Кизим А.В. Два первых царя

FavoriteLoadingПометить для себя
Кизим А.В. Два первых царя
5 (100%) 1 голосов

У наших летописцев была традиция сравнивать историю, которую они описывали, с историей народа израильского, изложенной в Священном Писании. Если следовать этому принципу, то аналогом Иоанна Грозного должен быть первый царь израильский Саул. И если задуматься, то у Иоанна Грозного действительно есть с ним немало общего.

Царствование Саула можно разделить на две части. В первой он прислушивался к пророкам и духовенству, исполнял волю Божию. И Бог даровал ему победы. А затем он перестал слушать пророков, и в результате его стали постигать неудачи. Он потерпел поражение и погиб. Только один из его сыновей после его смерти правил, а затем династия прервалась.

И правление Иоанна Грозного тоже условно можно разделить на две части. В первой он сотрудничал с Церковью. Деятельность святого митрополита Макария озаряет этот период. Именно при нем Иоанн IV венчался на царство. При нем был Стоглавый собор и первый Земский собор. Иоанн IV взял Казань, после чего был построен Покровский собор (Василия Блаженного).

А во второй части правления Иоанн Грозный Церковь слушать перестал. Это привело к конфликту с митрополитом Филиппом, закончившемуся смещением святителя и его смертью в Отрочем монастыре. И в этот период царя Иоанна стали преследовать неудачи, которые привели к поражению в Ливонской войне. Интересно, что он – единственный наш правитель XVI века, который потерпел поражение в войне с западными соседями. Его дед Иоанн III победил литовцев, отвоевав Чернигов, его отец Василий III отвоевал Смоленск, его сын Федор одержит победу над шведами. А вот Иоанн войну с Речью Посполитой проиграл.

Он не погиб в сражении, как Саул, но умер вскоре после заключения мира. Вероятно, он надорвался из-за войны. А после его смерти только один его сын Феодор правил, а затем династия прервалась, как и династия Саула.

Обратите внимание:  Дюков А.Р. За что сражались советские люди. «Русский НЕ должен умереть».

Согласно Священному Писанию, Саул видел измену там, где ее не было. В частности, он постоянно подозревал в чем-то Давида и пытался его убить. И Иоанн Грозный отличался такой же подозрительностью, на что ему пытался указывать святитель Филипп. При этом у Саула гнев часто сменялся милостью, и он сам каялся в своих действиях. То же самое делал и царь Иоанн.

«Любой человек, даже царь, может поступать неправильно, и об этом ему надо говорить»

Авторы Священного Писания никогда не идеализировали израильских правителей. Даже у Давида, самого популярного из царей, были грехи. Библия показывает, что любой человек, даже царь, может поступать неправильно, и об этом ему надо говорить (как пророк Нафан обличал Давида). А некоторые цари вообще оказывались предателями истинной веры и, если можно так выразиться, отрицательными героями.

Потом и в истории Византии цари были далеко не идеальны. Кроме того, что многие их них были грешниками, среди них находились и еретики, и святоубийцы. Так, царь Аркадий фактически был виновен в смерти святителя Иоанна Златоуста, который умер в ссылке. Он тоже стал одним из отрицательных примеров того, каким не должен быть царь.

А у нас таким отрицательным героем суждено было стать Иоанну Грозному. Он тоже стал царем-святоубийцей, на чьей совести жизнь святых Филиппа Московского и Корнилия Печерского и множества других людей. Царем, которого Бог наказал за его преступления. И позже наши цари признавали, что нельзя поступать так, как поступал Грозный. Ему даже не нашлось места на памятнике «Тысячелетия Руси».

Особенно показателен пример царя Алексея Михайловича, при котором в 1652 году было совершено перенесение мощей святителя Филиппа. Он тогда публично каялся за грехи своего предшественника. А вскоре после этого он начнет войну с Речью Посполитой за Малороссию, то есть за Украину. И выиграет, отвоевав Смоленск, потерянный во время Смуты, Киев и восточную часть украинских земель. Тишайший царь оказался более успешным, чем Грозный. Так и вспоминаются слова: «Бог гордым противится, а смиренным – дает благодать» (Иак. 4, 6).

Обратите внимание:  Горюнов Э.В. Две статьи

22.03.2017

Оригинал публикации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 34)
Категории Библиотека, метки , . Постоянная ссылка.

Новое

25.06.2022 - Удилов В.Н. Теракты и диверсии в СССР ... 24.06.2022 - Антисоветские подлоги ... 19.06.2022 - Зильбер И. Тайные средства борьбы ... 18.06.2022 - Хлебников Г.В. Философская мистика и гностицизм: история и современность ... 17.06.2022 - Жерве Б.Б. О дисциплине ... 15.06.2022 - Лавренов С.Я., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах ... 14.06.2022 - История фашизма в Западной Европе ... 13.06.2022 - Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. ... 12.06.2022 - Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой ... 11.06.2022 - Дубровинъ Н.Ф. Пугачёвъ и его сообщники ... 10.06.2022 - Кунц К. Совесть нацистов ... 09.06.2022 - Шрек Н., Шрек З. Демоны плоти ... 08.06.2022 - Фергюсон Н. Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира. ... 07.06.2022 - Такер Ю. Три текста о заражении ... 06.06.2022 - Бордюгов Г.А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве ... 05.06.2022 - Трансформации глобального конфессионального геопространства ... 04.06.2022 - Худяков Ю.С. Археология Южной Сибири хунно-сяньбийской эпохи ... 03.06.2022 - Fumagalli S. L’eresia dei Pauliciani. Dualismo religioso e ribellione nell’Impero Bizantino. ... 31.05.2022 - Ромашкин П.С. Военные преступления империализма ... 29.05.2022 - Суржикова Н.В. Военный плен в российской провинции (1914–1922 гг.) ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии