Троцкий Л.Д. Их мораль и наша

FavoriteLoadingПометить для себя
Троцкий Л.Д. Их мораль и наша
1 (20%) 1 голосов

Рассуждения основоположника троцкизма об “особой морали”, а фактически – имморализме большевиков были изложены им в этой программной статье, опубликованной в нескольких номерах “Бюллетеня оппозиции”.

Интересен отзыв на эту статью участника ЖЖ gambic :

Есть мнение, что ад – это когда человек уже “зрит ясно… и знание имеет… и хотя бы и жизнь свою рад был отдать… но уже нельзя, ибо прошла та жизнь, которую возможно было в жертву принести, но теперь бездна между той жизнью и сим бытием”©. То есть когда человек “прозрел”, но не может уже ничего изменить в прошлой жизни и вынужден только смотреть на последствия. И Троцкий –  вполне хлебнул этого “ада”,  но не покаялся, а продолжал отстаивать свою правоту, и этим  он любопытен для нас.
В 38-м на него наехали, объявив, что Сталин и Троцкий –  одного поля ягоды, что они – один хрен террористы без всякой морали. Троцкий в ответ написал знаменитую злую статью, посвященную своему недавно убитому сыну –  “Их мораль и наша”, где ринулся в самые дебри основ морали и нравственности. Он спорит ярко, смело и зло и обнажает свои (и Ленина) основы:
1. Что морали надклассовой не существует;
2. Что при борьбе морально то, что ведет к победе;
3. Что высший судья над сторонами – это История, ее закономерный процесс, указанный Марксом.
На трех этих “китах” он строит свое оправдание:
1. Что так как он с Лениным были за исторически прогрессивный рабочий класс и социализм, то их сторона в борьбе была правильная;
2. Что, поскольку их деятельность это была борьба, то ее жестокие методы были оправданы;
3. Что, так как морали надклассовой не существует, то ни с какой метапозиции их нельзя объективно критиковать.
Логично…   Но – ошибочно. (Что видно и по результату).
Где же концептуальные  “проколы”?
Первый. То, что все на свете они рассматривали через призму классового подхода, то есть – через классовую борьбу, как главный и единственный “двигатель” человечества.
Такой подход есть философское следствие механицизма с его законами сохранения, при которых если где-то “густо”, то значит где-то “пусто”. Тогда да, тогда блага достаются только за счет победы в распределении, и борьба становится необходимым условием благополучия. То есть,  из законов сохранения вытекает идеология борьбы, с базовыми понятиями “свой – чужой” и соответствующей “моралью вражды”, моралью “военного времени”, когда то, что хорошо по отношению к “своим”,  неверно по отношению к “врагам”, и наоборот. В принципе это банальная идеология большинства человечества во все времена. В частности, Ветхий Завет весь на том и стоит: евреи одно, а гои – другое. И главное новое слово Христа было не содержание Добра, а его распространение на всех: “несть эллина и иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос ” и “любите врагов ваших”. Вот это было действительно что-то новенькое. Практически – не прижилось (как мы видим), но в качестве идеала высказано и осознанно.
От себя добавим, что “две морали”, два разных “паттерна поведения” по отношению к своим членам стаи и чужим особям вида заложено, видимо, генетически: в первом случае сложность, богатство и персонифицированность отношений, а во втором – недифференцированная вражда. И вообще, обезьянам и людям свойственно сперва отнесение контрагента в “друзья” и “недруги”, а лишь затем комплексно “включается” соответственный тип отношений.
Так вот, Ленин и Троцкий радостно соблазнились ветхозаветной борьбой, обоснованной Марксом.  Их преступление в архаичности, в воинственном примитивизме под видом передовой науки, в том, что они без сомнения и без ханжества отмели Достоевщину и Христа. Ленин в “Эмипириокритицизме” даже пытался отстаивать механицизм перед критическим и, как мы сейчас понимаем, информационным подходом неравновесной термодинамики. Видно он чувствовал, что кибернетика, информатика и теория диссипативных систем взрывают нафиг всю Марксову красоту и простоту. Что монопольное место понятной и милой сердцу борьбы между  классами может быть потеснено синергиейменеджеров и рабочих. Что развитие производства наряду с милосердием верхних классов это совсем другой путь ко всеобщему благоденствию, при котором им лично (революционерам) ничего не светит.
Короче, их первый и главный прокол, что они абсолютизировали борьбу. А дальше логически получалось, что “те, кто не с нами, те против нас” и дальше раскол, жестокость и их безудержная эскалация. Они стали властью и победителями, но не находили идейных основ для примирения и милосердия. И  – “проклят гнев ибо жесток”©.

Обратите внимание:  Собрание гностических текстов

А вторая ошибка Троцкого – тоже следствие механицизма – это вера, что Маркс открыл “железную поступь Истории”, подчиняющуюся статистике. Они не поняли, что Эволюция неравновесных систем не имеет заданной траектории и эквифинального результата. Они думали, что они “повивальные бабки Истории”, что кровопусканием они лишь приближают все равно неизбежное светлое будущее, а отнюдь не сталкивают Россию с одного пути на другой. Эта вера в железную закономерность делала их безответственными за поступки и обосновывала философски такую понятную психологически веру, что их победа ведет к абсолютному благу.
Похоже, что Ленин и многие большевики (судя по массовым самоубийствам в 20-х) почуяли под конец, что “что-то не так” в их картине мира, а Троцкий мужественно тащил крест до 40-х годов.

alt: Троцкий Л.Д. Их мораль и наша

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 7)
Категории Библиотека, метки , , , . Постоянная ссылка.

Новое

30.10.2020 - Jonas H. The Gnostic Religion ... 29.10.2020 - Левачество как антисистема ... 28.10.2020 - Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов ■ Шустеръ Г. Тайныя общества, союзы и ордена ... 24.10.2020 - De la philosophie de la nature, ou traité de morale pour l’espece humaine tiré de la philosophie et fondé sur la nature. T.4 ... 23.10.2020 - Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. ... 20.10.2020 - Никольскiй Н. Древнiй Израиль. Популярные очерки по исторiи евреевъ въ научномъ освѣщенiи. ... 19.10.2020 - Гендер и общество в истории ... 16.10.2020 - Jonas H. Lo Gnosticismo ... 15.10.2020 - Шварцъ П.И. Дщерь Природы ... 14.10.2020 - Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. ... 13.10.2020 - Сандомирский Г.Б. Теория и практика европейского фашизма ... 12.10.2020 - О методах борьбы со шпионско-вредительской диверсионной и террористической деятельностью разведок капиталистических стран и их троцкистско-бухаринской агентуры ... 07.10.2020 - Харрингтон Д. Праведный палач: жизнь, смерть, честь и позор в XVI веке ... 06.10.2020 - Плущевский А.М. Термодинамика исторической жизни народов ... 05.10.2020 - Кончаловский А. Куда мы катимся? ... 03.10.2020 - Лерман Л.И. Пассионарная энергия в современном мире ... 02.10.2020 - Курцев Т.И. Принципы неоднородности и однородности в пассионарной концепции этногенеза: философско-культурологический анализ ... 01.10.2020 - Губанов И.Б. «Призвание варягов» в свете социально-исторических аналогий, внешнеполитической ситуации в Европе IX века, и археологических материалов из городищ Любши, Старой Ладоги, Псковского и Рюрикова городища ... 29.09.2020 - Цандо А. Состояние дел в России в 1850 году ... 28.09.2020 - Венелин Ю.И. Истоки Руси и славянства ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *