Корявцев П.М. Японские традиционные титулы и система рангов

FavoriteLoadingПометить для себя
Корявцев П.М. Японские традиционные титулы и система рангов
5 (100%) 3 голосов

Данная статья представляет собой фрагмент текста книги П.М.Корявцева “Большая Абевега чинов и званий”. Японские традиционные титулы и чины даны в авторском переводе, придерживаться которого в целом рекомендуется; этот перевод не является буквальным, а сделан “по смыслу”, чтобы в большинстве случаев сопоставить японские термины общеупотребительным европейским понятиям.

Кириллическая транскрипция некоторых терминов может не соответствовать “системе Поливанова”, также в транскрипциях могут встречаться мелкие неточности.

Для прокрутки таблиц в тексте надо ткнуться в них и использовать стрелки.

Скачать в формате электронной книги
Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I “Об авторском праве и смежных правах” (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© Корявцев П.М., 2011 г.

© «Теория антисистем. Источники и документы.», 2011 г.

В Японии система феодальных титулов исходно была сугубо оригинальной, но в итоге сложилась под ощутимым китайским влиянием. Первоначально японские титулы (姓, кабанэ) служили для обозначения места представителей определённой фамилии или клана (氏, удзи, “родовая организация”) при дворе правителя страны, а не статуса персонально феодального владетеля определённой территории, как в Европе. Только к V веку за окими Ямато было признано безусловно исключительное право жаловать титулы, и система традиционных местных титулов, которых известно более тридцати, была относительно упорядочена иерархически (титулы даны в порядке убывания старшинства):

  • кими (君) – буквально “правитель”, “государь”; титул обычно сопоставляется европейскому князю. Это был титул несуверенных правителей, подчинённых “великому кими” – окими. Равным кими был специфический титул коникиши (王), представлявший собой японскую кальку титула вана, но его носили исключительно потомки корейских ванов.
  • оми (臣) – “вассал”, предназначался для глав кланов – непосредственных вассалов верховного правителя государства. Для глав т.н. “корпораций”, объединявших “инородцев” и потомков распавшихся или принужденных к подчинению кланов, существовал равный ему титул мурадзи (连) – буквально “союзник”, что отражало их прежнее самостоятельное положение. Из среды обладателей этих титулов выдвигались ооми (大臣, “великий оми”) и омурадзи (大连, “великий мурадзи”), просуществовавшие до 662 года и игравшие важную роль в государстве: они фактически возглавляли правительство, становились регентами, влияли на престолонаследие и т.д..
  • мияцуко (造) – “придворный”, “состоящий при дворе”. Существовали разновидности этого титула: томо-но мияцуко (伴造, “сопутствующий придворный”) – для представителей родов, специализировавшихся на обслуживании определённых отраслей придворного хозяйства; и куни-но мияцуко (国造, “владетельный придворный”) – для родов потомственных наместников на территориях (куни), руководителей местных административных органов, не имевших непосредственного отношения ко двору. Мияцуко получали универсальный родовой титул атаэ (直) – “значительный”, “важный”, буквально “честный, прямой человек”.
  • агата-нуши (県主) – “глава префектуры”. Титул местных феодальных правителей, сопоставляемый обычно европейскому титулу графа. Аналогия здесь не совсем верна, поскольку японские местные феодалы занимали при императорском дворе гораздо более скромное положение. Они получали универсальный родовой титул обито (首) – “вождь”, “предводитель”, фонетически – “большой человек”.
  • инаги (稲置) – “обеспечивающий продовольствием”. Титул глав сельских администраций, состоявших в подчинении у куни-но мияцуко. Они же могли занимать и посты агата-нуши в определённых случаях.
Обратите внимание:  Кодзики 古事記

В начале VII века (603 год) была законодательно закреплена первая японская официальная система чинов государственной службы, состоявшая из 12-ти классов, она называлась кан-и (冠位) или кобури(канмури)-но кураи, поскольку знаками различия для чинов служили головные уборы кан (кобури). Также её принято называть “системой рангов Сётоку” по имени регента, при котором она была введена. Принято считать, что она была создана по образцу китайской “системы девяти рангов” после посещения в 600 году японцами материкового Китая с посольством, однако большого сходства между ними не усматривается. Система устанавливала иерархию 12-ти “ступеней” шести рангов, названия которых были действительно заимствованы из конфуцианской риторики: добродетель (徳), человеколюбие (仁), церемонность (礼), вера (信), праведность (義) и мудрость (智). Каждый ранг делился на две ступени, старшую (大, “великий”) и младшую (小, “небольшой, малый”), соответственно от наивысшего 大徳 до низшего 小智 и получилось 12 ступеней. Необходимо отметить, что с самого начала у японцев ранги были абсолютно абстрактными и универсальными, чины не были, как у китайцев, производными от названий реально существовавших ранее должностей. “Система Сётоку” не прижилась, поскольку в условиях реально слабой императорской власти все высшие ступени незамедлительно захватили высшие же аристократы, и система не смогла решить ту задачу, для которой, собственно, и вводилась – обеспечить продвижение по службе грамотных, толковых специалистов, пусть и нетитулованных. Однако её введение способствовало трансформации прежних родовых и владетельных титулов в почётные. В 646 году начались “реформы Тайка”, и прежние владетельные феодальные титулы, включая титулы оми и мурадзи, были упразднены, а земля стала государственной собственностью. Помимо прочего это дало толчок формированию нового сословия – служилого дворянства, самураев или бу-ши (侍, 武士), до того не существовавшего (“бу-ши” не совсем то же самое, что “самурай” – это своего рода аналог чиновника-воина поместного ополчения в русском понимании, тогда как “самурай” – собственно “дворянин”). С 672 года император Тэмму продолжил масштабные реформы, в числе которых было и введение в оборот архаичных, уже сугубо абстрактных в ту эпоху, титулов (в порядке убывания старшинства):

  • махито (真人, 八色) – “совершенный человек”.
  • ас-оми (朝臣) – “придворный вассал”.
  • сукунэ (宿祢) – “муж в святости”.
  • имики (忌寸) – “ревностная душа”.
  • дао-ши (道师) – “даосский кудесник” (распространено ошибочное именование этого титула “мичиноши”).

При этом из прежней системы были сохранены титулы оми, мурадзи и инаги, которые, однако, были поставлены в иерархии ниже вновь утверждённых, титулы выше имики при этом могли получить только представители родов, связанных с императорским; в целом новая система получила название “система восьми титулов”, поскольку все прежние многочисленные и разнообразные титулы были окончательно упразднены. В 685 году реформа коснулась и наименований классов гражданской службы – взамен конфуцианских добродетелей были введены традиционные японские понятия, а в 701 году система классов была радикально изменена, получив при этом новое название икай (位階). Она стала почти идентична китайской системе девяти рангов (за небольшими изъятиями), включая и “принцип тени”:

И, кураи (位) – ранг, класс Хин-и (品位) – достоинство принцев крови (親王, синно) Название универсального чина Классы по “тени”
(蔭, кагё)
1-й старшая степень иппин, иппон (一品) сёичии (正一位)  
младшая степень дзюичии (従一位)
2-й старшая степень нихин, нихон (二品) сёнии (正二位)
младшая степень дзюнии (従二位)
3-й старшая степень самхин, самбон (三品) сёсамми (正三位)
младшая степень дзюсамми (従三位)
4-й старшая степень старший разряд сихин, сихон (四品) сёшиидзё (正四位上)
младший разряд сёшиигэ (正四位下)
младшая степень старший разряд   дзюшиидзё (従四位上)
младший разряд дзюшиигэ (従四位下) все сыновья и внуки синно
5-й старшая степень старший разряд сёгоидзё (正五位上)  
младший разряд сёгоигэ (正五位下)  
младшая степень старший разряд дзюгоидзё (従五位上)  
младший разряд дзюгоигэ (従五位下) все сыновья и внуки кими (王), сыновья особ 1-го класса от жён
6-й старшая степень старший разряд сёрокуидзё (正六位上) сыновья особ 1-го класса от наложниц и внуки от жён, все сыновья “потомков пяти ванов” (т.е. членов императорской фамилии)
младший разряд сёрокуигэ (正六位下) внуки особ 1-го класса от наложниц, сыновья особ 2-го класса от жён
младшая степень старший разряд дзюрокуидзё (従六位上) сыновья особ 2-го класса от наложниц и внуки от жён, сыновья особ 3-го класса от жён
младший разряд дзюрокуигэ (従六位下) внуки особ 2-го класса от наложниц, сыновья особ 3-го класса от наложниц и внуки от жён
7-й старшая степень старший разряд сёшичиидзё (正七位上) внуки особ 3-го класса от наложниц
младший разряд сёшичиигэ (正七位下) сыновья особ старшей степени 4-го класса от жён
младшая степень старший разряд дзюшичиидзё (従七位上) сыновья особ старшей степени 4-го класса от наложниц, особ младшей степени 4-го класса от жён
младший разряд дзюшичиигэ (従七位下) сыновья особ младшей степени 4-го класса от наложниц
8-й старшая степень старший разряд сёхачиидзё (正八位上)  
младший разряд сёхачиигэ (正八位下) сыновья особ старшей степени 5-го класса от жён
младшая степень старший разряд дзюхачиидзё (従八位上) сыновья особ старшей степени 5-го класса от наложниц, особ младшей степени 5-го класса от жён
младший разряд дзюхачиигэ (従八位下) сыновья особ младшей степени 5-го класса от наложниц
9-й или “начальный” старшая степень старший разряд дайсоидзё (正初位上)  
младший разряд дайсоигэ (正初位下)
младшая степень старший разряд сёшоидзё (従初位上)
младший разряд сёшоигэ (従初位下)

Обладатели чинов первых трёх классов причислялись к сословию кугё (公家) – высшей аристократии. Чины первых пяти классов жаловались исключительно императором лично, к этим же классам могли относиться и кими (王) – владетельные феодалы; чины 6-го и 7-го классов только формально санкционировались императором (ему докладывалось об их присвоении), все прочие чины присваивались руководителями ведомств. Были установлены предельные классы для всех должностей, и в случае, если по каким-либо причинам это соответствие нарушалось, требовалось обязательно указывать чин перед должностью, а не после неё, как обычно. Принципиальным отличием японской икай от “системы девяти рангов” было то, что у японцев все классы чинов были изначально абсолютно универсальны, и никак не связаны с должностями, в то время как в Китае один и тот же чин, зачастую имеющий к тому же архаичное символическое название, мог относиться к нескольким разным классам в зависимости от ведомства и рода службы, сохранялись и весьма специфические придворные, свитские и воинские, включая гвардейские, чины и звания. Различалось и применение “принципа тени” – если в Китае “тень предка” давала только внеочередной допуск к экзаменам на чин соответствующего класса без выслуги в более низких, то в Японии она автоматически обеспечивала присвоение соответствующего универсального чина. Кроме этого, для обеспечения определённого социального статуса представителям некоторых привилегированных кланов чины до пятого класса включительно могли присваиваться “заштатно” лицам, не состоящим ни на какой службе и не имеющим титула или “тени”, предусматривающих получение класса обычным порядком. Такие “заштатные” чины писались с приставкой сото (外) – “без должности”, например, сото-сёгоигэ (外正五位下) для не состоящего на службе лица младшего разряда старшей степени 5-го класса. По сути это были не чины государственной службы, а почётные звания, но, опять же, универсальные.

Обратите внимание:  Ткачев С.В., Ткачева Н.Н. Японская колонизация Хоккайдо

С началом эпохи Муромати (1336 год) перестали присваиваться “заштатные” чины, а в 1580 году, в период фактического правления Оды Нобунаги (формально сёгуном не являвшегося) сословия были “заморожены” – члены определённых семей могли с этого времени получать чины только в том случае, если представители этих семей имели ранее чины или титулы. Таким образом государственная служба, как и в Московском государстве того времени, стала наследуемой, причем в гораздо более жёсткой форме – теперь чины первых трёх классов могли выслужить только кугё. С установлением сёгуната Токугава принадлежность к сословию самураев предполагала натуральную обязанность службой в качестве чиновников-буши(武士) при дворе или у феодалов, отказ от службы влёк за собой лишение прав состояния, подобно тому, как в те же времена в России неслужащие дворяне развёрстывались в однодворцы. После реставрации Мэйдзи икай была реформирована: с 1869 года были отменены классы для синно и упразднено деление степеней на разряды, соответственно, к примеру, вместо прежних чинов сёгоидзё (正五位上) и сёгоигэ (正五位下) стал использоваться единый сёгои (正五位), т.е. отпал определитель разряда дзё или гэ. Кроме того, была отменена привязка должностей к классам. С 1887 года был упразднён 9-й “начальный” класс – это было сделано, вероятно, из соображений приближения системы классных чинов к европейским стандартам, поскольку в Японии, как и у китайцев, до того в этом классе были чины, аналогичные европейским старшим подофицерам и внеклассным канцеляристам. Одновременно с этим лишились права присваивать оставшиеся чины 8-го класса без доклада императору руководители ведомств.

“Система восьми титулов” просуществовала вплоть до начала реставрации Мэйдзи, затем в ходе реформ самураи были освобождены от обязанности службой своим землевладельцам-даймё, после чего все прежние самураи за исключением самых богатых образовали новое сословие сидзоку (士族), обнищавшие самураи получили личный статус сидзоку, что было полным аналогом личного дворянства в России. Одновременно с этим высший слой самурайства и титулованная знать по указу от 7 июля 1884 года также образовали новое сословие – кадзоку (華族, “цвет нации”), прежние титулы были упразднены, и вместо них введены полные аналоги традиционных китайских титулов, затем указом от 6 мая 1887 года они также были сопоставлены классам икай:

Обратите внимание:  Иногути Р., Накадзима Т. Божественный ветер. Жизнь и смерть японских камикадзе.
Титул Класс икай Китайский прототип Прежний титул синно Европейский аналог
ку-сяку (公爵) 1-й класс, младшая степень гун иппон (一品) князь, принц, герцог
ко-сяку (侯爵) 2-й класс, старшая степень хоу нихон (二品) маркиз
хаку-сяку (伯爵) 2-й класс, младшая степень бо граф
си-сяку (子爵) 3-й класс цзы самбон (三品) виконт
дан-сяку (男爵) 4-й класс нань сихон (四品) барон

При этом новые японские титулы получили существенно более высокие классы, чем имели в Китае их прототипы; да и в целом на всём протяжении истории сословное положение и феодальные титулы (а также – происхождение из определённого клана) в Японии играли существенно бóльшую роль, чем в Китае, где превалирующим было значение класса чина или звания. Все японские сословия и титулы с введением в действие конституции в мае 1947 года были упразднены, причём не только в части сословных привилегий – остававшимся к тому времени обладателям титулов было прямо запрещено титуловаться ими, сохранил свой титул только император.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 49)
Категории Библиотека, Япония, метки . Постоянная ссылка.

Новое

19.08.2019 - Шаповалов А.О. Лев Гумилёв как первооткрыватель теории взаимозависимости климатических колебаний и этногенеза ... 13.08.2019 - Іванова Я.В. Адаптивність як психологічний чинник пасіонарності особистості ... 12.08.2019 - Таказов Ф.М. Очерки по демонологии народов Северного Кавказа ... 08.08.2019 - Сулимов С.И. Богомильство: антисистема на Балканах ... 07.08.2019 - Слюсар В.М. Громадянська участь пасіонаріїв як агентів «міфічного насилля» у соціальних трансформаціях ... 05.08.2019 - Боровой А.А. Современное масонство на Западе ... 01.08.2019 - Ищенко Н. Антисистемы как фактор разрушения культуры в современных условиях ... 31.07.2019 - Сулимов С.И., Плотникова А.В., Черных В.Д. Антисистема как социальный феномен (на примере богомильской ереси) ... 30.07.2019 - Bodin J. De la démonomanie des sorciers ◊ On the Demon-Mania of Witches ... 29.07.2019 - Рид Д. Спор о Сионе ... 28.07.2019 - Звук через HDMI и проприетарный драйвер nVidia в Ubuntu ... 26.07.2019 - Эко У. История уродства ... 25.07.2019 - Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада ... 24.07.2019 - Нуортева Ю. Принимали ли финские добровольцы СС участие в военных преступлениях? ... 22.07.2019 - Дукельский С.С. ЧК на Украине ... 19.07.2019 - Потапов С.М., Эйсман А.А. Борьба с диверсантами ... 17.07.2019 - Белашева И.В., Ершова Д.А., Есаян М.Л. Психология терроризма ... 16.07.2019 - Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки. ... 15.07.2019 - Леонидов А. Либерализм как деструктивная секта ... 11.07.2019 - К гражданам РФ относятся хуже, чем к пленным немцам ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *