Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

FavoriteLoadingПометить для себя
Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”
5 (100%) 1 голосов

М.А.Булгаков

По-своему весьма занятная статья, пытающаяся объяснить сложные для восприятия современным светским читателем особенности известного романа.


Постоянные параллели между Иешуа и Воландом, их зеркальная похожесть, вполне соответствует дуалистической картине мира, ереси, принимавшей на протяжении истории христианства десятки разнообразных форм и наименований (манихейство – самое распространенное из них). Согласно манихейской точке зрения, в мире правят две высшие силы: дух зла и тьмы, представленный в романе Воландом, и дух добра и света, представленный Иешуа. Сложность этой идеологемы заключается том, что упомянутые сущности, будучи крайними противоположностями, по их мнению в материальном мире выполняют одну и ту же задачу, что многократно подчеркивается в различных эпизодах романа.

Смешение света и тьмы является для манихеев изначальным грехом. Необходимость восстановления утраченного баланса (посредством отделения света от тьмы) стала причиной союза между двумя озвученными сущностями. Так как цели едины, то выбор между добром и злом принципиального значения не имеет. Более того, добро гностиков при детальном рассмотрении оказывается все тем же злом, только с маской благочестия. В романе Булгакова на этот счет имеется довольно любопытная деталь, Иешуа как и Волонд не любит солнечный свет. Дело в том, что в обсуждаемой книге солнце олицетворяет собой Бога-Творца, который для манихеев является злым и глухим Демиургом.

На первый взгляд, роман Булгакова носит характер вольного пересказа о страстях Иисуса Христа, но такой вывод поверхностен и обманчив. Основной сюжет имеет куда более точный прототип. Речь идет о так называемом “Гимне Жемчужине”, найденном в апокрифических деяниях Фомы. В этом еретическом произведении рассказывается о “принце”, который спустился в мрачное царство материи, чтобы освободить “жемчужину”, но сам становится жертвой чар, символизирующих материальное, и забывает о своей священной миссии. “Жемчужина” – одна из постоянных метафор для “души” в гностической литературе. Будучи объектом поиска, она не обладает от этого самого поиска независимым статусом, а скорее, является выражением последнего, который может быть охарактеризован как “самообожествление”. Йонас писал: “Для гностиков существование докосмического бога “Человека” выражало одну из главных тайн их Знания, и некоторые секты зашли настолько далеко, что называли само высшее божество “Человеком””. Самообожествление, неприятие материального мира, равенство добра и зла… в прошлом люди тоже осознавали последствия таких жизненных установок, поэтому литературу, пропагандирующую оные, предпочитали утилизовать посредством огня. Это обстоятельство и невероятная живучесть упомянутых идей отражены в известном тезисе романа “рукописи не горят”. Просто потому, что жизнеотрицающие установки воспроизводятся с завидным постоянством в силу самой биологической природы человека. Таким образом, “Мастера и Маргариту” можно рассматривать как частный пример адаптации гностических апокрифов под реалии современного литературного языка. Апологетика зла является тем стержнем, на котором держится весь роман.

На весь экран
alt: Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

(Просмотров: 47)
Категории Библиотека, метки , , , . Постоянная ссылка.

Новое

23.01.2021 - Звягин В.Н. Медико-криминалистическое исследование останков Андрея Боголюбского ... 22.01.2021 - Аладин Н.В., Плотников И.С., Смуров А.О., Хлебович В.В. Значение концепций критической солёности и множественности барьерных солёностей для палеонтологии ... 20.01.2021 - Сакр А.X. Джинны ... 19.01.2021 - Деникинъ А.И. Мiровыя событiя и русскiй вопросъ ... 18.01.2021 - Розанваллон П. Утопический капитализм. История идеи рынка. ... 17.01.2021 - Silberman N.A., Finkelstein I. The Bible Unearthed: Archaeology’s New Vision of Ancient Israel and the Origin of Its Sacred Texts ... 16.01.2021 - Мюнхенская демоническая магия. Codex Latinus Monacensis 849. ... 15.01.2021 - Нетаниягу Б. Истоки инквизиции в Испании XV века ... 12.01.2021 - Мейкок А. История инквизиции ... 10.01.2021 - Мюнхен-1938: Падение в бездну Второй мировой ... 12.12.2020 - Сегодня читали ... 09.12.2020 - Никольский Н.М. Талмудическая традиция об Иисусе ... 01.12.2020 - Гумилёв Л.Н. Эволюция и диссипация ... 30.11.2020 - Питанов В.Ю. Введение в практическое сектоведение ... 30.11.2020 - Арриги Дж. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени. ... 29.11.2020 - Барах Б.С. История алан на западе ... 28.11.2020 - Вирт О. Книга Ученика ... 26.11.2020 - Врангель М.Д. Моя жизнь в коммунистическом раю ... 25.11.2020 - Гумилёв Л.Н., Ермолаев В.Ю. Горе от иллюзий ... 24.11.2020 - Сектоведение: лекции В.Ю.Питанова ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *