

Конечно, попытка автора представить испанских конверсос эдакими классическими биэтнорами является весьма смелой, однако надо отдать должное – она постаралась поднять максимально доступный объём источников по вопросу, не ударяясь в вульгарное “разоблачение клерикалов”, и в результате даёт гораздо более широкую картину, чем в большинстве аналогичных исследований. Книга рассказывает об обыкновенных горожанах, не выдающихся ни ученостью, ни богатством, ни влиянием, но обладающих особой противоречивой идентичностью, амбивалентность которой заявлена в самом их названии: «новые христиане», «тайные иудеи». Герои книги жили и погибали, любили и ссорились, молились и богохульствовали, скрывались, доносили и боролись за свою честь в период Ренессанса и Барокко, но особенности их самоопределения — его двойственность, многосоставность или лабильность, способность меняться со временем или ситуативно, — приобретают исключительную актуальность сегодня, в эпоху миграций и вторичных диаспор, бипатризма, синкретических религий и прогрессирующего разрушения былого тождества этничности, подданства, языка и веры, расшатывать которое начали еще марраны — релятивисты и внутренние эмигранты, создатели и насельники лиминальной зоны — меж двух вер, двух законов, двух народов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.