

Ещё в 2009 году в России было проведено масштабное исследование – переведены и изучены 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего Советского Союза, проведены 5 конференций с суммарным участием более 150 ученых-историков, обществоведов и политологов стран бывшего СССР. Одновременно в этих странах были проведены массовые опросы, позволяющие оценить, какие образы прошлого существуют в общественном сознании каждой из стран. На этой обширной фактологической базе был подготовлен данный доклад. Авторы доклада с сожалением констатируют, что за исключением Белоруссии и (в меньшей степени) Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о “заклятом враге”. Обоснование древности национальной истории доходит до анекдотических размеров. Общей чертой школьных учебников новых национальных государств является стремление представить контакты с русскими и Россией исключительно как источник всех национальных бедствий. Одновременно неиллюзорные выгоды, получаемые народами в рамках присоединения тех или иных территорий к России (Российской империи), замалчиваются, а акцент делается на утрате самостоятельности.
На весь экранЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.