

Интересное исследование, остававшееся длительное время практически неизвестным для отечественного читателя, поскольку автор еще до революции был заклеймлён как социал-дарвинист и ссылаться на него у образованной публики уже тогда считалось “дурным тоном”. Действительно, с одной стороны автор излагает близкие к шовинистическим идеи о неравенстве рас и полов, о существовании “высших” и “низших” рас. Однако в то же время он, отталкиваясь от неверных посылок, сделал интересные выводы, намного опережавшие его эпоху, специалисты-практики продолжают их использовать и в наше время. Именно им впервые было сформулирована гипотеза, что определяющим маркером для того или иного этноса является не язык или общность территории, а этническая традиция, которую он называл “душой расы”. Лебон указал, что именно при потере “души” этнос перестает существовать, хотя составлявшие его индивиды при этом могут продолжить свое физическое существование. Следует учитывать, что из-за особенностей перевода и существовавшей в то время терминологии далеко не всегда в тексте адекватно переданы оригинальные термины. Так, например, в большинстве случаев под “расой” следует понимать этнос или даже суперэтнос, а под “толпой” – консорцию.
На весь экранЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.