Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

FavoriteLoadingПометить для себя
Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”
5 (100%) 1 голосов

М.А.Булгаков

По-своему весьма занятная статья, пытающаяся объяснить сложные для восприятия современным светским читателем особенности известного романа.


Постоянные параллели между Иешуа и Воландом, их зеркальная похожесть, вполне соответствует дуалистической картине мира, ереси, принимавшей на протяжении истории христианства десятки разнообразных форм и наименований (манихейство – самое распространенное из них). Согласно манихейской точке зрения, в мире правят две высшие силы: дух зла и тьмы, представленный в романе Воландом, и дух добра и света, представленный Иешуа. Сложность этой идеологемы заключается том, что упомянутые сущности, будучи крайними противоположностями, по их мнению в материальном мире выполняют одну и ту же задачу, что многократно подчеркивается в различных эпизодах романа.

Смешение света и тьмы является для манихеев изначальным грехом. Необходимость восстановления утраченного баланса (посредством отделения света от тьмы) стала причиной союза между двумя озвученными сущностями. Так как цели едины, то выбор между добром и злом принципиального значения не имеет. Более того, добро гностиков при детальном рассмотрении оказывается все тем же злом, только с маской благочестия. В романе Булгакова на этот счет имеется довольно любопытная деталь, Иешуа как и Волонд не любит солнечный свет. Дело в том, что в обсуждаемой книге солнце олицетворяет собой Бога-Творца, который для манихеев является злым и глухим Демиургом.

На первый взгляд, роман Булгакова носит характер вольного пересказа о страстях Иисуса Христа, но такой вывод поверхностен и обманчив. Основной сюжет имеет куда более точный прототип. Речь идет о так называемом “Гимне Жемчужине”, найденном в апокрифических деяниях Фомы. В этом еретическом произведении рассказывается о “принце”, который спустился в мрачное царство материи, чтобы освободить “жемчужину”, но сам становится жертвой чар, символизирующих материальное, и забывает о своей священной миссии. “Жемчужина” – одна из постоянных метафор для “души” в гностической литературе. Будучи объектом поиска, она не обладает от этого самого поиска независимым статусом, а скорее, является выражением последнего, который может быть охарактеризован как “самообожествление”. Йонас писал: “Для гностиков существование докосмического бога “Человека” выражало одну из главных тайн их Знания, и некоторые секты зашли настолько далеко, что называли само высшее божество “Человеком””. Самообожествление, неприятие материального мира, равенство добра и зла… в прошлом люди тоже осознавали последствия таких жизненных установок, поэтому литературу, пропагандирующую оные, предпочитали утилизовать посредством огня. Это обстоятельство и невероятная живучесть упомянутых идей отражены в известном тезисе романа “рукописи не горят”. Просто потому, что жизнеотрицающие установки воспроизводятся с завидным постоянством в силу самой биологической природы человека. Таким образом, “Мастера и Маргариту” можно рассматривать как частный пример адаптации гностических апокрифов под реалии современного литературного языка. Апологетика зла является тем стержнем, на котором держится весь роман.

На весь экран
alt: Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

(Просмотров: 47)
Категории Библиотека, метки , , , . Постоянная ссылка.

Новое

17.10.2021 - Fortea J.A. Summa Daemoniaca ... 15.10.2021 - Матерн Юлий Фирмик. Учение (Mathesis) в VIII книгах. Книги I и II. ... 14.10.2021 - Новиков Ю.А. По заветам старины ... 12.10.2021 - Ермаков В.А. Антимасонская деятельность русской монархической эмиграции “первой волны” (1917–1940) ... 06.10.2021 - Краснова И.А. Флорентийское общество во второй половине XIII-XIV в.: гранды и пополаны, «добрые» купцы и рыцари ... 04.10.2021 - Нарышкина Е.А. Мои воспоминания ... 03.10.2021 - Чёртон Т. Гностическая философия. От древней Персии до наших дней. ... 02.10.2021 - Сейдаметов Д., Шляпников Н. Германо-австрийская разведка в царской России ... 01.10.2021 - Лукьянова Е., Шаблинский И. Авторитаризм и демократия ... 30.09.2021 - Сэндел М. Что нельзя купить за деньги ... 29.09.2021 - Соцков Л.Ф. Неизвестный сепаратизм: на службе СД и Абвера ... 28.09.2021 - Скрутон Р. Дураки, мошенники и поджигатели: мыслители новых левых ... 27.09.2021 - Дневник токаря Белоусова (1937-1939) ... 26.09.2021 - Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время ... 25.09.2021 - Ambelain R. Templars and Rose Croix ... 24.09.2021 - Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России ... 23.09.2021 - Стент А. Почему Америка и Россия не слышат друг друга ... 22.09.2021 - Вишнев С. Военная экономика фашистской Италии ... 21.09.2021 - Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ. 1921−1923. ... 20.09.2021 - Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *