Новикова О.Г. Память. 1 октября 1912 года родился великий русский учёный Лев Николаевич Гумилёв.

FavoriteLoadingПометить для себя
Новикова О.Г. Память. 1 октября 1912 года родился великий русский учёный Лев Николаевич Гумилёв.
5 (100%) 1 голосов
Оригианл публикации

«БЛАЖЕН, КТО ПОСЕТИЛ СЕЙ МИР В ЕГО МИНУТЫ РОКОВЫЕ…»

Лев Николаевич Гумилев 01

Лев Гумилев жил в катастрофическую эпоху для России. На его глазах не только рушились судьбы империи, весь ее старый уклад, но и возникали новые. Не только судьбой сына расстрелянного большевиками офицера ощутил духовный и культурный кризис XX века, он отразил его в своих научных (ссылка 1) и поэтических трудах (ссылка 2).

Ребенком он видел цесаревича Алексея и вырос среди поэзии людей Серебряного века, дворцовых парков и старинных провинциальных усадеб… Ураганный ветер времени принес 1917-ый, — как он говорил, «косматый неживой, неоконченный год». Лев Гумилев увидел, как «век-лиходей» сломал судьбы «бывших», и он с горечью видел их трансформации, приспособленчество и измены. Шло становление нового, социалистического. На долю историка-философа, родившегося в дворянской семье поэтов России (Н. Гумилева и А. Ахматовой), выпали тюрьмы и ссылки (на севере, юге и на востоке страны).. Жизнь зека — «лагерной пыли», не стоила ломаного гроша, — но он не только выжил, в условиях лагерных условиях создал концепцию пассионарного этногенеза (ПТЭ) (ссылка 3).

Пройдя Норильскую Голгофу, стал добровольцем. Вместе со всем советским народом, как простой русский солдат — артиллерист Лев Гумилев прошел фронт Великой Отечественной войны и участвовал в штурме Берлина (ссылка 4). Но потом были снова лагеря и ссылки (ссылка 5). О печальных событиях жизни не говорил, — считал, что «вспоминать нужно только хорошее». На всех горьких этапах своей судьбы был занят не ею, а мировой историей (ссылка 6).

Его не печатали. Потом, то, что выходило со скрипом, — замалчивали и присваивали… Он упрямо трудился, писал в стол. Ждал, верил, надеялся. Русский патриот, он практически был изгоем в своей стране и мучительно переживал страшную войну, ведущуюся не один век против России. Стал читать факультативные лекции, — к нему стекались толпы вольнослушателей…(ссылка 7). К концу жизни увидел все свои труды напечатанными. Но настоящий триумф наступил после смерти (ссылка 8). Годами, один против всех, без компромиссов защищал он татар от клеветы, в том, что не было «ига», а был военный союз русских и татар. Теперь Лев Гумилев в бронзе стоит на главной улице Казани (ссылка 9). Но самое главное, он «живет в словах чужого дня».

Обратите внимание:  Вербенко Е.Ю. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва в современных исследованиях

Лев Николаевич Гумилев 02

Ведь, к чему стремился Лев Николаевич Гумилев? – Так же как и его отец, к тому, чтобы звучало и работало Слово. Еще в 1987 году на лекции с радостью сообщил, что «его статьи стали печатать в таких журналах, которые он сам не увидит. Но в дело-то они пойдут!»… Вот ныне судят да рядят о пассионарности, — кто это такие, да и что это за люди? — Так вот же он, — своей жизнью доказавший открытый им феномен. Ведь пассионарии не всегда бывают вождями и разрушителями (ссылка 10). Но в этих дискуссиях и дискурсах как-то «забывают» про не менее яркий феномен, яростно доказывающий миру актуальность своими террористическими методами (ссылка 11). А ведь именно борьбе с ним ученый посвятил дело своей жизни, трактат «Этногенез и биосфера земли», — «великому делу охраны природной среды от антисистем» (ссылка 12). Еще Л. Н. Гумилев мечтал, чтобы его фантастические поэмы — сказки были поставлены на театральной сцене. Ведь в них «намек, добрым молодцам урок», в иносказательной форме, это поучительный рассказ об ушедшем, времени (ссылка 13).

Хотя как этнолог, Лев Гумилев предвидел судьбу СССР — «колосса на глиняных ногах», но развал государства стал для него личной трагедией. К этому привела политика обезличивания и стремления к «слиянию в единую общность» и атеизм. Изучая историю кочевников Евразии, он показал, как стремились они попасть под власть белого царя, ибо «скрепляла народы в империю веротерпимая православная вера» (ссылка 14). Ученый писал, что после этнического поражения обязательно будет выход из зигзага истории на путь естественного российского этногенеза (ссылка 15) и что у великой многонациональной России многое впереди. Она «была всем нам завещана» (ссылка 16), и ее будущее зависит от каждого. «Россия будет спасена только как Евразийская держава» (ссылка 17). «Будем  надеяться, — писал Лев Гумилев, — что российское правительство сможет увидеть очевидное и сумеет считаться с реальностью. А уж на все остальное — воля Божья» (ссылка 18). Ретроспективно он показал, кто из соседей из века в век были друзьями Российского суперэтноса, и думал о будущем мира, — одной из последних статей Льва Гумилева стала статья о возрождении Ирана (ссылка 19).

Обратите внимание:  Маслова Е.К. Теория этногенеза Л.Н.Гумилёва в контексте концепции позднеклассической рациональности

«Льва Николаевича Гумилева многие называют великим евразийцем нашего времени. Он и историк, и этнограф, поэт, человек энциклопедических знаний. Лев Николаевич обо всем судил по высокому счету истории.  Его научные труды стали ярким вкладом не только в развитие исторической мысли, но и в утверждение идей вековой общности, взаимосвязанности народов, населяющих огромные пространства Евразии: от Балтики и Карпат до Тихого океана. Инструктивный заряд, который несут в себе евразийские идеи, особенно важен сегодня, когда мы выстраиваем подлинно равноправные отношения между странами Содружества Независимых Государств» (В.В. Путин, Президент РФ, из выступления  в Университете имени Льва Гумилева
(г. Астана, Казахстан,  10 октября 2000 г.).

 

Лев Николаевич Гумилев 03

Через все испытания Лев Гумилев пронес веру, которая сохранила его и не дала погибнуть в лихолетье. Мировые события показывают насколько сегодня актуально творчество Льва Гумилева, и именно его вероучительная направленность, его призыв к христианский ценностям, к Надежде, Вере и Любви.

Новикова О. Г., 30 сентября 2015 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 18)
Категории Библиотека, метки , . Постоянная ссылка.

Новое

23.05.2022 - Белов А.М. Ars grammatica. Книга о латинском языке. ... 20.05.2022 - Суржикова Н.В., Михалев Н.А., Пьянков С.А. Российское беженство: центры и периферии, процессы и структуры, индивиды и массы (1914–1922 гг.) ... 19.05.2022 - Элиаде М. Азиатская алхимия ... 16.05.2022 - Лассуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне ... 14.05.2022 - Тураев Б.А. Древний Египет ... 13.05.2022 - Малинаускене Н.К. Введение в историю латинского языка ... 12.05.2022 - Наливайко С. Давньоіндійські імена, назви, терміни: проекція на Україну ... 09.05.2022 - Распад СССР. Документы. ... 29.04.2022 - Бepнейс Э. Пропаганда ... 28.04.2022 - Шометт П.Г. (Анаксагор) Мемуары. 1792 год. ... 27.04.2022 - Письма во власть. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и советским вождям. ... 26.04.2022 - Швецов О.В. (Арсений еп. Уральский) Книга об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих ... 23.04.2022 - Мамуна Н.В. Зодиак мистерий ... 21.04.2022 - Пoмepанцев П. Это не пpопаганда. Xpоники миpoвой вoйны с peальностью. ... 20.04.2022 - Элиаде М. Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения. ... 19.04.2022 - Этюды о масонстве ... 15.04.2022 - Медведев В.Н. Транскультурный проект исламского терроризма: философско-антропологическое измерение ... 14.04.2022 - Klaits J. Servants of Satan: The Age of Witch Hunts ... 13.04.2022 - Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток. ... 11.04.2022 - Hammer-Purgstall (von Hammer-Purgstall) J.F. Mysterium baphometis revelatum ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии