Троцкий Л.Д. Их мораль и наша

FavoriteLoadingПометить для себя
Троцкий Л.Д. Их мораль и наша
1 (20%) 1 голосов

Рассуждения основоположника троцкизма об “особой морали”, а фактически – имморализме большевиков были изложены им в этой программной статье, опубликованной в нескольких номерах “Бюллетеня оппозиции”.

Интересен отзыв на эту статью участника ЖЖ gambic :

Есть мнение, что ад – это когда человек уже “зрит ясно… и знание имеет… и хотя бы и жизнь свою рад был отдать… но уже нельзя, ибо прошла та жизнь, которую возможно было в жертву принести, но теперь бездна между той жизнью и сим бытием”©. То есть когда человек “прозрел”, но не может уже ничего изменить в прошлой жизни и вынужден только смотреть на последствия. И Троцкий –  вполне хлебнул этого “ада”,  но не покаялся, а продолжал отстаивать свою правоту, и этим  он любопытен для нас.
В 38-м на него наехали, объявив, что Сталин и Троцкий –  одного поля ягоды, что они – один хрен террористы без всякой морали. Троцкий в ответ написал знаменитую злую статью, посвященную своему недавно убитому сыну –  “Их мораль и наша”, где ринулся в самые дебри основ морали и нравственности. Он спорит ярко, смело и зло и обнажает свои (и Ленина) основы:
1. Что морали надклассовой не существует;
2. Что при борьбе морально то, что ведет к победе;
3. Что высший судья над сторонами – это История, ее закономерный процесс, указанный Марксом.
На трех этих “китах” он строит свое оправдание:
1. Что так как он с Лениным были за исторически прогрессивный рабочий класс и социализм, то их сторона в борьбе была правильная;
2. Что, поскольку их деятельность это была борьба, то ее жестокие методы были оправданы;
3. Что, так как морали надклассовой не существует, то ни с какой метапозиции их нельзя объективно критиковать.
Логично…   Но – ошибочно. (Что видно и по результату).
Где же концептуальные  “проколы”?
Первый. То, что все на свете они рассматривали через призму классового подхода, то есть – через классовую борьбу, как главный и единственный “двигатель” человечества.
Такой подход есть философское следствие механицизма с его законами сохранения, при которых если где-то “густо”, то значит где-то “пусто”. Тогда да, тогда блага достаются только за счет победы в распределении, и борьба становится необходимым условием благополучия. То есть,  из законов сохранения вытекает идеология борьбы, с базовыми понятиями “свой – чужой” и соответствующей “моралью вражды”, моралью “военного времени”, когда то, что хорошо по отношению к “своим”,  неверно по отношению к “врагам”, и наоборот. В принципе это банальная идеология большинства человечества во все времена. В частности, Ветхий Завет весь на том и стоит: евреи одно, а гои – другое. И главное новое слово Христа было не содержание Добра, а его распространение на всех: “несть эллина и иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос ” и “любите врагов ваших”. Вот это было действительно что-то новенькое. Практически – не прижилось (как мы видим), но в качестве идеала высказано и осознанно.
От себя добавим, что “две морали”, два разных “паттерна поведения” по отношению к своим членам стаи и чужим особям вида заложено, видимо, генетически: в первом случае сложность, богатство и персонифицированность отношений, а во втором – недифференцированная вражда. И вообще, обезьянам и людям свойственно сперва отнесение контрагента в “друзья” и “недруги”, а лишь затем комплексно “включается” соответственный тип отношений.
Так вот, Ленин и Троцкий радостно соблазнились ветхозаветной борьбой, обоснованной Марксом.  Их преступление в архаичности, в воинственном примитивизме под видом передовой науки, в том, что они без сомнения и без ханжества отмели Достоевщину и Христа. Ленин в “Эмипириокритицизме” даже пытался отстаивать механицизм перед критическим и, как мы сейчас понимаем, информационным подходом неравновесной термодинамики. Видно он чувствовал, что кибернетика, информатика и теория диссипативных систем взрывают нафиг всю Марксову красоту и простоту. Что монопольное место понятной и милой сердцу борьбы между  классами может быть потеснено синергиейменеджеров и рабочих. Что развитие производства наряду с милосердием верхних классов это совсем другой путь ко всеобщему благоденствию, при котором им лично (революционерам) ничего не светит.
Короче, их первый и главный прокол, что они абсолютизировали борьбу. А дальше логически получалось, что “те, кто не с нами, те против нас” и дальше раскол, жестокость и их безудержная эскалация. Они стали властью и победителями, но не находили идейных основ для примирения и милосердия. И  – “проклят гнев ибо жесток”©.

Обратите внимание:  Сулимов С.И. Черенков Р.А. О социальной структуре антисистем

А вторая ошибка Троцкого – тоже следствие механицизма – это вера, что Маркс открыл “железную поступь Истории”, подчиняющуюся статистике. Они не поняли, что Эволюция неравновесных систем не имеет заданной траектории и эквифинального результата. Они думали, что они “повивальные бабки Истории”, что кровопусканием они лишь приближают все равно неизбежное светлое будущее, а отнюдь не сталкивают Россию с одного пути на другой. Эта вера в железную закономерность делала их безответственными за поступки и обосновывала философски такую понятную психологически веру, что их победа ведет к абсолютному благу.
Похоже, что Ленин и многие большевики (судя по массовым самоубийствам в 20-х) почуяли под конец, что “что-то не так” в их картине мира, а Троцкий мужественно тащил крест до 40-х годов.

alt: Троцкий Л.Д. Их мораль и наша

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 7)
Категории Библиотека, метки , , , . Постоянная ссылка.

Новое

26.09.2022 - Мирский М.Б. Очерки истории медицины в России XVI-XVIII вв ... 24.09.2022 - Список книг, не подлежащих распространению в книготорговой сети (1981) ... 23.09.2022 - Levack B.P. The Devil Within. Possession and Exorcism in the Christian West. ... 22.09.2022 - Киган Д. Великая война ... 21.09.2022 - Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов ... 20.09.2022 - Демонология и народные верования ... 19.09.2022 - Арендт Х. О насилии ... 18.09.2022 - Вонг Е. Даосизм ... 17.09.2022 - Антология еврейской средневековой философии ... 16.09.2022 - Ингрэмъ Дж.К. Исторiя рабства отъ древнѣйшихъ до новыхъ временъ ... 14.09.2022 - Экономическое расслоение крестьянства в 1917 и 1919 г. ... 13.09.2022 - Стефан Дж. Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945 ... 12.09.2022 - Глинка Г.А. Древняя религiя Славянъ ... 11.09.2022 - Научный атеизм, религия и современность ... 10.09.2022 - Седов В.В. Древнерусская народность ... 09.09.2022 - Именной список потерь на фронтах в личном составе Рабоче-Крестьянской Красной Армии за время гражданской войны ... 08.09.2022 - Епихин А.Ю., Мозохин О.Б. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы Новой экономической политики ... 07.09.2022 - Воропаев С. Энциклопедия третьего рейха ... 02.09.2022 - Дударев С.Л. Статьи, заметки, лекции по истории. Вып.VI. ... 31.08.2022 - Окороков А.В. СССР против США. Психологическая война. ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии