Вербенко Е.Ю. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва в современных исследованиях

FavoriteLoadingПометить для себя
Вербенко Е.Ю. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва в современных исследованиях
4 (80%) 1 голосов
Скачать в формате электронной книги

Статья представляет собой текст доклада, сделанного студенткой бакалавриата факультета социологии МГУ Елизаветой Вербенко на научно-практической конференции “Ломоносов 2015” по секции истории и теории социологии.

Авторская орфография и опечатки сохранены.


Лев Николаевич Гумилев – один из выдающихся российских ученых ХХ века. Теория этногенеза и пассионарности, того самого «фактора икс», вызвала настоящий фурор в научном сообществе и приобрела немало последователей[1].

Огромный интерес для сторонников Гумилева представляет возможность применения теории пассионарности для анализа России в контексте современности. Большой вклад в данную область был сделан Мичуриным Владимиром Аскольдовичем. В процессе своих исследований, Мичурин пришел к выводу, что причинами самоистребления пассионариев в России являлись революции, война, репрессии, вследствие чего на смену увлеченным деятелям пришли равнодушные прагматики. Наша страна переходит в стадию инерции, а все происходящие события – «действие в историческом времени неумолимых законов этногенеза»[5].

Мичурин В.А. изменяет критерий измерения пассионарности, социологизируя его: теперь им является  мера изменения пассионарием окружающей его социальной среды в результате целенаправленных действий. Важнейшая идея ученого заключается в том, что высокое социальное положение может указывать на значительную степень пассионарности, если только оно достигнуто собственными усилиями[4].

Одно из перспективных направлений развития данной теории – ее использование при создании обоснованной концепции подбора и расстановки кадров. Мичурин создал базис для дальнейших исследований в сфере проблем управления персоналом и социальной психологии [3].

Развитие теории пассионарности связанно с исследованиями проявлений поведенческих реакций во внешнем облике, результаты которых тяготеют к биологизаторской концепции. Э. Уилсон полагает, что наше поведение обусловлено наследственностью, опытом, эволюционными механизмами и вводит понятие «социобиология». Ф. де Валь доказывает, что мораль присуща не одному человеку, а еще и некоторым животным. Следовательно, людьми руководят не только общество и социальная реальность,  но и биологические, психические свойства и проявления, что мы и наблюдаем в случае с пассионарностью. Такие исследования могут повлиять на прогнозирование результатов выборов какого-либо лидера, так как пассионарность как психофизиологическая черта проявляется во внешности.

Обратите внимание:  Сулимов С.И. Богомильство: антисистема на Балканах

Количество пассионариев сказывается на функционировании городов. Исследования в этой области применимы для разработки долгосрочных прогнозов численности населения городских центров разных рангов, а также при составлении схем расселения для отдельных экономических областей и автономных республик РФ. Данной проблематикой занимался Ермолаев Вячеслав Юрьевич. Он же разрабатывал теорию связи пассионарности и социальной географии городов России. Особое внимание ученый обращал на самоорганизацию этноса, на рациональность обогащения теории Гумилева формально-математическими описаниями поведения диссипативных структур[2].

Развитие теории пассионарности осуществляется при анализе современной политики интеграции государств. Занимаясь данной проблемой, А.В. Орехов пришел к выводу, что глобализация – тенденция, ведущая к гибели национальных государств. С социологической точки зрения, общество представляет собой единство в многообразии, то есть каждая группа, нация признается как необходимая часть всей системы. Субэтническое разнообразие является гарантом устойчивой деятельности пассионариев, а его нарушение ведет к деградации всей системы[6].

Проблема международных отношений особенно остро проявляется в последнее время. Новые пути ее решения образуются на базе идеи пассионарности. И. С. Шишкин предполагает, что характер взаимодействия нескольких этнопроцессов определяется природными закономерностями, а не представлениями о политической целесообразности; слепое же подражание Западу отрицательно для
развития России[7].

Теории пассионарности нашла свое отражение в разработке концепции этнокультурных доминант. Согласно В.Н. Телии – это ментальные образцы, играющие роль социальных и духовных жизненных практик, которые меняются и взаимодействуют между собой. Шишкин И.С. аргументирует невозможность объединения европейских стран и России тем, что у них изначально слишком разная природа, и они обладают несовместимыми этнокультурными доминантами.

Теория пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева затрагивает основные социологические проблемы, предлагает новый подход к их решению, а также требует проведения дальнейших исследований пассионарности в целях развития данной идеи как одного из наиболее перспективных направлений современной научной мысли.

Источники и литература
1) Гумилев Л.Н. Сочинения. Конец и вновь начало. М.:ДИ-ДИК,1997 – 544с.
2) Ермолаев В.Ю. Самоорганизация в природе и этногенез. Дискуссия.// Изв. Всесоюзн.географ. о-ва. 1990. Т. 122., вып.1. С.26-32.
3) Мичурин В.А. Некоторые закономерности поведения человека в коллективе в свете теории этногенеза Л.Н. Гумилева.// Теория этногенеза и будущее России. СПбГУ, СПб, 2008.
4) Мичурин В.А. О подходах к изучению пассионарности.//Известия русского географического общества. 1992. Т. 124.,вып. 6.
5) Мичурин В.А. Россия после надлома.//Дети фельдмаршала.2000. №10
6) Орехов А.В. Глобализация и этногенез. //Учение Л.Н. Гумилева и современность: Материалы Международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева: /В 2 т./ /СПбГУ; Редкол.: Л.А. Вербицкая (гл. ред.) и др.- СПб., НИИХимииСПбГУ, 2002. Т.1.
7) Шишкин И.С. Общеевропейский дом: вот бог, а вот порог.// Газета “Завтра”. 1994. № 45

(Просмотров: 25)
Категории Библиотека, метки , , . Постоянная ссылка.

Новое

08.02.2023 - Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. ... 07.02.2023 - Черная книга Кимбанды ... 06.02.2023 - Арриги Дж. Адам Смит в Пекине. Что получил в наследство XXI век. ... 03.02.2023 - Книги мёртвых ... 02.02.2023 - Котликофф Л., Бернс С. Пенсионная система перед бурей ... 01.02.2023 - Pайли-Cмит Дж. Pыцари-госпитальеры в Иеpусалиме и на Kипре ... 31.01.2023 - Магун А.В. Отрицательная революция: к деконструкции политического субъекта ... 25.01.2023 - Хёллер С. Гностицизм ... 24.01.2023 - Баpрингтон Мур-младший. Социальные истоки диктатуры и демократии: роль помещика и крестьянина в создании современного мира ... 23.01.2023 - Арендт Х. О революции ... 20.01.2023 - Дикшитар Р. Война в Древней Индии. Философия, этика, стратегия, тактика. ... 19.01.2023 - Ванагайте Р., Зурофф Э. Свои. Путешествие с врагом. ● Ванагайте Р. Наши ... 17.01.2023 - Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений ... 13.01.2023 - The Mass Extermination of Jews in German Occupied Poland ... 12.01.2023 - Молл А. Прорицание и ясновидение ... 11.01.2023 - Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма ... 10.01.2023 - Хизер П. Великие завоевания варваров. Падение Рима и рождение Европы. ... 09.01.2023 - Алексеев Дм. Евангелие Иуды (Искариота). Перевод и комментарий. ... 04.01.2023 - Cкочпол Т. Государства и cоциальные революции ... 28.12.2022 - Cоболевъ А.Н. Загробный Мiръ по древне-русскимъ представленiямъ ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии