

В книге представлены впервые переведённые на русский язык три основополагающих для санкхьи текста : «Санкхья-карика» Ишваракришны и два канонических комментария к ней — «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады (VII век) и «Таттва-каумуди» Вачаспати Мишры (IX век). Философская система санкхьи — одно из древнейших и оригинальнейших направлений философской мысли Индии. Её истоки восходят уже к периоду шраманского «брожения умов» (с рубежа VI-V веков до н. э.), и один из её проповедников, Арада Калама, был в числе первых наставников Будды. В древности (до раннегуптского периода включительно) философские школы санкхьи выдвигают группы теоретиков и одновременно обеспечивают мировоззренческие модели раджа-йоги и основных индуистских течений — в рамках вишнуизма, шиваизма и тантризма. Начиная с V века н. э., когда появляется «Санкхья-карика», в которой философское учение санкхьи унифицируется и которая становится исходным материалом для по меньшей мере 10 комментаторских текстов, санкхья оформляется в одну из шести классических индийских систем — даршан, постоянно конкурирующую с ведантой. Живая традиция санкхьи продолжается в Индии и в настоящее время, а начиная с прошлого века, это мировоззрение находит отражение и в западной философии (достаточно ограничиться именами А.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Дж.Сантаяны, не говоря о более поздних мыслителях).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.