

Статья, а по сути уже небольшая книжка, была подготовлена автором при поддержке Университета Южной Калифорнии и Фонда Джона Темплтона. Она посвящена истории секты “евангельских христиан”-пятидесятников в Советском Союзе. Автор исходит из “конструкционистского” подхода к истории религиозных “сообществ” и полагает, что конкретные формы религиозного воображения и идеологии, характерные для того или иного движения, группы или церкви необходимо анализировать, прежде всего, как часть более широких общественно-политических процессов. Речь, в сущности, может идти о своего рода “борьбе за интерпретацию” тех или иных телесных практик, ритуальных форм и способов коммуникации не только между религиозными сообществами и их отдельными членами, но и между самыми разными социальными силами и институтами. Судьба пятидесятников в СССР представляется в этом контексте достаточно показательной. Если в конце 1920-х–1930-е годы преследования пятидесятников не слишком выделялись на общем фоне антирелигиозной борьбы, то во времена Хрущева это религиозное меньшинство становится специальной мишенью советских атеистических кампаний. Судя по всему, специфическая “хрущевская” версия “дисциплинарного государства” воспринимала “духоносные” и “пророческие” секты как своего рода квинтэссенцию политической нелояльности. В статье подробно рассматриваются пропагандистские и полицейские акции 1960-х гг., направленные против советских пятидесятников, в частности – использование достаточно архаической формы “религиозной диффамации” – легенды о ритуальном убийстве. При этом специальное внимание уделяется тому, какое воздействие оказали гонения советского времени на религиозные практики, идеологию и культурную традицию пятидесятнических общин на территории бывшего СССР.
//”Антропологический форум”, №18, 2013. С. 223–255.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.