Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

FavoriteLoadingПометить для себя
Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”
5 (100%) 1 голосов

М.А.Булгаков

По-своему весьма занятная статья, пытающаяся объяснить сложные для восприятия современным светским читателем особенности известного романа.


Постоянные параллели между Иешуа и Воландом, их зеркальная похожесть, вполне соответствует дуалистической картине мира, ереси, принимавшей на протяжении истории христианства десятки разнообразных форм и наименований (манихейство – самое распространенное из них). Согласно манихейской точке зрения, в мире правят две высшие силы: дух зла и тьмы, представленный в романе Воландом, и дух добра и света, представленный Иешуа. Сложность этой идеологемы заключается том, что упомянутые сущности, будучи крайними противоположностями, по их мнению в материальном мире выполняют одну и ту же задачу, что многократно подчеркивается в различных эпизодах романа.

Смешение света и тьмы является для манихеев изначальным грехом. Необходимость восстановления утраченного баланса (посредством отделения света от тьмы) стала причиной союза между двумя озвученными сущностями. Так как цели едины, то выбор между добром и злом принципиального значения не имеет. Более того, добро гностиков при детальном рассмотрении оказывается все тем же злом, только с маской благочестия. В романе Булгакова на этот счет имеется довольно любопытная деталь, Иешуа как и Волонд не любит солнечный свет. Дело в том, что в обсуждаемой книге солнце олицетворяет собой Бога-Творца, который для манихеев является злым и глухим Демиургом.

На первый взгляд, роман Булгакова носит характер вольного пересказа о страстях Иисуса Христа, но такой вывод поверхностен и обманчив. Основной сюжет имеет куда более точный прототип. Речь идет о так называемом “Гимне Жемчужине”, найденном в апокрифических деяниях Фомы. В этом еретическом произведении рассказывается о “принце”, который спустился в мрачное царство материи, чтобы освободить “жемчужину”, но сам становится жертвой чар, символизирующих материальное, и забывает о своей священной миссии. “Жемчужина” – одна из постоянных метафор для “души” в гностической литературе. Будучи объектом поиска, она не обладает от этого самого поиска независимым статусом, а скорее, является выражением последнего, который может быть охарактеризован как “самообожествление”. Йонас писал: “Для гностиков существование докосмического бога “Человека” выражало одну из главных тайн их Знания, и некоторые секты зашли настолько далеко, что называли само высшее божество “Человеком””. Самообожествление, неприятие материального мира, равенство добра и зла… в прошлом люди тоже осознавали последствия таких жизненных установок, поэтому литературу, пропагандирующую оные, предпочитали утилизовать посредством огня. Это обстоятельство и невероятная живучесть упомянутых идей отражены в известном тезисе романа “рукописи не горят”. Просто потому, что жизнеотрицающие установки воспроизводятся с завидным постоянством в силу самой биологической природы человека. Таким образом, “Мастера и Маргариту” можно рассматривать как частный пример адаптации гностических апокрифов под реалии современного литературного языка. Апологетика зла является тем стержнем, на котором держится весь роман.

На весь экран
alt: Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

(Просмотров: 47)
Категории Библиотека, метки , , , . Постоянная ссылка.

Новое

14.04.2021 - Гендель М. Космогоническая концепция розенкрейцеров ... 12.04.2021 - Летунов С.Б., Тулин Е.В., Ковальчук Ю.К. Последствия реформы МВФ оплаты труда в РФ ... 10.04.2021 - Макиавелли Н. Искусство войны ... 09.04.2021 - Севек Р.М., Серен А.А. Инфляция и роль Банка России в стабилизации денежного обращения ... 08.04.2021 - Карпиленя Н.В. Об исторических и этнологических процессах в русской цивилизации: развитие идей Л.Н.Гумилёва ... 06.04.2021 - Озерова Н.Г., Мукоид О. В. Жаргон в авторской речи произведений Дарьи Донцовой ... 02.04.2021 - Обречённые на низкие зарплаты. Население РФ. ... 31.03.2021 - Сулимов С.И., Черниговских И.В. Антисистемный потенциал современности ... 30.03.2021 - Егошин О.А. О влиянии либеральных и консервативных правовых концепций на институт воинских наказаний в период утверждения капитализма в России ... 29.03.2021 - Зѣлинскiй Ѳ. Фридрихъ Ницше и античность ... 27.03.2021 - Гумилёв Л.Н. Величие и падение Древнего Тибета ... 26.03.2021 - Vayser Sh. Women in Red: Femininity and Womanhood in the Soviet Union ... 24.03.2021 - Поляков Ю. Зачем карманнику запонки? ... 19.03.2021 - Федеричи С. Калибан и ведьма ... 18.03.2021 - Лефевр Ж. Аграрный вопрос в эпоху террора (1793-1794) ... 17.03.2021 - Щербина Ф.А. Крестьянскiе бюджеты ... 15.03.2021 - Бирман И. Экономика недостач ... 13.03.2021 - Лахман И. Неумирающая фальшивка ... 12.03.2021 - Барабанов Р.Е. Задачи и особенности психологической работы в толпе ... 11.03.2021 - Вульф А.Н. Дневники 1827-1842 гг. ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *