Худиев С. Абсурдно отрицать собственную идентичность

FavoriteLoadingПометить для себя
Оцените публикацию

2 апреля 2019, 09:38

Как сообщают новостные ленты, президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор потребовал от короля Испании и Папы Римского принести коренным народам Америки извинения за преступления конкистадоров. Испания отклонила это требование.

Нам такое поведение может показаться странным, но в рамках деколонизации это вполне обычно. У нас вот совсем рядом Владимир Вятрович, директор Украинского института национальной памяти, тоже борется за деколонизацию.

Но как возникла сама идея требовать извинений за преступления многосотлетней давности? Она отражает тот подход к политике, который предполагает, что справедливость требует компенсирующих привилегий для групп, в прошлом подвергавшихся притеснениям и несправедливостям. На практике это выражается в «позитивной дискриминации» – когда человеку должны обеспечивать преференции по факту принадлежности к угнетенной группе.

Этот подход сформировался в США в ходе долгой полемики между классическим и социальным либерализмом. Классический либерализм подчеркивает ответственность человека за свое личное процветание – общество обязано обеспечить людям равенство перед законом, но не может и не должно обеспечивать равенство в области доступа к жизненным благам. В этом отношении неравенство неизбежно – одни будут усердно трудиться, другие – плевать в потолок, нужно не ныть на несправедливость судьбы, а в истинно американском духе упорно пробиваться в жизни. А социальная помощь только делает людей озлобленными иждивенцами.

Социальные либералы на это возражали, что в отношении тех, кому не повезло в жизни (бедняков или представителей непопулярных меньшинств) призыв всего добиться своими руками является чистым издевательством. Чего может добиться юноша, который родился в криминальном гетто, где родители не могли дать ему образования, а работодатели склонны смотреть на него с опаской – именно из-за того, что он происходит из такой неблагополучной среды? Люди не могут сами выбраться из нисходящей спирали бедности, криминала и дискриминации – государство должно приходить им на помощь, обеспечивать им лучшие условия для того, чтобы они могли подняться. Ведь то положение, в котором они оказались – не их вина. Это результат вековой несправедливости, которую надо исправить.

Обратите внимание:  Archaeology without borders : contact, commerce, and change in the U.S. Southwest and northwestern Mexico

Риторика социальных либералов – это риторика упрека и стыжения. У вас есть несправедливые привилегии, за которыми стоит долгая история жестокости и притеснений. Очень скоро оказывается, что эти привилегии носят этнический характер – «белые», то есть люди европейского происхождения, в целом находятся в гораздо лучших условиях и им легче пробиться в жизни. Чтобы исправить эту несправедливость, надо всячески подчеркивать, что история европейского проникновения в Новый Свет – это история грабежа, порабощения и насилия, и европейцы должны платить и каяться, каяться и платить.

При этом едва ли не большая часть социальных либералов – сами белые, и наша русская русофобия выглядит очень слабо по сравнению с враждебностью американских либералов к их собственной этнической группе. Часть их оппонентов, классических либералов, которые в наши дни чаще называются консерваторами, напротив, темнокожие, которые (на мой взгляд, обоснованно) считают, что статус жертвы совершенно не помогает улучшить жизнь их народа.

Именно этот социально-либеральный ход мысли стоит за снесением памятников каким-то старинным деятелям, которые, по современным стандартам, оказываются позорными расистами.

Конечно, тут  неизбежна асимметрия – расизм так же, как все виды несправедливости и фобий, считается возможным только по отношению к угнетенным меньшинствам. Расизм по отношению к группам, которые считаются доминирующими и угнетательскими, невозможен в принципе. То, что вам может показаться «расизмом» или «ненавистью» – на самом деле, справедливое негодование угнетенных.

Коллективная и наследуемая ответственность – когда, например, пропаганда объявляет, что вся группа Х виновна в злодеяниях, совершенных отдельными ее представителями, причем она несет вину не только за современные преступления, но и за обиды, причиненные нашему великому народу со времен последнего ледникового периода – всегда рассматривалась как характеризующий признак расизма и нацизма.

Но в современном понимании говорить о такой ответственности становится вполне уместно, когда речь идет об «угнетателях».

Этот же подход и заимствуется в других странах – в той же Мексике. Пятьсот лет назад  европейцы вторглись в нашу страну, мы жертвы вековой несправедливости, вы должны платить и каяться. Испанцы – и Католическая церковь – объявляются коллективно и наследуемо виновными, и должны это признать.

Обратите внимание:  Иванова М. Антисистема в России начала XX века в контексте религиозно-философской концепции

Конечно, со стороны это выглядит абсурдом. «От испанца и слышу!» – примерно так отреагировали некоторые испанцы, и они, в общем-то, правы.

Президент Мексики объявляет враждебной значительную (если не преобладающую) часть собственной культуры и требует извинений за события, ключевые для ее возникновения. В самом деле, если бы испанцы не высадились в Южной Америке, никакой Мексики бы не существовало. На этой территории было бы что-то другое, люди говорили бы на совершенно других языках и имели бы совершенно иную культуру. Само имя Андрес Мануэль Лопес Обрадор – испанское, он говорит по-испански, его лицо выдает преимущественно (хотя почти наверняка не исключительно) европейских предков.

После столетий истории, многих поколений смешанных браков, формирования культуры, несущей на себе неизгладимый отпечаток как индейских, так и испанских влияний, видеть в испанцах чужаков и обидчиков, которые должны извиняться – значит отрицать собственную идентичность.

Не безумие ли это? Не совсем. Политик, который ищет поддержки людей, взывает не к разуму – он предлагает картину мира, которая отвечает на их эмоциональные нужды. Люди обычно недовольны своей жизнью – и ищут, кто в этом виноват. В этой ситуации объяснение «Вы не виноваты в ваших неудачах. Виноваты клятые испанские колонизаторы!» – ложится как бальзам на душу. Даже людям, которые, как ни крути, потомки этих самых колонизаторов.

Есть, конечно, гораздо более здоровый подход. Как сказал нобелевский лауреат Октавио Пас о битве при Теночтитлане, «Это не было ни победой, ни поражением, это было мучительным рождением народа метисов». Но, похоже, предлагать людям статус жертвы политически выгоднее.

Эта ситуация находит себе интересную параллель в Восточной Европе – когда, например, директор института национальной памяти Владимир Вятрович определяет свою задачу именно как «деколонизацию». Эта «деколонизация» означает последовательное отрицание существенной части своей культурной и цивилизационной идентичности. Русские и украинцы соотносятся не как испанцы и индейцы, первая встреча между которыми была похожа на встречу инопланетян. Это народы, исходящие из одного корня – Днепровского Крещения – и столетиями жившие в одном государстве, разделяя и его достижения, и его провалы. Даже сейчас родной язык – язык «той песни, что пела нам мать» – для значительной части жителей Украины именно русский.

Обратите внимание:  Кизим А.В. Победа пораженцев

Бывает жутковато (и вместе с тем поучительно) наблюдать, как люди с русскими именами и фамилиями, у которых вообще нет предков-индейцев, которые не уплывали за океан, которые внешне неотличимы от русских, себя под Вятровичем чистят – и по-русски говорят о том, что они являются жертвами. Чего бы вы думали? Русского колониализма. А что? Дело модное.

Конечно, как это часто бывает, то, что приносит психологическое облегчение, совсем не приносит пользы. Усваивать себе статус жертвы чрезвычайно пагубно. Если во всех ваших бедах виноват кто-то другой – это означает, что у вас нет власти над вашей жизнью. Вы ничего не должны менять – и не можете изменить, и все ваши усилия улучшить свою жизнь полностью обречены. Ведь в мировой истории вы являетесь пассивной, страдающей, проигрывающей стороной, которая только и может, что горько жаловаться на свои обиды.

Можно уйти от этого и принять свою подлинную идентичность, которую для нас, русских и украинцев, сформировало рождение в Крещении Руси святым Владимиром, и многие века нашей общей истории. Иногда славной, иногда трагической – но уж точно не колониальной.

Оригинал публикации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 4)
Категории Библиотека, метки , . Постоянная ссылка.

Новое

23.08.2019 - Степанов. Безпогонные оборотни. ... 22.08.2019 - Краева О.Л., Пестрецов А.Ф. Пассионарность как интегрирующий фактор национальной общности ... 21.08.2019 - Семёнов И.Г. О происхождении горских евреев ... 19.08.2019 - Шаповалов А.О. Лев Гумилёв как первооткрыватель теории взаимозависимости климатических колебаний и этногенеза ... 13.08.2019 - Іванова Я.В. Адаптивність як психологічний чинник пасіонарності особистості ... 12.08.2019 - Таказов Ф.М. Очерки по демонологии народов Северного Кавказа ... 08.08.2019 - Сулимов С.И. Богомильство: антисистема на Балканах ... 07.08.2019 - Слюсар В.М. Громадянська участь пасіонаріїв як агентів «міфічного насилля» у соціальних трансформаціях ... 05.08.2019 - Боровой А.А. Современное масонство на Западе ... 01.08.2019 - Ищенко Н. Антисистемы как фактор разрушения культуры в современных условиях ... 31.07.2019 - Сулимов С.И., Плотникова А.В., Черных В.Д. Антисистема как социальный феномен (на примере богомильской ереси) ... 30.07.2019 - Bodin J. De la démonomanie des sorciers ◊ On the Demon-Mania of Witches ... 29.07.2019 - Рид Д. Спор о Сионе ... 28.07.2019 - Звук через HDMI и проприетарный драйвер nVidia в Ubuntu ... 26.07.2019 - Эко У. История уродства ... 25.07.2019 - Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада ... 24.07.2019 - Нуортева Ю. Принимали ли финские добровольцы СС участие в военных преступлениях? ... 22.07.2019 - Дукельский С.С. ЧК на Украине ... 19.07.2019 - Потапов С.М., Эйсман А.А. Борьба с диверсантами ... 17.07.2019 - Белашева И.В., Ершова Д.А., Есаян М.Л. Психология терроризма ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *