Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

FavoriteLoadingПометить для себя
Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”
5 (100%) 1 голосов

М.А.Булгаков

По-своему весьма занятная статья, пытающаяся объяснить сложные для восприятия современным светским читателем особенности известного романа.


Постоянные параллели между Иешуа и Воландом, их зеркальная похожесть, вполне соответствует дуалистической картине мира, ереси, принимавшей на протяжении истории христианства десятки разнообразных форм и наименований (манихейство – самое распространенное из них). Согласно манихейской точке зрения, в мире правят две высшие силы: дух зла и тьмы, представленный в романе Воландом, и дух добра и света, представленный Иешуа. Сложность этой идеологемы заключается том, что упомянутые сущности, будучи крайними противоположностями, по их мнению в материальном мире выполняют одну и ту же задачу, что многократно подчеркивается в различных эпизодах романа.

Смешение света и тьмы является для манихеев изначальным грехом. Необходимость восстановления утраченного баланса (посредством отделения света от тьмы) стала причиной союза между двумя озвученными сущностями. Так как цели едины, то выбор между добром и злом принципиального значения не имеет. Более того, добро гностиков при детальном рассмотрении оказывается все тем же злом, только с маской благочестия. В романе Булгакова на этот счет имеется довольно любопытная деталь, Иешуа как и Волонд не любит солнечный свет. Дело в том, что в обсуждаемой книге солнце олицетворяет собой Бога-Творца, который для манихеев является злым и глухим Демиургом.

На первый взгляд, роман Булгакова носит характер вольного пересказа о страстях Иисуса Христа, но такой вывод поверхностен и обманчив. Основной сюжет имеет куда более точный прототип. Речь идет о так называемом “Гимне Жемчужине”, найденном в апокрифических деяниях Фомы. В этом еретическом произведении рассказывается о “принце”, который спустился в мрачное царство материи, чтобы освободить “жемчужину”, но сам становится жертвой чар, символизирующих материальное, и забывает о своей священной миссии. “Жемчужина” – одна из постоянных метафор для “души” в гностической литературе. Будучи объектом поиска, она не обладает от этого самого поиска независимым статусом, а скорее, является выражением последнего, который может быть охарактеризован как “самообожествление”. Йонас писал: “Для гностиков существование докосмического бога “Человека” выражало одну из главных тайн их Знания, и некоторые секты зашли настолько далеко, что называли само высшее божество “Человеком””. Самообожествление, неприятие материального мира, равенство добра и зла… в прошлом люди тоже осознавали последствия таких жизненных установок, поэтому литературу, пропагандирующую оные, предпочитали утилизовать посредством огня. Это обстоятельство и невероятная живучесть упомянутых идей отражены в известном тезисе романа “рукописи не горят”. Просто потому, что жизнеотрицающие установки воспроизводятся с завидным постоянством в силу самой биологической природы человека. Таким образом, “Мастера и Маргариту” можно рассматривать как частный пример адаптации гностических апокрифов под реалии современного литературного языка. Апологетика зла является тем стержнем, на котором держится весь роман.

На весь экран
alt: Панков А. Манихейство и смех в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

(Просмотров: 47)
Категории Библиотека, метки , , , . Постоянная ссылка.

Новое

07.08.2020 - Росс К. Япония сверхъестественная и мистическая: духи, призраки и паранормальные явления ... 06.08.2020 - Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР ... 05.08.2020 - Классен Е.И. Новые матерiалы для древнѣйшей исторiи Славянъ вообще и Славяно-руссовъ до Рюриковскаго времени въ особенности, съ легкимъ очеркомъ исторiи Руссовъ до рождества Христова ... 01.08.2020 - Влияние ритмичной музыки на поведение толпы ... 31.07.2020 - Карпов С.П. История Трапезундской империи ... 30.07.2020 - Луканова В.В. Пандемія як антисистема: аналіз конститутивних аспектів ... 29.07.2020 - Йостъ И.М. Религiозныя секты евреевъ, отъ паденiя Iерусалима до нашихъ временъ, и описанiе ихъ религiозныхъ обрядовъ ... 28.07.2020 - Куропаткинъ А.Н. Задачи русской армiи ... 27.07.2020 - Даймонд Д. Коллапс ... 24.07.2020 - Лекции И.С.Шишкина ... 24.07.2020 - Луканова В.В. Феномен пандемії з точки зору системного підходу: до постановки питання ... 21.07.2020 - О среднесрочном прогнозе развития российской экономики в условиях пандемии коронавируса и возможного кризиса мировой экономики ... 20.07.2020 - Грекулов Е.Ф. Нравы русского духовенства ... 19.07.2020 - Как Румыния и Польша приблизили начало Второй мировой ... 15.07.2020 - Куприянов А. Как по графику почасовой явки на выборы оценивают объём фальсификаций? ... 14.07.2020 - Антипов Ю. MH17- Микрофоны не слышат прокурора ... 01.07.2020 - Extending Russia. Competing from Advantageous Ground. ... 24.06.2020 - Японские квайданы. Рассказы о призраках и сверхъестественных явлениях. ... 23.06.2020 - Ubuntu виснет намертво ... 23.06.2020 - Карпов С.П. Средневековый Понт ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *