Кизим А.В. Два первых царя

FavoriteLoadingПометить для себя
Кизим А.В. Два первых царя
5 (100%) 1 голосов

У наших летописцев была традиция сравнивать историю, которую они описывали, с историей народа израильского, изложенной в Священном Писании. Если следовать этому принципу, то аналогом Иоанна Грозного должен быть первый царь израильский Саул. И если задуматься, то у Иоанна Грозного действительно есть с ним немало общего.

Царствование Саула можно разделить на две части. В первой он прислушивался к пророкам и духовенству, исполнял волю Божию. И Бог даровал ему победы. А затем он перестал слушать пророков, и в результате его стали постигать неудачи. Он потерпел поражение и погиб. Только один из его сыновей после его смерти правил, а затем династия прервалась.

И правление Иоанна Грозного тоже условно можно разделить на две части. В первой он сотрудничал с Церковью. Деятельность святого митрополита Макария озаряет этот период. Именно при нем Иоанн IV венчался на царство. При нем был Стоглавый собор и первый Земский собор. Иоанн IV взял Казань, после чего был построен Покровский собор (Василия Блаженного).

А во второй части правления Иоанн Грозный Церковь слушать перестал. Это привело к конфликту с митрополитом Филиппом, закончившемуся смещением святителя и его смертью в Отрочем монастыре. И в этот период царя Иоанна стали преследовать неудачи, которые привели к поражению в Ливонской войне. Интересно, что он – единственный наш правитель XVI века, который потерпел поражение в войне с западными соседями. Его дед Иоанн III победил литовцев, отвоевав Чернигов, его отец Василий III отвоевал Смоленск, его сын Федор одержит победу над шведами. А вот Иоанн войну с Речью Посполитой проиграл.

Он не погиб в сражении, как Саул, но умер вскоре после заключения мира. Вероятно, он надорвался из-за войны. А после его смерти только один его сын Феодор правил, а затем династия прервалась, как и династия Саула.

Обратите внимание:  Сасов К. Поправки к Конституции как односторонний отказ государства от исполнения обязательств

Согласно Священному Писанию, Саул видел измену там, где ее не было. В частности, он постоянно подозревал в чем-то Давида и пытался его убить. И Иоанн Грозный отличался такой же подозрительностью, на что ему пытался указывать святитель Филипп. При этом у Саула гнев часто сменялся милостью, и он сам каялся в своих действиях. То же самое делал и царь Иоанн.

«Любой человек, даже царь, может поступать неправильно, и об этом ему надо говорить»

Авторы Священного Писания никогда не идеализировали израильских правителей. Даже у Давида, самого популярного из царей, были грехи. Библия показывает, что любой человек, даже царь, может поступать неправильно, и об этом ему надо говорить (как пророк Нафан обличал Давида). А некоторые цари вообще оказывались предателями истинной веры и, если можно так выразиться, отрицательными героями.

Потом и в истории Византии цари были далеко не идеальны. Кроме того, что многие их них были грешниками, среди них находились и еретики, и святоубийцы. Так, царь Аркадий фактически был виновен в смерти святителя Иоанна Златоуста, который умер в ссылке. Он тоже стал одним из отрицательных примеров того, каким не должен быть царь.

А у нас таким отрицательным героем суждено было стать Иоанну Грозному. Он тоже стал царем-святоубийцей, на чьей совести жизнь святых Филиппа Московского и Корнилия Печерского и множества других людей. Царем, которого Бог наказал за его преступления. И позже наши цари признавали, что нельзя поступать так, как поступал Грозный. Ему даже не нашлось места на памятнике «Тысячелетия Руси».

Особенно показателен пример царя Алексея Михайловича, при котором в 1652 году было совершено перенесение мощей святителя Филиппа. Он тогда публично каялся за грехи своего предшественника. А вскоре после этого он начнет войну с Речью Посполитой за Малороссию, то есть за Украину. И выиграет, отвоевав Смоленск, потерянный во время Смуты, Киев и восточную часть украинских земель. Тишайший царь оказался более успешным, чем Грозный. Так и вспоминаются слова: «Бог гордым противится, а смиренным – дает благодать» (Иак. 4, 6).

Обратите внимание:  Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки

22.03.2017

Оригинал публикации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 34)
Категории Библиотека, метки , . Постоянная ссылка.

Новое

18.04.2021 - Мар-Мани мироточивый ... 17.04.2021 - Макиавелли Н. Избранные сочинения ... 16.04.2021 - Шкуратенко О.В. Поняття, розвиток, етимологія жаргону кримінального та його місце в субкультурному просторі (історико-правовий аспект) ... 15.04.2021 - Ваал (де Ваал) Т. Чёрный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной. ... 14.04.2021 - Гендель М. Космогоническая концепция розенкрейцеров ... 12.04.2021 - Летунов С.Б., Тулин Е.В., Ковальчук Ю.К. Последствия реформы МВФ оплаты труда в РФ ... 10.04.2021 - Макиавелли Н. Искусство войны ... 09.04.2021 - Севек Р.М., Серен А.А. Инфляция и роль Банка России в стабилизации денежного обращения ... 08.04.2021 - Карпиленя Н.В. Об исторических и этнологических процессах в русской цивилизации: развитие идей Л.Н.Гумилёва ... 06.04.2021 - Озерова Н.Г., Мукоид О. В. Жаргон в авторской речи произведений Дарьи Донцовой ... 02.04.2021 - Обречённые на низкие зарплаты. Население РФ. ... 31.03.2021 - Сулимов С.И., Черниговских И.В. Антисистемный потенциал современности ... 30.03.2021 - Егошин О.А. О влиянии либеральных и консервативных правовых концепций на институт воинских наказаний в период утверждения капитализма в России ... 29.03.2021 - Зѣлинскiй Ѳ. Фридрихъ Ницше и античность ... 27.03.2021 - Гумилёв Л.Н. Величие и падение Древнего Тибета ... 26.03.2021 - Vayser Sh. Women in Red: Femininity and Womanhood in the Soviet Union ... 24.03.2021 - Поляков Ю. Зачем карманнику запонки? ... 19.03.2021 - Федеричи С. Калибан и ведьма ... 18.03.2021 - Лефевр Ж. Аграрный вопрос в эпоху террора (1793-1794) ... 17.03.2021 - Щербина Ф.А. Крестьянскiе бюджеты ... на главную

Комментариев: 3

  1. Амб пишет:

    Ему даже не нашлось места на памятнике «Тысячелетия Руси».

    Зато почему-то "нашлось место" для Анастасии Романовой. Может что-то в крови? 
     

    Оценить комментарий: Thumb up 1 Thumb down 0

    • Anton Komnin пишет:

      Анастасия Захарьина символизирует позитивный период, когда не было опричнины и были сплошные успехи. То же самое касается Сильвестра и Адашева, которые тоже там есть.

       

      Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

      • Амб пишет:

        Окей, тогда почему нет остальных жен правителей России как символов соответствующих достижений?

        Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *