Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

FavoriteLoadingПометить для себя
Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”
5 (100%) 1 голосов

М.А.Булгаков

По-своему весьма занятная статья, пытающаяся объяснить сложные для восприятия современным светским читателем особенности известного романа.


Постоянные параллели между Иешуа и Воландом, их зеркальная похожесть, вполне соответствует дуалистической картине мира, ереси, принимавшей на протяжении истории христианства десятки разнообразных форм и наименований (манихейство – самое распространенное из них). Согласно манихейской точке зрения, в мире правят две высшие силы: дух зла и тьмы, представленный в романе Воландом, и дух добра и света, представленный Иешуа. Сложность этой идеологемы заключается том, что упомянутые сущности, будучи крайними противоположностями, по их мнению в материальном мире выполняют одну и ту же задачу, что многократно подчеркивается в различных эпизодах романа.

Смешение света и тьмы является для манихеев изначальным грехом. Необходимость восстановления утраченного баланса (посредством отделения света от тьмы) стала причиной союза между двумя озвученными сущностями. Так как цели едины, то выбор между добром и злом принципиального значения не имеет. Более того, добро гностиков при детальном рассмотрении оказывается все тем же злом, только с маской благочестия. В романе Булгакова на этот счет имеется довольно любопытная деталь, Иешуа как и Волонд не любит солнечный свет. Дело в том, что в обсуждаемой книге солнце олицетворяет собой Бога-Творца, который для манихеев является злым и глухим Демиургом.

На первый взгляд, роман Булгакова носит характер вольного пересказа о страстях Иисуса Христа, но такой вывод поверхностен и обманчив. Основной сюжет имеет куда более точный прототип. Речь идет о так называемом “Гимне Жемчужине”, найденном в апокрифических деяниях Фомы. В этом еретическом произведении рассказывается о “принце”, который спустился в мрачное царство материи, чтобы освободить “жемчужину”, но сам становится жертвой чар, символизирующих материальное, и забывает о своей священной миссии. “Жемчужина” – одна из постоянных метафор для “души” в гностической литературе. Будучи объектом поиска, она не обладает от этого самого поиска независимым статусом, а скорее, является выражением последнего, который может быть охарактеризован как “самообожествление”. Йонас писал: “Для гностиков существование докосмического бога “Человека” выражало одну из главных тайн их Знания, и некоторые секты зашли настолько далеко, что называли само высшее божество “Человеком””. Самообожествление, неприятие материального мира, равенство добра и зла… в прошлом люди тоже осознавали последствия таких жизненных установок, поэтому литературу, пропагандирующую оные, предпочитали утилизовать посредством огня. Это обстоятельство и невероятная живучесть упомянутых идей отражены в известном тезисе романа “рукописи не горят”. Просто потому, что жизнеотрицающие установки воспроизводятся с завидным постоянством в силу самой биологической природы человека. Таким образом, “Мастера и Маргариту” можно рассматривать как частный пример адаптации гностических апокрифов под реалии современного литературного языка. Апологетика зла является тем стержнем, на котором держится весь роман.

На весь экран
alt: Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

(Просмотров: 47)
Категории Библиотека, метки , , , . Постоянная ссылка.

Новое

20.10.2020 - Никольскiй Н. Древнiй Израиль. Популярные очерки по исторiи евреевъ въ научномъ освѣщенiи. ... 19.10.2020 - Гендер и общество в истории ... 16.10.2020 - Jonas H. Lo Gnosticismo ... 15.10.2020 - Шварцъ П.И. Дщерь Природы ... 14.10.2020 - Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. ... 13.10.2020 - Сандомирский Г.Б. Теория и практика европейского фашизма ... 12.10.2020 - О методах борьбы со шпионско-вредительской диверсионной и террористической деятельностью разведок капиталистических стран и их троцкистско-бухаринской агентуры ... 07.10.2020 - Харрингтон Д. Праведный палач: жизнь, смерть, честь и позор в XVI веке ... 06.10.2020 - Плущевский А.М. Термодинамика исторической жизни народов ... 05.10.2020 - Кончаловский А. Куда мы катимся? ... 03.10.2020 - Лерман Л.И. Пассионарная энергия в современном мире ... 02.10.2020 - Курцев Т.И. Принципы неоднородности и однородности в пассионарной концепции этногенеза: философско-культурологический анализ ... 01.10.2020 - Губанов И.Б. «Призвание варягов» в свете социально-исторических аналогий, внешнеполитической ситуации в Европе IX века, и археологических материалов из городищ Любши, Старой Ладоги, Псковского и Рюрикова городища ... 29.09.2020 - Цандо А. Состояние дел в России в 1850 году ... 28.09.2020 - Венелин Ю.И. Истоки Руси и славянства ... 27.09.2020 - Августин Блаженный. Исповедь. ... 25.09.2020 - Записки Института истории материальной культуры, выпуск №20 ... 24.09.2020 - Новгородский исторический сборник, №16(26) ... 22.09.2020 - Тимаков В.В. Война, которая изменила мир ... 19.09.2020 - Зализняк А.А. “Слово о полку Игореве”: взгляд лингвиста ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *