Кизим А.В. Трагедия Турецкой Армении. Как большевики предали армян.

FavoriteLoadingПометить для себя
Кизим А.В. Трагедия Турецкой Армении. Как большевики предали армян.
5 (100%) 1 голосов
Скачать в формате электронной книги
Кизим А.В. Трагедия Турецкой Армении. Как большевики предали армян.

//”Секретные материалы XX века”, №7, март 2018.

Юбилей Октябрьской революции, отмеченный нами в прошлом году, неизбежно привел к дискуссии о ее последствиях. А в марте ежегодно воспроизводятся дискуссии об одном из деятелей этой самой революции, который в этом месяце скончался. Речь идет, разумеется, об Иосифе Сталине, чья фамилия для одних ассоциируется с проволокой концлагерей, а для других – с бронетехникой Великой Отечественной войны и победой над нацистами. Мы же сейчас поговорим об одном малоизвестном декрете, который Сталин подписал 29 декабря 1917 года. Назывался он «Декрет о Турецкой Армении».

Поскольку Сталин стал фактическим преемником Ленина, интересно, что это был один из декретов, который они подписали вдвоем. Ленин – как председатель Совета народных комиссаров, Сталин – как комиссар по национальностям.
Начинался декрет со следующего предисловия: «Совет народных комиссаров объявляет армянскому народу, что рабочее и крестьянское правительство России поддерживает право армян оккупированной Россией Турецкой Армении на свободное самоопределение вплоть до полной независимости.
Совет народных комиссаров считает, что осуществление этого права возможно лишь при условии ряда предварительных гарантий, абсолютно необходимых для свободного референдума армянского народа».
Далее перечисляются эти гарантии. Первой является вывод войск из территории «Турецкой Армении». Это главный пункт. И единственный, который большевики могли осуществить и осуществили. Остальные не интересны, потому что красные власти сами лишали себя возможности гарантировать их исполнение. Как они могли следить за их исполнением без своих войск?..
 

Две Армении

Что же это за территория такая – «Турецкая Армения»? Дело в том, что российская императорская армия по-разному воевала на разных фронтах. И если на фронтах Северо-Западном и Западном, где противником наших войск были немцы, враг захватил часть российской территории, на Кавказском фронте ситуация была обратной. Та часть территории Турции, которая оказалась под контролем российской армии в 1916 году, и была названа Турецкой Арменией.
Когда-то здесь располагалось древнее армянское государство. И вплоть до начала XX века эту территорию населяли в основном армяне. Как и ту, где сейчас находится государство Армения. Со временем эти земли были захвачены мусульманами. Но в XIX веке, после двух успешных войн Николая I на Кавказе, армяне стали подданными российского царя. Стало как бы две Армении – «российская» и «турецкая».
Однако по результатам Первой мировой эти Армении могли оказаться под одной властью. Успехи России в 1916 году вели к тому, что все армянские территории стали бы российскими.
Но в октябре 1917-го к власти пришли «пацифисты»-большевики. Они объявили, что Россия выходит из войны, заключили перемирие с Центральными державами и начали с ними переговоры. В декабре они взяли на себя обязательство увести войска из Турецкой Армении.
Вскоре после этого был издан декрет, о котором здесь идет речь. Но об обязательствах перед Турцией в нем ничего не сказано. В нем лишь говорится, что большевики поддерживают право армян на свободное самоопределение. Кроме того, вывод войск логично вытекал из антивоенной пропаганды большевиков, которую они все это время вели и согласно которой Первая мировая была «ненужной империалистической бойней».
Таким образом, данный декрет выражал два основных лозунга большевистской пропаганды. Лозунг о «ненужной войне», из которой надо выйти, и лозунг о «праве наций на самоопределение». Причем оба лозунга проистекали из тезиса о том, что Россия – это «тюрьма народов». А значит, не нужно сражаться за территориальную целостность «тюрьмы», а нужно, наоборот, способствовать в том, чтобы «плененные народы» из этой «тюрьмы» освободились.
Обратите внимание, что, согласно декрету, территория Турецкой Армении была «оккупирована Россией». Ну и вообще сама подача информации в документе показательна. Получалось, что большевики делали добрый жест, освобождая турецких армян от оккупации и давая им право на самоопределение. Но радовались ли этой свободе сами армяне? С каким чувством население Армении смотрело вслед уходящей российской армии?

Первый холокост XX века

Чтобы понять, это нужно вернуться чуть назад. Осенью 1914 года Турция вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав. Зимой 1914/1915 года произошла Сыракамышская битва – первое крупное сражение Кавказского фронта. Российские войска нанесли турецким сокрушительное поражение. Особо отличился начальник штаба Кавказского фронта Николая Николаевич Юденич, которого вскоре назначат командующим фронтом. Такая победа, в принципе, обычное дело в истории русско-турецких отношений. Необычны были лишь ее последствия. В то время в Турции правили младотурки, которые создали учение об исключительности тюркских народов. И они объявили главными виновниками своей неудачи армян. Дело в том, что армяне были последним крупным нетурецким народом в Оттоманской империи. И 24 апреля 1915 года младотурки начали то, что называют «первым холокостом». Они стали «решать армянский вопрос». Их страшная логика была проста: «Есть нелояльный народ – есть проблема. Нет народа – нет проблемы».
Правда, концлагерей смерти у них не было, но они проводили геноцид другими способами. Где-то лишали армян защиты от государства, давая преступникам возможность безнаказанно грабить и убивать армянское население. Где-то просто вырезали его. Где-то организовывали массовые депортации, причем в таких условиях, что выжить изгнанным людям было почти нереально. Где-то сжигали дома, куда предварительно загоняли людей.
Естественно, все это сопровождалось пропагандой о том, что армяне – «неполноценный народ». Так Мехмед Решид, губернатор провинции Диярбекир, называл их «микробами». Разве не похоже на нацистских «унтерменшей»?.. Даже в опытах над людьми из «неполноценной расы» нацисты были лишь последователями младотуорок, а доктор Менгеле – лишь учеником турецких врачей, которые проводили опыты на армянах. Например, Хамди Суата, «основателя турецкой бактериологии».
Кто-то из армян бежал в Россию, где император Николай II издал указ об открытии для них границ. Кто-то занимал оборону и сражался. Некоторые смогли продержаться до прихода российской армии. И они относились к российской армии не как к оккупантам, а как к освободителям. А войну ту вполне можно назвать освободительной.
Впрочем, как и другие русско-турецкие войны. Каждый раз русские помогали христианским народам освободиться от мусульманского ига. Даже если какая-та территория оказывалась российской, им все равно становилось лучше, так как они оказывались под властью христиан. В России были хорошие условия для карьеры у христиан всех конфессий. Из тех же армян можно вспомнить графа Михаила Тариэловича Лориса-Меликова, который при Александре II стал фактически вторым человеком в империи.
Но многие христианские народы после русско-турецких войн получали свое государство. Греция, Сербия, Болгария стали независимы именно благодаря русским победам над турками. И это дает право говорить, что русские сражались за правое дело. Хотя, надо признать, их противник был откровенно слабоват.
Но, пожалуй, никогда война России против турок не была такой справедливой, как во время Первой мировой. Каким бы тяжелым ни было мусульманское иго, христиане в Турции могли жить. А когда у власти оказались «передовые» люди, получившие образование в Европе младотурки, ситуация у армян стала гораздо страшней. Их просто лишали права на жизнь. Так что российскую войну можно было называть не просто освободительной, но и спасительной.
Интересно, что в некоторых городах, где армяне продержались до подхода российских войск, в порыве радости армяне и русские вместе молились в одних храмах, забывая о том, что они, вообще-то, к разным христианским конфессиям относятся (русские – православные, а армяне – монофизиты).
В конце 1916 года многим армянам показалось, что можно вздохнуть спокойно. Все знали, что «русские турок всегда побивали». Это правило подтверждалось и сражениями Первой мировой. А значит, турецкие армяне спасены, не говоря уж об их соплеменниках, которые жили на территории России.

Демократизация ведет к деградации

А затем пришел 1917 год и произошла Февральская революция. Начался период двоевластия, когда власть делили Временное правительство и Петроградский совет солдатских и рабочих депутатов. На Кавказском фронте, как и вообще в войсках, это привело к такому небывалому эксперименту, как «демократизация армии», которую символизирует приказ № 1. Согласно ему, появились солдатские комитеты, а солдаты получили право митинговать. Фактически была уничтожена армейская иерархия – у офицеров почти не осталось власти. «Демократизированная» армия стала деградировать. Вскоре командующий Кавказским фронтам, победитель турок, Николай Юденич был вынужден отказаться выполнять свои обязанности в сложившихся условиях.
Одним из следствий демократизации стало то, что большевики смогли в открытую вести пропаганду под лозунгом «Долой ненужную войну». Они и раньше это делали, но пойманные агитаторы оказывались перед трибуналом, так как такая пропаганда была, естественно, запрещена. Во всех нормальных армиях ее запрещают и ведут другую пропаганду, подбадривающую. Но в результате демократизации многое невозможное стало возможным. Впрочем, после июльского мятежа большевики вновь оказались на нелегальном положении, а пораженческую пропаганду запретили вновь. Но без полной отмены демократизации армии это не решало проблему деградации.
Со временем благодаря своей пропаганде большевики получили большинство почти во всех солдатских комитетах. И в результате произошла Октябрьская революция.
Однако вот что интересно. Несмотря на кризис в армии, пораженческая пропаганда большевиков не находила отклика на Кавказском фронте. Если на других фронтах большевистские агитаторы имели успех, на Кавказе они не получили поддержку даже во время Октябрьской революции. Солдаты их просто не слушали. Да, солдаты радовались свалившейся на них свободе. Но поверить что «война не нужна», они не могли. Потому что вокруг них были свидетельства, которые ясно отвечали на вопрос «Зачем воюем?». Они видели вырезанные турками армянские деревни и знали, что отступление русской армии приведет к новым жертвам.
Хотя, конечно, от демократизированной армии все равно было мало толку. А после Октябрьской революции Кавказский фронт был обречен. Как бы слабы ни были турки, без поддержки из центра воевать нашей армии было невозможно. И уже никак нельзя было противостоять антивоенной пропаганде, поддерживаемой из этого самого центра.
К декабрю основная масса солдат созрела для того, чтобы вернуться домой. Наиболее активные сторонники продолжения войны создали отдельные добровольческие войска, которые позже будут сотрудничать с армянской милицией. И тогда был издан «Декрет о Турецкой Армении». Большая же часть солдат подчинилась приказу и ушла. Они возвращались домой, проходя через армянские поселения. Вслед им с тоской смотрели женщины и дети.
Между прочим, можно обратить внимание на второй пункт декрета. Согласно ему, в Турецкую Армению могли вернуться беженцы, оказавшиеся в России. Данных, что кто-то додумался воспользоваться этим пунктом, нет. Это не может не радовать, так как судьба возвратившихся была бы печальна.
А в пункте три говорилось следующее: «Беспрепятственное возвращение в пределы Турецкой Армении насильственно выселенных во время войны турецкими властями в глубь Турции армян, на чем Совет народных комиссаров будет настаивать при мирных переговорах с турецкими властями…» Во-первых, в принципе удивительно наблюдать, как люди, с одной стороны, приказывают армии отступать и ,с другой стороны, говорят: «Мы будем настаивать». Как бы они могли на чем-то настаивать, не имея армии? Ну а во-вторых, турки уже не смогли бы выполнить этот пункт, даже если бы захотели. Возвращаться было некому.

Катастрофа

Естественно, вскоре после ухода российской армии турки перешли в наступление. В декрете говорилось об образовании армянской милиции для защиты имущества армян. Что же, армяне действительно создали свои отряды, которые вместе с российскими добровольцами пытались защищаться. Но остановить профессиональную турецкую армию они, конечно, не могли. В результате турки не только вернули Турецкую Армению, но и пошли дальше…
Особенно активно они стали наступать в феврале 1918 года. В это время в Брест-Литовске прекратились переговоры большевиков с представителями Центральных держав, когда глава большевистской делегации Лев Троцкий объявил: «Ни войны, ни мира». Тогда Центральные державы начали наступление, чтобы принудить большевиков к миру. Принято говорить о германском наступлении, а про турецких наступающих как-то забывают. Но ведь на Кавказе в то время были особенно трагические моменты.
Потом был Брестский мир, согласно которому советская Россия выходила из войны, отдавая Центральным державам огромные территории. Однако это не остановило наступление турецкой армии. Дело в том, что большевики не контролировали Закавказье, куда входили территории нынешних Армении, Грузии и Азербайджана, где фактически правил Закавказский сейм. И турки объявили, что считают Закавказье свободной территорией, а договоры с большевиками на этот регион не распространяются.
Справедливости ради можно упомянуть протесты большевиков, когда турки продолжили наступление после Брестского договора. Но без армии можно протестовать сколько угодно – и ничего не добиться. А большевики в свое время сами говорили армии, что война не нужна. Так что турки не обращали на эти протесты внимания, продолжая захватывать армянские земли. И во многих местах, когда была возможность, решали своими методами «армянский вопрос».
Для армян эта война была, без сомнения, отечественной. Есть все основания говорить, что тогда стоял вопрос о самом их существовании. К счастью, турецкая армия была достаточно ослаблена в предыдущих сражениях Первой мировой, и армяне нанесли ей поражение в Сардарапатском сражении в мае 1918 года. После этого турки были вынуждены заключить с ними мир. 30 мая 1918 года появилось армянское государство. Надо заметить, что армяне до последнего тянули с объявлением своей независимости, – при соседстве с Турцией быть частью России было безопасней. Лишь убедившись, что из России помощи не дождаться, и одержав победу над турками, они объявили о своей независимости.
А в конце 1918 года Турция, как и остальные Центральные державы, вообще проиграла Первую мировую войну. 28 июня 1919 года страны-победительницы подписали Версальский договор, согласно которому территория Турецкой Армении должна была войти в новое армянское государство.
Но тут на арене появился турецкий полководец Кемаль Ататюрк, который смог заставить победителей Первой мировой пересмотреть некоторые ее итоги. При этом среди его союзников были большевики, которые помогали ему оружием. Когда же союзники решили обсудить территориальный вопрос, то большевики «забыли» «Декрет Турецкой Армении», признав эту территорию турецкой. Даже более того – они отдали Ататюрку Карс с Ардаганом, территории, которые были отвоеваны у Турции в последнюю русско-турецкую войну 1877–1878 годов. В связи с этим кажется символичным, что одним из первых памятников, которые убрали большевики, был памятник генералу Михаилу Скобелеву, самому известному герою той войны. Благодаря поддержке большевиков, проигравшая Первую мировую Турция на кавказском направлении не только не понесла потери, но даже, наоборот, что-то приобрела за счет России.
Ну а территория молодой Республики Армяния вошла в Советское государство. Учитывая турецкую альтернативу, это было меньшее из зол.
В общем, армяне, для которых, по идее, писался «Декрет о Турецкой Армении», не смогли воспользоваться правом на самоопределение, которое им так щедро «предоставили» большевики. Многие из них просто погибли. Турецкая Армения не стало независимым государством и осталась турецкой территорией. Как это ни страшно говорить, но подействовала людоедская логика: «Есть народ – есть проблема, нет народа – нет проблемы». На данной территории уже некому было требовать права на самоопределение.
Нельзя отрицать, что Сталин, так или иначе, вошел в историю как правитель, победивший нацистов и не только защитивший территориальную целостность России, но и расширивший ее территорию. Но начинал он с другого – он боролся с «великодержавным шовинизмом». Боролся за право наций на самоопределение, даже если этим нациям такое право было даром не нужно. Он вел антивоенную пропаганду, когда шла война против предшественников нацистов, а потом этим предшественникам сдавала территории, обрекая население территорий на геноцид. Но при желании в его защиту можно сказать, что в это время он должен был подчиняться другому вождю и своему предшественнику – Ленину.

 

(Просмотрено 14 раз)
Категории Библиотека, метки , , . Постоянная ссылка.

Новое

21.05.2019 - Киддер Дж.Э. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами. ... 20.05.2019 - Garaev D.M. Jihad as Passionarity: Said Buriatskii and Lev Gumilev ... 19.05.2019 - Плуменек (фон Плуменек) К.Г.Л. Влiянiе истиннаго свободнаго каменьщичества во всеобщее благо государствъ ... 18.05.2019 - Новиков и русское масонство ... 17.05.2019 - Герунг Й.Ф. Должности братьевъ З.Р.К. древнiя системы, говоренныя Хризофирономъ въ собранiяхъ юнiоратскихъ; с присовокупленiемъ нѣкоторыхъ рѣчей другихъ братьевъ ... 16.05.2019 - Наследие Л.H.Гумилёва и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы ... 15.05.2019 - Пекарскiй П.П. Дополненiя къ исторiи масонства в Россiи XVIII столѣтiя ... 14.05.2019 - Epstein M. Philosophy of Ethnicity. Neo-Eurasianism. Lev Gumilev. ... 13.05.2019 - Крамер Д., Олстед Д. Маски авторитарности: очерки о гуру ... 12.05.2019 - Лист (фон Лист) Г. Первооснова ... 11.05.2019 - Гумилёв Л.Н. Эхо Куликовской битвы ... 10.05.2019 - Maier J.A (Knigge A.) Ueber Jesuiten, Freymaurer und deutsche Rosencreutzer ... 08.05.2019 - Тайны чёрного ордена СС ... 07.05.2019 - Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем ... 06.05.2019 - Кучеренко Я. Несостоятельность критики пассионарной теории энтогенеза Льва Гумилёва ... 03.05.2019 - Чтобы свеча не погасла… ... 02.05.2019 - Форд В. Реабилитация пострадавших от группового психологического насилия и от авторитарных лидеров ... 30.04.2019 - Введенскiй А. Религiозное сознанiе язычества ... 29.04.2019 - Гумилёв Л.Н. Древний Тибет ... 27.04.2019 - Горегляд В.Н., Ханин З.Я. Описание японских рукописей, ксилографов и старопечатных книг. Выпуск VI. ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *