

Книга израильского публициста, бывшего советского диссидента М.Хейфеца, стоящая в одном ряду с трудами Нормана Кона (“Благословение на геноцид”) и аналогичной литературой. По сути книга представляет собой конспективное изложение некой неопубликованной рукописи эмигранта-репатрианта 1920-х годов профессора Бруцкуса, посвященной той же проблеме, с комментариями и лирическими отступлениями автора. С точки зрения издателей, Хейфец “раскрывает подлинную историю преступления”, “пытается проанализировать причины и степень участия евреев в русской революции”. Автор пытается попутно критиковать выводы И.Шафаревича, колчаковского следователя Соколова, генерала Дитерихса, и, в результате, отстаивая непричастность своих соплеменников к цареубийству, приходит к парадоксальному выводу о виновности русских монархистов во всех бедах России и русской монархии. При этом совершенно загадочным образом его аргументация (включая апологию Николая II и главного “друга” его семьи) едва ли не дословно совпадает с тезисами российских поклонников “старца Григория” – сектантов-царебожников. В процессе рассуждений автора периодически “заносит”, чего стоят одни его упоминания о вермахте, атакующем русские позиции в 1915 году… Очевидно, что данная книга не может быть использована как исторический источник, в то же время она безусловно полезна как яркая иллюстрация взгляда определенных кругов (считающих гарвардского русофоба Р.Пайпса “крупнейшим специалистом” по русской истории) на данный период в истории России. Дорогого стоят некоторые непреднамеренные признания и случайные оговорки автора, отражающие “взгляд из Иерусалима” на проблему. Попутно автор дает широкий экскурс в историю дореволюционной российской внешней политики на Балканах (из которого читатели, к примеру, могут узнать, что, оказывается, Россия была главным спонсором политического терроризма в этом регионе) и сообщает немало других полезных сведений примерно аналогичного качества.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.