Кизим А.В. Иосиф Волоцкий. Учитель против лжеучителей.

FavoriteLoadingПометить для себя
Кизим А.В. Иосиф Волоцкий. Учитель против лжеучителей.
5 (100%) 1 голосов

Новая статья одного из постоянных авторов сайта посвящена неоднозначной личности Иосифа Волоцкого – лидера одного из двух наиболее крупных идеологических течений в Русской православной церкви XVI века. При советской власти он был “дежурным” объектом критики, главным образом за своё противостояние с “нестяжателями” и непримиримую борьбу с ересями, которые в те годы было принято рассматривать через призму классовой теории исключительно как “движение народных масс против угнетения церковниками”.

Скачать в формате электронной книги

В сентябре 2015 года исполнилось 500 лет со дня кончины Иосифа Волоцкого. Заинтересовавшись историей его почитания, я узнал, что он объявлен покровителем православных предпринимателей. И это меня огорчило. Мне как преподавателю хотелось бы поставить вопрос об объявлении его покровителем педагогов, а он оказался «занят» бизнесменами. Но ведь фактически чуть ли ни главным делом его жизни была борьба за просвещение.

Он имеет мрачную репутацию одного из «русских инквизиторов». Соответственно, все негативные стереотипы в отношении инквизиции прилипали и к нему. Один из подобных ярлыков – «инквизиция против просвещения». В связи с этим может показаться парадоксальным, что главный труд, созданный Иосифом, называется «Просветитель». Но эта парадоксальность мнимая. Инквизиторами обычно становились люди образованные, и они точно не выступали против просвещения. А Иосиф Волоцкий был еще и активным борцом за него. Поэтому его противостояние еретикам вполне можно называть борьбой за просвещение.

В самом деле, зачем были нужны инквизиторы? Чтобы выявлять псевдохристиан, то есть тех, кто, называя себя христианином, им не является. Католические инквизиторы должны были выявлять псевдокатоликов. У христиан других конфессий термин «инквизиция», как правило, не используется, однако проблема псевдоверующих тоже есть, как и люди, которые ее решают. Православным нужно выявлять псевдоправославных, лютеранам – псевдолютеран и так далее. Когда же Церковь становится государственной, проблема выявления ложных верующих тоже становится государственной, и виновные наказываются согласно не только церковным правилам, но и светскому законодательству.

Обратите внимание:  Трошин В.А. Когда же появился Мурман?

Можно спорить о карах, постигавших нарушителей законов, хотя не жестоких наказаний в те времена не было нигде. Можно спорить о методах работы (которые, впрочем, тоже применялись не только в делах, связанных с ересями). Но с тем, что еретики представляли некую опасность для общества, спорить невозможно. Кое-где этот вопрос был особенно насущным. Например, на Пиренейском полуострове, где веками шла война против мусульман, и католические правители должны были быть спокойны за свои тылы.

Между прочим, проблема «ереси» характерна не только для христиан, и даже не только для религии. Кроме «лжесвященников», есть и псевдоврачи, псевдоисторики и другие лжеученые. Очевидно, что если человек числится врачом, а при этом «несет ересь», которая опасна для жизни, то его надо ставить на место, и если у него есть лицензия, то ее нужно забирать. Аналогично в Средние века надо было решать проблему псевдосвященников.

Но ведь подобные проблемы решаются именно при помощи просвещения: чтобы идентифицировать дезинформацию, надо обладать информацией. Затем и нужны учителя, чтобы люди не становились жертвами лжеучителей. Для того чтобы определить, какие высказывания являются «еретическими», нужно было быть достаточно образованным. Такими были инквизиторы, и таким был Иосиф Волоцкий.

Его книга «Просветитель» была написана именно для борьбы с еретиками. В историографии эту секту принято называть жидовствующими. Надо оговориться, что собственно среди противников Иосифа евреев не было (хотя создание общины приписывалось еврею Схарии, который недолго был в Новгороде). Речь шла о русских людях, которые называли себя православными, но не разделяли православных догматов.

«Берется цитата из Библии, вырывается из контекста и становится главной в мировоззрении. А цитаты, которые ему противоречат, либо игнорируются, либо просто неизвестны сектантам».

Вообще, к сожалению, об учении данной секты мы знаем только по трудам ее оппонентов. Например, судя по тому, что Иосиф Волоцкий защищает иконы и монашество, жидовствующие предшествовали протестантам эпохи Реформации. О многом же приходится только догадываться. Можно заметить, что проблемы, затронутые в «Просветителе», очень характерны для еретиков разных эпох. Например, схема того, как появляются псевдохристианские секты. Берется цитата из Библии, вырывается из контекста и становится главной в мировоззрении. А цитаты, которые ему противоречат, либо игнорируются, либо просто неизвестны сектантам. То есть именно поверхностное знание Священного Писания ведет к созданию сект. Ересиарх избирательно цитирует, а его адепты недостаточно образованы, чтобы увидеть эту избирательность.

Обратите внимание:  Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси

Например, еретики говорили, что введение монашества противоречит Священному Писанию, и в подтверждение этому приводили цитату из послания апостола Павла, который говорил о лжесловесниках, «…запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением…» (Тим. 4, 2-3). Преподобный Иосиф пространно объясняет контекст фразы апостола, осуждающего сектантов своего времени, и приводит другие его цитаты, показывающие, что он одобряет и тех, кто вступает в брак, и тех, кто выбрал для себя безбрачие. Также Иосиф указывает, что, в отличие от упомянутых еретиков, христианские монахи, избрав безбрачие для себя, не осуждают тех, кто имеет семью. И так построен почти весь его труд. Иосиф приводит мнение оппонентов, цитаты из Священного Писания, на которые они опираются, или другие их аргументы, в ответ озвучивая собственную аргументацию. Читая «Просветитель», понимаешь, что именно хорошее образование помогает не стать жертвой пропаганды лжеучителей.

Иосиф Волоцкий не единственный просветитель того времени, боровшийся с ересью. Можно вспомнить, например, Геннадия, архиепископа Новгородского, который первым обнаружил секту и начал борьбу с ней. Также он вошел в историю как составитель первой Библии на русском языке (которая называется Геннадиевской). Это тоже была борьба за образование. И хотя Иосиф непосредственно в этом не участвовал, это было дело его единомышленников.

Преподобный Иосиф известен не только как борец с ересью жидовствующих, но и как лидер «партии», члены которой по его имени стали называться иосифлянами. Они полемизировали с нестяжателями, которые считали, что у монастырей не должно быть земельного имущества. Соответственно, Иосиф Волоцкий и его последователи защищали право монастырей на земельную собственность. В контексте нашей темы просветительства интересно, какие аргументы преподобный Иосиф приводил в защиту своей позиции. Фактически он говорил о том, что если все монастыри будут бедными, то это плохо скажется на образовательном уровне духовенства. Он высказывает опасение, что в бедные монастыри не будут идти представители благородного сословия. «А коли не будет честных старцев и благородных, ино вере будет поколебание». Да и независимо от происхождения, очевидно, что в богатых монастырях, где основную физическую работу делают крестьяне, есть больше возможностей для самообразования и просветительской деятельности. То есть и здесь Иосиф Волоцкий выступает за просвещение. Показательно, что среди иосифлян был и такой выдающийся просветитель, как митрополит Макарий, при котором в Москве появилась первая типография (в 1553 году).

Обратите внимание:  Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР

Так что Иосифа Волоцкого вполне можно было бы назвать небесным покровителем православных педагогов, поскольку почти вся его деятельность была направлена на просвещение православной Руси. В связи с этим кажется символичным, что его день памяти приходится на сентябрь – месяц, когда начинается учебный год.

 

Оригинал публикации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 22)
Категории Библиотека, метки , , . Постоянная ссылка.

Новое

29.09.2020 - Цандо А. Состояние дел в России в 1850 году ... 28.09.2020 - Венелин Ю.И. Истоки Руси и славянства ... 27.09.2020 - Августин Блаженный. Исповедь. ... 25.09.2020 - Записки Института истории материальной культуры, выпуск №20 ... 24.09.2020 - Новгородский исторический сборник, №16(26) ... 22.09.2020 - Тимаков В.В. Война, которая изменила мир ... 19.09.2020 - Зализняк А.А. “Слово о полку Игореве”: взгляд лингвиста ... 18.09.2020 - Ладога и её соседи в эпоху Средневековья ... 17.09.2020 - Колесов М.С. От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции. ... 10.09.2020 - Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом ... 03.09.2020 - Сулимов С.И. Феномен антисистемности: социально-философский аспект ... 02.09.2020 - Брусиловська О., Сіндецька Н. Друга Естонська республіка: взаємовплив складових системної трансформації ... 01.09.2020 - Петров Д.В. Поздний голоцен южного Приладожья: история земледелия и эволюция ландшафтов ... 31.08.2020 - Дробышев А.Н. Музейный парк как форма презентации археологического наследия ... 30.08.2020 - Litera scripta manent. Служение слову. Т.2. 2015 год. ... 30.08.2020 - Гребенников Р.В. Гибридная модель поведения толпы ... 28.08.2020 - Sulimov S.I. , Chernigovskikh I.V., Cherenkov R.A., Chernykh V.D., Shakhov S.V. Terrorism and antisystem nature ... 27.08.2020 - Королёва-Конопляная Г.И. Теория этногенеза Л.Н.Гумилёва ... 26.08.2020 - Сулимов С.И. Феномен “двойной” псевдоморфозы ... 25.08.2020 - Щербаков Ю. Фрейдизм под красным флагом ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *