Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

FavoriteLoadingПометить для себя
Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”
5 (100%) 1 голосов

М.А.Булгаков

По-своему весьма занятная статья, пытающаяся объяснить сложные для восприятия современным светским читателем особенности известного романа.


Постоянные параллели между Иешуа и Воландом, их зеркальная похожесть, вполне соответствует дуалистической картине мира, ереси, принимавшей на протяжении истории христианства десятки разнообразных форм и наименований (манихейство – самое распространенное из них). Согласно манихейской точке зрения, в мире правят две высшие силы: дух зла и тьмы, представленный в романе Воландом, и дух добра и света, представленный Иешуа. Сложность этой идеологемы заключается том, что упомянутые сущности, будучи крайними противоположностями, по их мнению в материальном мире выполняют одну и ту же задачу, что многократно подчеркивается в различных эпизодах романа.

Смешение света и тьмы является для манихеев изначальным грехом. Необходимость восстановления утраченного баланса (посредством отделения света от тьмы) стала причиной союза между двумя озвученными сущностями. Так как цели едины, то выбор между добром и злом принципиального значения не имеет. Более того, добро гностиков при детальном рассмотрении оказывается все тем же злом, только с маской благочестия. В романе Булгакова на этот счет имеется довольно любопытная деталь, Иешуа как и Волонд не любит солнечный свет. Дело в том, что в обсуждаемой книге солнце олицетворяет собой Бога-Творца, который для манихеев является злым и глухим Демиургом.

На первый взгляд, роман Булгакова носит характер вольного пересказа о страстях Иисуса Христа, но такой вывод поверхностен и обманчив. Основной сюжет имеет куда более точный прототип. Речь идет о так называемом “Гимне Жемчужине”, найденном в апокрифических деяниях Фомы. В этом еретическом произведении рассказывается о “принце”, который спустился в мрачное царство материи, чтобы освободить “жемчужину”, но сам становится жертвой чар, символизирующих материальное, и забывает о своей священной миссии. “Жемчужина” – одна из постоянных метафор для “души” в гностической литературе. Будучи объектом поиска, она не обладает от этого самого поиска независимым статусом, а скорее, является выражением последнего, который может быть охарактеризован как “самообожествление”. Йонас писал: “Для гностиков существование докосмического бога “Человека” выражало одну из главных тайн их Знания, и некоторые секты зашли настолько далеко, что называли само высшее божество “Человеком””. Самообожествление, неприятие материального мира, равенство добра и зла… в прошлом люди тоже осознавали последствия таких жизненных установок, поэтому литературу, пропагандирующую оные, предпочитали утилизовать посредством огня. Это обстоятельство и невероятная живучесть упомянутых идей отражены в известном тезисе романа “рукописи не горят”. Просто потому, что жизнеотрицающие установки воспроизводятся с завидным постоянством в силу самой биологической природы человека. Таким образом, “Мастера и Маргариту” можно рассматривать как частный пример адаптации гностических апокрифов под реалии современного литературного языка. Апологетика зла является тем стержнем, на котором держится весь роман.

alt: Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

(Просмотров: 47)
Категории Библиотека, метки , , , . Постоянная ссылка.

Новое

26.05.2023 - Лаптева М. У истоков древнегреческой цивилизации. Иония XI-VI вв. до н.э. ... 24.05.2023 - Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР „Смерш“. 1939-март 1946. ... 22.05.2023 - Zambon F. La cena segreta. Trattati e rituali catari. ... 19.05.2023 - Госбезопасность и литература на опыте России и Германии (СССР и ГДР) ... 18.05.2023 - Манн М. Темная сторона демократии ... 15.05.2023 - Соломоник Э.И. Сарматские знаки Северного Причерноморья ... 12.05.2023 - Гинцберг Л.И. Ранняя история нацизма. Борьба за власть. ... 11.05.2023 - Бонецкая Н.К. В поисках Неведомого Бога. Мережковский – мыслитель. ... 05.05.2023 - Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. ... 04.05.2023 - Манн М. Фaшисты ... 03.05.2023 - Фо Г. Дело тамплиеров ... 28.04.2023 - Кранц (фон Кранц) Г.-У. Мистические тайны третьего рейха ... 26.04.2023 - Блюм Ж. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. ... 25.04.2023 - Поль А. История розенкрейцеров и истоки франкмасонства ... 21.04.2023 - Франко Ф. Масонство ... 18.04.2023 - Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи XVI – начала XIX вв. ... 12.04.2023 - Бурдуков А.В. Человеческие жертвоприношения у современных монголов ... 11.04.2023 - Кранц (фон Кранц) Г.-У. Аненэрбе – «Наследие предков»: секретный проект Гитлера. ... 05.04.2023 - Иванов А.М. Второе падение Монсегюра ... 04.04.2023 - Пруссаков В. Оккультный мессия и его рейх ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии