Кизим А.В. Иосиф Волоцкий. Учитель против лжеучителей.

FavoriteLoadingПометить для себя
Кизим А.В. Иосиф Волоцкий. Учитель против лжеучителей.
5 (100%) 1 голосов

Новая статья одного из постоянных авторов сайта посвящена неоднозначной личности Иосифа Волоцкого – лидера одного из двух наиболее крупных идеологических течений в Русской православной церкви XVI века. При советской власти он был “дежурным” объектом критики, главным образом за своё противостояние с “нестяжателями” и непримиримую борьбу с ересями, которые в те годы было принято рассматривать через призму классовой теории исключительно как “движение народных масс против угнетения церковниками”.

Скачать в формате электронной книги

В сентябре 2015 года исполнилось 500 лет со дня кончины Иосифа Волоцкого. Заинтересовавшись историей его почитания, я узнал, что он объявлен покровителем православных предпринимателей. И это меня огорчило. Мне как преподавателю хотелось бы поставить вопрос об объявлении его покровителем педагогов, а он оказался «занят» бизнесменами. Но ведь фактически чуть ли ни главным делом его жизни была борьба за просвещение.

Он имеет мрачную репутацию одного из «русских инквизиторов». Соответственно, все негативные стереотипы в отношении инквизиции прилипали и к нему. Один из подобных ярлыков – «инквизиция против просвещения». В связи с этим может показаться парадоксальным, что главный труд, созданный Иосифом, называется «Просветитель». Но эта парадоксальность мнимая. Инквизиторами обычно становились люди образованные, и они точно не выступали против просвещения. А Иосиф Волоцкий был еще и активным борцом за него. Поэтому его противостояние еретикам вполне можно называть борьбой за просвещение.

В самом деле, зачем были нужны инквизиторы? Чтобы выявлять псевдохристиан, то есть тех, кто, называя себя христианином, им не является. Католические инквизиторы должны были выявлять псевдокатоликов. У христиан других конфессий термин «инквизиция», как правило, не используется, однако проблема псевдоверующих тоже есть, как и люди, которые ее решают. Православным нужно выявлять псевдоправославных, лютеранам – псевдолютеран и так далее. Когда же Церковь становится государственной, проблема выявления ложных верующих тоже становится государственной, и виновные наказываются согласно не только церковным правилам, но и светскому законодательству.

Обратите внимание:  Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки

Можно спорить о карах, постигавших нарушителей законов, хотя не жестоких наказаний в те времена не было нигде. Можно спорить о методах работы (которые, впрочем, тоже применялись не только в делах, связанных с ересями). Но с тем, что еретики представляли некую опасность для общества, спорить невозможно. Кое-где этот вопрос был особенно насущным. Например, на Пиренейском полуострове, где веками шла война против мусульман, и католические правители должны были быть спокойны за свои тылы.

Между прочим, проблема «ереси» характерна не только для христиан, и даже не только для религии. Кроме «лжесвященников», есть и псевдоврачи, псевдоисторики и другие лжеученые. Очевидно, что если человек числится врачом, а при этом «несет ересь», которая опасна для жизни, то его надо ставить на место, и если у него есть лицензия, то ее нужно забирать. Аналогично в Средние века надо было решать проблему псевдосвященников.

Но ведь подобные проблемы решаются именно при помощи просвещения: чтобы идентифицировать дезинформацию, надо обладать информацией. Затем и нужны учителя, чтобы люди не становились жертвами лжеучителей. Для того чтобы определить, какие высказывания являются «еретическими», нужно было быть достаточно образованным. Такими были инквизиторы, и таким был Иосиф Волоцкий.

Его книга «Просветитель» была написана именно для борьбы с еретиками. В историографии эту секту принято называть жидовствующими. Надо оговориться, что собственно среди противников Иосифа евреев не было (хотя создание общины приписывалось еврею Схарии, который недолго был в Новгороде). Речь шла о русских людях, которые называли себя православными, но не разделяли православных догматов.

«Берется цитата из Библии, вырывается из контекста и становится главной в мировоззрении. А цитаты, которые ему противоречат, либо игнорируются, либо просто неизвестны сектантам».

Вообще, к сожалению, об учении данной секты мы знаем только по трудам ее оппонентов. Например, судя по тому, что Иосиф Волоцкий защищает иконы и монашество, жидовствующие предшествовали протестантам эпохи Реформации. О многом же приходится только догадываться. Можно заметить, что проблемы, затронутые в «Просветителе», очень характерны для еретиков разных эпох. Например, схема того, как появляются псевдохристианские секты. Берется цитата из Библии, вырывается из контекста и становится главной в мировоззрении. А цитаты, которые ему противоречат, либо игнорируются, либо просто неизвестны сектантам. То есть именно поверхностное знание Священного Писания ведет к созданию сект. Ересиарх избирательно цитирует, а его адепты недостаточно образованы, чтобы увидеть эту избирательность.

Обратите внимание:  Макаревич Э.Ф. Восток-запад: звёзды политического сыска

Например, еретики говорили, что введение монашества противоречит Священному Писанию, и в подтверждение этому приводили цитату из послания апостола Павла, который говорил о лжесловесниках, «…запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением…» (Тим. 4, 2-3). Преподобный Иосиф пространно объясняет контекст фразы апостола, осуждающего сектантов своего времени, и приводит другие его цитаты, показывающие, что он одобряет и тех, кто вступает в брак, и тех, кто выбрал для себя безбрачие. Также Иосиф указывает, что, в отличие от упомянутых еретиков, христианские монахи, избрав безбрачие для себя, не осуждают тех, кто имеет семью. И так построен почти весь его труд. Иосиф приводит мнение оппонентов, цитаты из Священного Писания, на которые они опираются, или другие их аргументы, в ответ озвучивая собственную аргументацию. Читая «Просветитель», понимаешь, что именно хорошее образование помогает не стать жертвой пропаганды лжеучителей.

Иосиф Волоцкий не единственный просветитель того времени, боровшийся с ересью. Можно вспомнить, например, Геннадия, архиепископа Новгородского, который первым обнаружил секту и начал борьбу с ней. Также он вошел в историю как составитель первой Библии на русском языке (которая называется Геннадиевской). Это тоже была борьба за образование. И хотя Иосиф непосредственно в этом не участвовал, это было дело его единомышленников.

Преподобный Иосиф известен не только как борец с ересью жидовствующих, но и как лидер «партии», члены которой по его имени стали называться иосифлянами. Они полемизировали с нестяжателями, которые считали, что у монастырей не должно быть земельного имущества. Соответственно, Иосиф Волоцкий и его последователи защищали право монастырей на земельную собственность. В контексте нашей темы просветительства интересно, какие аргументы преподобный Иосиф приводил в защиту своей позиции. Фактически он говорил о том, что если все монастыри будут бедными, то это плохо скажется на образовательном уровне духовенства. Он высказывает опасение, что в бедные монастыри не будут идти представители благородного сословия. «А коли не будет честных старцев и благородных, ино вере будет поколебание». Да и независимо от происхождения, очевидно, что в богатых монастырях, где основную физическую работу делают крестьяне, есть больше возможностей для самообразования и просветительской деятельности. То есть и здесь Иосиф Волоцкий выступает за просвещение. Показательно, что среди иосифлян был и такой выдающийся просветитель, как митрополит Макарий, при котором в Москве появилась первая типография (в 1553 году).

Обратите внимание:  Дубровинъ Н.Ф. Присоединенiе Крыма к Россiи

Так что Иосифа Волоцкого вполне можно было бы назвать небесным покровителем православных педагогов, поскольку почти вся его деятельность была направлена на просвещение православной Руси. В связи с этим кажется символичным, что его день памяти приходится на сентябрь – месяц, когда начинается учебный год.

 

Оригинал публикации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 22)
Категории Библиотека, метки , , . Постоянная ссылка.

Новое

04.04.2020 - Кузнецов В.В. НКВД против Гестапо ... 03.04.2020 - Данилевскiй Н.Я. Россiя и Европа ... 02.04.2020 - Бухарин С.Н., Ракитянский Н.М. Россия и Польша: опыт политико-психологического исследования феномена лимитрофизации. ... 01.04.2020 - Шишов А.В. Неизвестные страницы Русско-японской войны ... 31.03.2020 - Коновалов И.П. Распад государства и гражданская война в Сомали ... 30.03.2020 - Германский фашизм у власти ... 29.03.2020 - Фролов В.В. Журнал «Летопись войны с Японией» как информационный источник о событиях русско-японской войны 1904–1905 гг. ... 28.03.2020 - Ивановская В.И. Орнаменты древней Америки ... 26.03.2020 - Рыбаков Б.А. Русские карты Московии XV–начала XVI века ... 25.03.2020 - Родригес-Фернандес А.М. Ваххабизм и язычество на Аравийском полуострове (XVIII-XX вв.) ... 21.03.2020 - Боде К.-Ф. Майя.Потерянная цивилизация. ... 20.03.2020 - Лѣтопись войны съ Японiей. №№ 1-9. ... 18.03.2020 - Бадмаев П.А. За кулисами царизма ... 17.03.2020 - Ковалев Б.Н. Прибалтийский след на Северо-Западе России 1941–1944 гг.: преступления военных и парамилитарных формирований ... 16.03.2020 - Добровъ Л.Я. Откровенное слово о важнѣйшихъ событияхъ нашей внутренней жизни за послѣднее двадцатипятилѣтiе (1855-1880 г.) ... 14.03.2020 - Репрессии: как из виновных делают невиновных ... 08.03.2020 - Statistical abstract of the world. 1907. ... 05.03.2020 - Yanutene R. Red Dalia ... 04.03.2020 - Познахирев В.В. Турецкие военнопленные и гражданские пленные в России в 1914-24 гг. ... 03.03.2020 - Сулимов С.И., Черниговских И.В., Кукарников Д.Г. Антисистема и псевдоморфоз в историческом процессе (на примере средневековых Чехии и Польши) ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *