Кизим А.В. Иосиф Волоцкий. Учитель против лжеучителей.

FavoriteLoadingПометить для себя
Кизим А.В. Иосиф Волоцкий. Учитель против лжеучителей.
5 (100%) 1 голосов

Новая статья одного из постоянных авторов сайта посвящена неоднозначной личности Иосифа Волоцкого – лидера одного из двух наиболее крупных идеологических течений в Русской православной церкви XVI века. При советской власти он был “дежурным” объектом критики, главным образом за своё противостояние с “нестяжателями” и непримиримую борьбу с ересями, которые в те годы было принято рассматривать через призму классовой теории исключительно как “движение народных масс против угнетения церковниками”.

Скачать в формате электронной книги

В сентябре 2015 года исполнилось 500 лет со дня кончины Иосифа Волоцкого. Заинтересовавшись историей его почитания, я узнал, что он объявлен покровителем православных предпринимателей. И это меня огорчило. Мне как преподавателю хотелось бы поставить вопрос об объявлении его покровителем педагогов, а он оказался «занят» бизнесменами. Но ведь фактически чуть ли ни главным делом его жизни была борьба за просвещение.

Он имеет мрачную репутацию одного из «русских инквизиторов». Соответственно, все негативные стереотипы в отношении инквизиции прилипали и к нему. Один из подобных ярлыков – «инквизиция против просвещения». В связи с этим может показаться парадоксальным, что главный труд, созданный Иосифом, называется «Просветитель». Но эта парадоксальность мнимая. Инквизиторами обычно становились люди образованные, и они точно не выступали против просвещения. А Иосиф Волоцкий был еще и активным борцом за него. Поэтому его противостояние еретикам вполне можно называть борьбой за просвещение.

В самом деле, зачем были нужны инквизиторы? Чтобы выявлять псевдохристиан, то есть тех, кто, называя себя христианином, им не является. Католические инквизиторы должны были выявлять псевдокатоликов. У христиан других конфессий термин «инквизиция», как правило, не используется, однако проблема псевдоверующих тоже есть, как и люди, которые ее решают. Православным нужно выявлять псевдоправославных, лютеранам – псевдолютеран и так далее. Когда же Церковь становится государственной, проблема выявления ложных верующих тоже становится государственной, и виновные наказываются согласно не только церковным правилам, но и светскому законодательству.

Обратите внимание:  Ермаков В.А. Антимасонская деятельность русской монархической эмиграции "первой волны" (1917–1940)

Можно спорить о карах, постигавших нарушителей законов, хотя не жестоких наказаний в те времена не было нигде. Можно спорить о методах работы (которые, впрочем, тоже применялись не только в делах, связанных с ересями). Но с тем, что еретики представляли некую опасность для общества, спорить невозможно. Кое-где этот вопрос был особенно насущным. Например, на Пиренейском полуострове, где веками шла война против мусульман, и католические правители должны были быть спокойны за свои тылы.

Между прочим, проблема «ереси» характерна не только для христиан, и даже не только для религии. Кроме «лжесвященников», есть и псевдоврачи, псевдоисторики и другие лжеученые. Очевидно, что если человек числится врачом, а при этом «несет ересь», которая опасна для жизни, то его надо ставить на место, и если у него есть лицензия, то ее нужно забирать. Аналогично в Средние века надо было решать проблему псевдосвященников.

Но ведь подобные проблемы решаются именно при помощи просвещения: чтобы идентифицировать дезинформацию, надо обладать информацией. Затем и нужны учителя, чтобы люди не становились жертвами лжеучителей. Для того чтобы определить, какие высказывания являются «еретическими», нужно было быть достаточно образованным. Такими были инквизиторы, и таким был Иосиф Волоцкий.

Его книга «Просветитель» была написана именно для борьбы с еретиками. В историографии эту секту принято называть жидовствующими. Надо оговориться, что собственно среди противников Иосифа евреев не было (хотя создание общины приписывалось еврею Схарии, который недолго был в Новгороде). Речь шла о русских людях, которые называли себя православными, но не разделяли православных догматов.

«Берется цитата из Библии, вырывается из контекста и становится главной в мировоззрении. А цитаты, которые ему противоречат, либо игнорируются, либо просто неизвестны сектантам».

Вообще, к сожалению, об учении данной секты мы знаем только по трудам ее оппонентов. Например, судя по тому, что Иосиф Волоцкий защищает иконы и монашество, жидовствующие предшествовали протестантам эпохи Реформации. О многом же приходится только догадываться. Можно заметить, что проблемы, затронутые в «Просветителе», очень характерны для еретиков разных эпох. Например, схема того, как появляются псевдохристианские секты. Берется цитата из Библии, вырывается из контекста и становится главной в мировоззрении. А цитаты, которые ему противоречат, либо игнорируются, либо просто неизвестны сектантам. То есть именно поверхностное знание Священного Писания ведет к созданию сект. Ересиарх избирательно цитирует, а его адепты недостаточно образованы, чтобы увидеть эту избирательность.

Обратите внимание:  Пришва Р. Как зарождалась Украина: австро-германский след и тайная миссия профессора Грушевского

Например, еретики говорили, что введение монашества противоречит Священному Писанию, и в подтверждение этому приводили цитату из послания апостола Павла, который говорил о лжесловесниках, «…запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением…» (Тим. 4, 2-3). Преподобный Иосиф пространно объясняет контекст фразы апостола, осуждающего сектантов своего времени, и приводит другие его цитаты, показывающие, что он одобряет и тех, кто вступает в брак, и тех, кто выбрал для себя безбрачие. Также Иосиф указывает, что, в отличие от упомянутых еретиков, христианские монахи, избрав безбрачие для себя, не осуждают тех, кто имеет семью. И так построен почти весь его труд. Иосиф приводит мнение оппонентов, цитаты из Священного Писания, на которые они опираются, или другие их аргументы, в ответ озвучивая собственную аргументацию. Читая «Просветитель», понимаешь, что именно хорошее образование помогает не стать жертвой пропаганды лжеучителей.

Иосиф Волоцкий не единственный просветитель того времени, боровшийся с ересью. Можно вспомнить, например, Геннадия, архиепископа Новгородского, который первым обнаружил секту и начал борьбу с ней. Также он вошел в историю как составитель первой Библии на русском языке (которая называется Геннадиевской). Это тоже была борьба за образование. И хотя Иосиф непосредственно в этом не участвовал, это было дело его единомышленников.

Преподобный Иосиф известен не только как борец с ересью жидовствующих, но и как лидер «партии», члены которой по его имени стали называться иосифлянами. Они полемизировали с нестяжателями, которые считали, что у монастырей не должно быть земельного имущества. Соответственно, Иосиф Волоцкий и его последователи защищали право монастырей на земельную собственность. В контексте нашей темы просветительства интересно, какие аргументы преподобный Иосиф приводил в защиту своей позиции. Фактически он говорил о том, что если все монастыри будут бедными, то это плохо скажется на образовательном уровне духовенства. Он высказывает опасение, что в бедные монастыри не будут идти представители благородного сословия. «А коли не будет честных старцев и благородных, ино вере будет поколебание». Да и независимо от происхождения, очевидно, что в богатых монастырях, где основную физическую работу делают крестьяне, есть больше возможностей для самообразования и просветительской деятельности. То есть и здесь Иосиф Волоцкий выступает за просвещение. Показательно, что среди иосифлян был и такой выдающийся просветитель, как митрополит Макарий, при котором в Москве появилась первая типография (в 1553 году).

Обратите внимание:  Безыменский Л.А. О "Плане Жукова" от 15 мая 1941 г.

Так что Иосифа Волоцкого вполне можно было бы назвать небесным покровителем православных педагогов, поскольку почти вся его деятельность была направлена на просвещение православной Руси. В связи с этим кажется символичным, что его день памяти приходится на сентябрь – месяц, когда начинается учебный год.

 

Оригинал публикации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 22)
Категории Библиотека, метки , , . Постоянная ссылка.

Новое

28.11.2022 - Пушкин С.Н. Проблема взаимоотношений этногенеза и культурогенеза в творчестве Л.Н.Гумилёва ... 25.11.2022 - Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии ... 24.11.2022 - Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти ... 23.11.2022 - Тортика А.А. Северо-западная Хазария в контексте истории Восточной Европы VII-X вв ... 22.11.2022 - Бухарин С.Н., Малков С.Ю. Эволюция элиты ... 21.11.2022 - Ньюман Ш. Подлинная история тамплиеров ... 18.11.2022 - Лесковъ Н. О вліяніи корельскаго языка на русскій въ предѣлахъ Олонецкой губерніи ... 17.11.2022 - Нелли Р. Катары: святые еретики ... 15.11.2022 - Аникеев А.А. Аграрная политика нацистской Германии в годы Второй мировой войны ... 14.11.2022 - Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения ... 11.11.2022 - Штейн Б.Е. Русский вопрос ... 10.11.2022 - Хлебников М.В. «Теория заговора» ... 09.11.2022 - Моррис И. Сравнительная история цивилизаций. Почему властвует Запад…по крайней мере, пока еще… ... 07.11.2022 - В царской казарме. Солдаты и матросы в первой революции. ... 04.11.2022 - Михайленко Д.В., Резницкая Л.М. Проектная концепция эколого-археологического комплекса «Донская Троя» ... 03.11.2022 - Гребер Д. Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда. ... 02.11.2022 - Шарифжанов И.И. Изолированная страна. История России на страницах школьных учебников США и Западной Европы. ... 28.10.2022 - Gregory D. The Colonial Present ... 25.10.2022 - Сулимов С.И., Черниговских И.В., Черных В.Д. Варварство и цивилизация: специфика межкультурного взаимодействия ... 20.10.2022 - Тарасов К. Военная организация большевиков и леворадикальное движение в Петроградском гарнизоне (февраль 1917 — март 1918 г.) ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии