Вербенко Е.Ю. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва в современных исследованиях

FavoriteLoadingПометить для себя
Вербенко Е.Ю. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва в современных исследованиях
4 (80%) 1 голосов
Скачать в формате электронной книги

Статья представляет собой текст доклада, сделанного студенткой бакалавриата факультета социологии МГУ Елизаветой Вербенко на научно-практической конференции “Ломоносов 2015” по секции истории и теории социологии.

Авторская орфография и опечатки сохранены.


Лев Николаевич Гумилев – один из выдающихся российских ученых ХХ века. Теория этногенеза и пассионарности, того самого «фактора икс», вызвала настоящий фурор в научном сообществе и приобрела немало последователей[1].

Огромный интерес для сторонников Гумилева представляет возможность применения теории пассионарности для анализа России в контексте современности. Большой вклад в данную область был сделан Мичуриным Владимиром Аскольдовичем. В процессе своих исследований, Мичурин пришел к выводу, что причинами самоистребления пассионариев в России являлись революции, война, репрессии, вследствие чего на смену увлеченным деятелям пришли равнодушные прагматики. Наша страна переходит в стадию инерции, а все происходящие события – «действие в историческом времени неумолимых законов этногенеза»[5].

Мичурин В.А. изменяет критерий измерения пассионарности, социологизируя его: теперь им является  мера изменения пассионарием окружающей его социальной среды в результате целенаправленных действий. Важнейшая идея ученого заключается в том, что высокое социальное положение может указывать на значительную степень пассионарности, если только оно достигнуто собственными усилиями[4].

Одно из перспективных направлений развития данной теории – ее использование при создании обоснованной концепции подбора и расстановки кадров. Мичурин создал базис для дальнейших исследований в сфере проблем управления персоналом и социальной психологии [3].

Развитие теории пассионарности связанно с исследованиями проявлений поведенческих реакций во внешнем облике, результаты которых тяготеют к биологизаторской концепции. Э. Уилсон полагает, что наше поведение обусловлено наследственностью, опытом, эволюционными механизмами и вводит понятие «социобиология». Ф. де Валь доказывает, что мораль присуща не одному человеку, а еще и некоторым животным. Следовательно, людьми руководят не только общество и социальная реальность,  но и биологические, психические свойства и проявления, что мы и наблюдаем в случае с пассионарностью. Такие исследования могут повлиять на прогнозирование результатов выборов какого-либо лидера, так как пассионарность как психофизиологическая черта проявляется во внешности.

Обратите внимание:  Загадочный БУК под номером 312

Количество пассионариев сказывается на функционировании городов. Исследования в этой области применимы для разработки долгосрочных прогнозов численности населения городских центров разных рангов, а также при составлении схем расселения для отдельных экономических областей и автономных республик РФ. Данной проблематикой занимался Ермолаев Вячеслав Юрьевич. Он же разрабатывал теорию связи пассионарности и социальной географии городов России. Особое внимание ученый обращал на самоорганизацию этноса, на рациональность обогащения теории Гумилева формально-математическими описаниями поведения диссипативных структур[2].

Развитие теории пассионарности осуществляется при анализе современной политики интеграции государств. Занимаясь данной проблемой, А.В. Орехов пришел к выводу, что глобализация – тенденция, ведущая к гибели национальных государств. С социологической точки зрения, общество представляет собой единство в многообразии, то есть каждая группа, нация признается как необходимая часть всей системы. Субэтническое разнообразие является гарантом устойчивой деятельности пассионариев, а его нарушение ведет к деградации всей системы[6].

Проблема международных отношений особенно остро проявляется в последнее время. Новые пути ее решения образуются на базе идеи пассионарности. И. С. Шишкин предполагает, что характер взаимодействия нескольких этнопроцессов определяется природными закономерностями, а не представлениями о политической целесообразности; слепое же подражание Западу отрицательно для
развития России[7].

Теории пассионарности нашла свое отражение в разработке концепции этнокультурных доминант. Согласно В.Н. Телии – это ментальные образцы, играющие роль социальных и духовных жизненных практик, которые меняются и взаимодействуют между собой. Шишкин И.С. аргументирует невозможность объединения европейских стран и России тем, что у них изначально слишком разная природа, и они обладают несовместимыми этнокультурными доминантами.

Теория пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева затрагивает основные социологические проблемы, предлагает новый подход к их решению, а также требует проведения дальнейших исследований пассионарности в целях развития данной идеи как одного из наиболее перспективных направлений современной научной мысли.

Источники и литература
1) Гумилев Л.Н. Сочинения. Конец и вновь начало. М.:ДИ-ДИК,1997 – 544с.
2) Ермолаев В.Ю. Самоорганизация в природе и этногенез. Дискуссия.// Изв. Всесоюзн.географ. о-ва. 1990. Т. 122., вып.1. С.26-32.
3) Мичурин В.А. Некоторые закономерности поведения человека в коллективе в свете теории этногенеза Л.Н. Гумилева.// Теория этногенеза и будущее России. СПбГУ, СПб, 2008.
4) Мичурин В.А. О подходах к изучению пассионарности.//Известия русского географического общества. 1992. Т. 124.,вып. 6.
5) Мичурин В.А. Россия после надлома.//Дети фельдмаршала.2000. №10
6) Орехов А.В. Глобализация и этногенез. //Учение Л.Н. Гумилева и современность: Материалы Международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева: /В 2 т./ /СПбГУ; Редкол.: Л.А. Вербицкая (гл. ред.) и др.- СПб., НИИХимииСПбГУ, 2002. Т.1.
7) Шишкин И.С. Общеевропейский дом: вот бог, а вот порог.// Газета “Завтра”. 1994. № 45

(Просмотров: 19)
Категории Библиотека, метки , . Постоянная ссылка.

Новое

18.09.2019 - Landscape Archaeology between Art and Science ... 17.09.2019 - Современные нецке ... 17.09.2019 - Пыпинъ А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в. ... 16.09.2019 - Смирнов В. Симптомы. Продолжение. ... 15.09.2019 - Eronen P. Russian Hybrid Warfare: How to Confront a New Challenge to the West ... 13.09.2019 - Рипель Ф.Дж. Тёмный гримуар (Из тьмы времён) ... 12.09.2019 - Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе ... 11.09.2019 - Троцкий Л.Д. Их мораль и наша ... 06.09.2019 - Елизаров М. Община горских евреев Чечни ... 05.09.2019 - Іванова Я.В. Структурно-динамічний аналіз пасіонарності в контексті адаптивної детермінації ... 04.09.2019 - Сулимов С.И. Антропологический аспект антисистемы: Маздак и Хун Сю-Цюань ... 02.09.2019 - Дзержинский Ф.Э. Сталин и государственная безопасность ... 01.09.2019 - Книга мормона ... 31.08.2019 - Giles K. Handbook of Russian Information Warfare ... 30.08.2019 - Троцкий Л.Д. Перманентная революция ... 28.08.2019 - Вандеркам Дж. Введение в ранний иудаизм ... 25.08.2019 - Мирошников И.Ю. Евангелие от Фомы: идеологическое своеобразие и место в истории религии ... 23.08.2019 - О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2018 году ... 23.08.2019 - Степанов. Безпогонные оборотни. ... 22.08.2019 - Краева О.Л., Пестрецов А.Ф. Пассионарность как интегрирующий фактор национальной общности ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *