С.235-240.

11. Катаранова А.Ю., МаляренкоТ.Н., ТатаркоТ.Н. Влияние музыки с разными ритмическими составляющими на регуляцию сердечного ритма у юношей и девушек. Изд-во Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», № 1 / том 4 / 1999. -С.70-78.

12. Корявцев П.М. Введение в вопросы охлодинамики. С-Пб.: 2004-2006.

13. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. — 1990. № 11. -С.46-48.

14. Молчанов И. Материалы дистанционного семинара «Мерчандайзинг», 2012.

15. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. Социальная психология. Из-во Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001г. – 300С.

16. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: «Питер», 2004. -189С.

17. Орехова Д.О. Влияние музыки на социализацию молодёжи. Сборники конференций НИЦ Социосфера № 46 / 2013.- С36-38.

18. Парыгин Б. Д. Социальная психология СПб: СПбГУП, 2003. – 592С.

19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС, 1998. -431С.

20. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М. Владос, 1999. -176С

21. Рощин К.С. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня. Психологический журнал , 1990, т.11, № 5.- С.200-225.

22. Серебрякова Е.А. Влияние музыки на психофизическое состояние человека. Изд-во ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского», журнал Вестник Брянского государственного университета ,№ 1 / 2014. -С.10-16.

23. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. М..2002.-100С.

24. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.-1060С.

25. Фадеев Е.В. Толпа и масса: сравнительный анализ психологических характеристик (свойств и качеств). Из-во Редакция международного научного журнала Мир науки, культуры, образования, журнал Мир науки, культуры, образования, 2013. -С.146-149.

26. Чехович Д.О. Ритм музыкальный . М.:Большая Российская Энциклопедия,т. 28,2015. -С.541-542.

27. Когоуцек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.:Музыка, 1976. – 500С.

28. Лебон Г. Психология народов и масс. СПБ,М, 1995.– 400С.

29. Лебон Г. Психология социализма. СПБ,1908.-376С.

30. Майерс Д. Социальная психология. Изд-воПитер, 2010.-793С.

31. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Академический проект, 2011. -480С.

32. Тард. Г. Преступления толпы. Казань: 1893. -44С.

33. Тард.Г. Публика и толпа. СПб.: Б-ка бывш. Иванова, 1899. -48С.

34. Тард. Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Институт психологии РАН; Издательство КСП+, 1999. -416С.

35. Тард. Г. Личность и толпа: Очерки по социал. психологии .СПб.: А. Большаков и Д. Голов, 1903. -178С.

36. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991. -395С.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 1)
Категории Библиотека, метки , . Постоянная ссылка.

Новое

20.10.2020 - Никольскiй Н. Древнiй Израиль. Популярные очерки по исторiи евреевъ въ научномъ освѣщенiи. ... 19.10.2020 - Гендер и общество в истории ... 16.10.2020 - Jonas H. Lo Gnosticismo ... 15.10.2020 - Шварцъ П.И. Дщерь Природы ... 14.10.2020 - Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. ... 13.10.2020 - Сандомирский Г.Б. Теория и практика европейского фашизма ... 12.10.2020 - О методах борьбы со шпионско-вредительской диверсионной и террористической деятельностью разведок капиталистических стран и их троцкистско-бухаринской агентуры ... 07.10.2020 - Харрингтон Д. Праведный палач: жизнь, смерть, честь и позор в XVI веке ... 06.10.2020 - Плущевский А.М. Термодинамика исторической жизни народов ... 05.10.2020 - Кончаловский А. Куда мы катимся? ... 03.10.2020 - Лерман Л.И. Пассионарная энергия в современном мире ... 02.10.2020 - Курцев Т.И. Принципы неоднородности и однородности в пассионарной концепции этногенеза: философско-культурологический анализ ... 01.10.2020 - Губанов И.Б. «Призвание варягов» в свете социально-исторических аналогий, внешнеполитической ситуации в Европе IX века, и археологических материалов из городищ Любши, Старой Ладоги, Псковского и Рюрикова городища ... 29.09.2020 - Цандо А. Состояние дел в России в 1850 году ... 28.09.2020 - Венелин Ю.И. Истоки Руси и славянства ... 27.09.2020 - Августин Блаженный. Исповедь. ... 25.09.2020 - Записки Института истории материальной культуры, выпуск №20 ... 24.09.2020 - Новгородский исторический сборник, №16(26) ... 22.09.2020 - Тимаков В.В. Война, которая изменила мир ... 19.09.2020 - Зализняк А.А. “Слово о полку Игореве”: взгляд лингвиста ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *