

Содержание
Книга эта была необычайно популярна в XVI веке, до 1604 года она выдержала десять переизданий на латыни и французском, то есть была вполне себе средневековым бестселлером, однако категорически выпадает из поля зрения критиков инквизиции, и в общем понятно почему… Автор её известен главным образом как основоположник теории государства – он был профессором римского права, его работы “Республика”, “Метод лёгкого изучения истории” и изданные позднее “Шесть книг о государстве” (куда вошла и упомянутая “Республика”) не утратили актуальности и регулярно переиздаются на многих языках до сих пор. Боден утверждал, что право на престол является всеобщим, а король – часть своего народа, чем немало фраппировал тогда читающую публику. Монтень позднее характеризовал автора “более благоразумным, чем все писаки его времени”.
Характерны изложенные в этой книге соображения гуманиста, не имевшего никакого отношения к католической инквизиции, и, более того, – сочувствовавшего гугенотам (настолько, что его всерьёз собирались “нейтрализовать” в Варфоломеевскую ночь): “Можно пообещать заключенному неприкосновенность или ослабление приговора, если он обвинит своих сообщников. Имена доносчиков должны храниться в секрете. Детей следует принуждать свидетельствовать против своих родителей. Умелые и опытные агенты-провокаторы должны вынуждать обвиняемых признаться. Подозрение является достаточным основанием для пытки, поскольку общественное мнение никогда не бывает ложным. Нельзя оправдать однажды обвиненного человека, пока ложность показаний обвинителя или доносчика не засияет ярко, как солнце.” Боден стал одних из первых европейских “правозащитников” – будучи королевским прокурором он добился отмены смертной казни для обвиняемого в государственном преступлении. И при этом он лично пытал обвинённых в “колдовстве”, в том числе детей, подростков (девушка пятнадцати лет тогда считалась взрослой) и инвалидов, применяя раскаленные железа “до тех пор, пока расползающаяся плоть не вывалится наружу”. Респектабельный дядечка с бородкой, чем-то похожий на Нострадамуса, любящий муж и отец, гуманист и республиканец, – когда начинало тошнить даже опытных палачей он не дрогнув слушал крики корчащейся от боли на дыбе щуплой крестьянской девушки, и с чувством исполненного долга наблюдал за тем, как из прожжённого железом живота не успевшей сознаться малолетней “ведьмы” на пол пыточной камеры вываливаются её внутренности…
Чертовски знакомая ситуация, не так ли? Похоже, что за последние полтысячи лет гуманисты и правозащитники ничуть не изменились… их “гуманизм” так и остался сугубо избирательным…
Все книги Бодена, в т.ч. и эта, были осуждены инквизицией, хотя казалось бы?
Отдельный респект Гуглю, торгующему этой книгой как коммерческим изданием: мне одному кажется, что господа коммерсанты несколько… того?
Французский оригинал
На весь экранНемецкое издание – “Daemonomania, oder, Aussführliche Erzehlung des wütenden Teuffels”
Английское издание
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.