Кизим А.В. Два первых царя

FavoriteLoadingПометить для себя
Кизим А.В. Два первых царя
5 (100%) 1 голосов

У наших летописцев была традиция сравнивать историю, которую они описывали, с историей народа израильского, изложенной в Священном Писании. Если следовать этому принципу, то аналогом Иоанна Грозного должен быть первый царь израильский Саул. И если задуматься, то у Иоанна Грозного действительно есть с ним немало общего.

Царствование Саула можно разделить на две части. В первой он прислушивался к пророкам и духовенству, исполнял волю Божию. И Бог даровал ему победы. А затем он перестал слушать пророков, и в результате его стали постигать неудачи. Он потерпел поражение и погиб. Только один из его сыновей после его смерти правил, а затем династия прервалась.

И правление Иоанна Грозного тоже условно можно разделить на две части. В первой он сотрудничал с Церковью. Деятельность святого митрополита Макария озаряет этот период. Именно при нем Иоанн IV венчался на царство. При нем был Стоглавый собор и первый Земский собор. Иоанн IV взял Казань, после чего был построен Покровский собор (Василия Блаженного).

А во второй части правления Иоанн Грозный Церковь слушать перестал. Это привело к конфликту с митрополитом Филиппом, закончившемуся смещением святителя и его смертью в Отрочем монастыре. И в этот период царя Иоанна стали преследовать неудачи, которые привели к поражению в Ливонской войне. Интересно, что он – единственный наш правитель XVI века, который потерпел поражение в войне с западными соседями. Его дед Иоанн III победил литовцев, отвоевав Чернигов, его отец Василий III отвоевал Смоленск, его сын Федор одержит победу над шведами. А вот Иоанн войну с Речью Посполитой проиграл.

Он не погиб в сражении, как Саул, но умер вскоре после заключения мира. Вероятно, он надорвался из-за войны. А после его смерти только один его сын Феодор правил, а затем династия прервалась, как и династия Саула.

Обратите внимание:  Пришва Р. Как зарождалась Украина: австро-германский след и тайная миссия профессора Грушевского

Согласно Священному Писанию, Саул видел измену там, где ее не было. В частности, он постоянно подозревал в чем-то Давида и пытался его убить. И Иоанн Грозный отличался такой же подозрительностью, на что ему пытался указывать святитель Филипп. При этом у Саула гнев часто сменялся милостью, и он сам каялся в своих действиях. То же самое делал и царь Иоанн.

«Любой человек, даже царь, может поступать неправильно, и об этом ему надо говорить»

Авторы Священного Писания никогда не идеализировали израильских правителей. Даже у Давида, самого популярного из царей, были грехи. Библия показывает, что любой человек, даже царь, может поступать неправильно, и об этом ему надо говорить (как пророк Нафан обличал Давида). А некоторые цари вообще оказывались предателями истинной веры и, если можно так выразиться, отрицательными героями.

Потом и в истории Византии цари были далеко не идеальны. Кроме того, что многие их них были грешниками, среди них находились и еретики, и святоубийцы. Так, царь Аркадий фактически был виновен в смерти святителя Иоанна Златоуста, который умер в ссылке. Он тоже стал одним из отрицательных примеров того, каким не должен быть царь.

А у нас таким отрицательным героем суждено было стать Иоанну Грозному. Он тоже стал царем-святоубийцей, на чьей совести жизнь святых Филиппа Московского и Корнилия Печерского и множества других людей. Царем, которого Бог наказал за его преступления. И позже наши цари признавали, что нельзя поступать так, как поступал Грозный. Ему даже не нашлось места на памятнике «Тысячелетия Руси».

Особенно показателен пример царя Алексея Михайловича, при котором в 1652 году было совершено перенесение мощей святителя Филиппа. Он тогда публично каялся за грехи своего предшественника. А вскоре после этого он начнет войну с Речью Посполитой за Малороссию, то есть за Украину. И выиграет, отвоевав Смоленск, потерянный во время Смуты, Киев и восточную часть украинских земель. Тишайший царь оказался более успешным, чем Грозный. Так и вспоминаются слова: «Бог гордым противится, а смиренным – дает благодать» (Иак. 4, 6).

Обратите внимание:  Сенников Б.В. Тамбовское восстание 1918-1921 гг. и раскрестьянивание России 1929-1933 гг.

22.03.2017

Оригинал публикации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 33)
Категории Библиотека, метки , . Постоянная ссылка.

Новое

23.01.2020 - Беляков А.В. Чингисиды в России XV-XVII веков ... 22.01.2020 - История глазами “Крокодила”. 1922-1937. ... 21.01.2020 - Профет Э.К. Падшие ангелы и истоки зла ... 19.01.2020 - МакКлейн Дж.Л. Япония от сегуната Токугава – в XXI век ... 18.01.2020 - The Role of Magic in the Past ... 17.01.2020 - Гесс Р. Собрание речей ... 15.01.2020 - Курукин И., Булычёв А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного ... 14.01.2020 - Хейнрици Г. Заметки о войне на уничтожение ... 13.01.2020 - Маккей Ч. Наиболее распространённые заблуждения и безумства толпы ... 12.01.2020 - Pезник А. Тpоцкий и товаpищи. Лeвая oппoзиция и пoлитическая кyльтура PКП(б), 1923-1924. ... 11.01.2020 - Rosenberg A. Friedrich Nietzsche ... 10.01.2020 - Володихин Д.М. Опричнина и псы государевы ... 09.01.2020 - Ильин П.В. Новое о декабристах. Прощенные, оправданные и необнаруженные следствием участники тайных обществ и военных выступлений 1825–1826 гг. ... 08.01.2020 - Руднев В.П. Словарь безумия ... 05.01.2020 - Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков ... 03.01.2020 - Rosenberg A. Der Mythus des 20. Jahrhunderts ... 29.12.2019 - Этот герой неуязвим, но очень осторожен 慎重勇者~この勇者が俺Tueeeくせに慎重すぎる~ ... 27.12.2019 - Вехи. Материалы к библиографии, 1993-2007. К 100-летию сборника “Вехи”. ... 26.12.2019 - Препарата Г.Д. Гитлер, Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх. ... 25.12.2019 - Мичурин В.А. О подходах к изучению пассионарности ... на главную

Комментариев: 3

  1. Амб пишет:

    Ему даже не нашлось места на памятнике «Тысячелетия Руси».

    Зато почему-то "нашлось место" для Анастасии Романовой. Может что-то в крови? 
     

    Оценить комментарий: Thumb up 1 Thumb down 0

    • Anton Komnin пишет:

      Анастасия Захарьина символизирует позитивный период, когда не было опричнины и были сплошные успехи. То же самое касается Сильвестра и Адашева, которые тоже там есть.

       

      Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

      • Амб пишет:

        Окей, тогда почему нет остальных жен правителей России как символов соответствующих достижений?

        Оценить комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *