Кизим А.В. Определение основных терминов пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва

FavoriteLoadingПометить для себя
Кизим А.В. Определение основных терминов пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
5 (100%) 2 голосов
Скачать в формате электронной книги
Выдающийся отечественный ученый и мыслитель Л.Н. Гумилев в основном известен как создатель пассионарной теории этногенеза (ПТЭ). Пожалуй, самыми важным в данной теории термином является “пассионарность”. Также важными терминами являются “пассионарии”, “гармоничные люди” и “субпассионарии”. Что такое пассионарность? Какие люди, согласно ПТЭ, являются пассионариями, какие – субпассионарии, а какие – гармоничники? Этим вопросам посвящена данная работа.

Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I “Об авторском праве и смежных правах” (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© Кизим А.В., 2015 г.

© “Теория антисистем. Источники и документы”, 2015 г.

Выдающийся отечественный ученый и мыслитель Л.Н. Гумилев в основном известен как создатель пассионарной теории этногенеза (ПТЭ). Пожалуй, самыми важным в данной теории термином является “пассионарность”. Также важными терминами являются “пассионарии”, “гармоничные люди” и “субпассионарии”. Что такое пассионарность? Какие люди, согласно ПТЭ, являются пассионариями, какие – субпассионарии, а какие – гармоничники? Этим вопросам посвящена данная работа.

Проблема в том, что сам Лев Николаевич определял термин по-разному. Также различные определения пассионарности были в словарях его учеников В.Ю. Ермолаева и В.А. Мичурина, которые были написаны под редакцией Л.Н. Гумилева. В результате появилось несколько определений, и последователи стали спорить, какое из них самое подходящее. При этом определиться с терминами очень важно. Как заметил Л.Н. Гумилев в предисловии к одному из словарей, определения необходимы для развития его теории и для избегания недоразумений.

В данной работе мы говорим только про основные названые выше термины, которые вызывают больше всего споров и недоразумений и один из которых, собственно, дал название теории Л.Н. Гумилева.

Начнем с определения трех типов людей. Для этого взглянем на то, как согласно ПТЭ, пассионарии и другие люди себя проявляют. А для этого посмотрим на коллективы, в которых пассионариев нет, и которые состоят из одних гармоничников. Л.Н. Гумилев называл их “реликтами” и “персистентами” [5, 543-546; 11, 537-538]. Это племена, живущие в гармонии с природой. У них все стабильно: численность, ареал обитания, стереотипы поведения. Говоря словами Л.Н. Гумилева, этническая система находится в статичном состоянии или в состоянии этнического гомеостаза. Если в этнической системе есть достаточно много пассионариев, то она пребывает в динамичном состоянии [3, 595-598; 11, 499]. Расширяется ареал обитания, преобразуется ландшафт, накапливаются ресурсы. Если же в этнической системе доминируют субпассионарии, то она живет за счет накопленных ресурсов или же в ней происходит кризис: депопуляция, сужение ареала обитания.

Эти характеристики в работах Л.Н. Гумилева и словарях его учеников практически одинаковы. Из них и будем исходить при работе с определениями.

На наш взгляд, определения трех типов людей в словаре В.Ю. Ермолаева неудачны. В них происходит сравнение “импульса пассионарности” и “импульса инстинкта самосохранения” (у пассионариев “пассионарность выше”, у субпассионариев – ниже, у гармоничников – равна) [6]. Это связано с представлением Л.Н. Гумилева о том, что импульс пассионарности “находится в оппозиции к инстинкту самосохранения” [5, 390].

М.М. Зильберт обоснованно назвал такие определения неудачными. “согласно такой логике пассионарность – это склонность к суициду” [7, 638]. К тому же в данном случае собственно пассионариев сложно отличить от своих антиподов – субпассионариев. Судя по их поступкам, они тоже не стремятся к самосохранению.

Ну и, кроме того, несколько странно выглядит следующее. В результате появления людей, склонных к самоубийству происходит… демографический взрыв. И вообще коллектив становится динамичным, агрессивным, идет к новым регионам. А именно так Л.Н. Гумилев описывает следствие появления большого количества пассионариев в коллективе, где их раньше не было (он называл это явление “пассионарный толчок”) [11, 511-512]. Собственно, уровень рождаемости – один из показателей пассионарности народа. У молодых динамичных народов рождаемость выше, у немолодых и нединамичных – ниже.

Видимо, здесь дело вот в чём. Л.Н. Гумилев видел самоотверженность тех, кого назвал пассионариями, и решил, что они “борются с инстинктом самосохранения”. А родители в многодетных семьях действительно самоотверженны. Но в чем эта самоотверженность? Они отказываются от комфорта и возможности предаваться праздности ради своих детей и ради высоких целей, которые ставит народ на начальных стадиях этногенеза. Это самоотверженность, но она не “суицидальна”. Забегая вперед, можно сказать, что если характеризовать пассионарность через противопоставление, то ее можно назвать “анти-праздность”.

Обратите внимание:  Titov A.S. Lev Gumilev, Ethnogenesis and Eurasianism

Интересно, что Л.Н. Гумилев пытался противопоставить жертвенность пассионариев алчным людям, жаждущим обогащения. Мол, пассионарии это не те, кто жаждут наживы, а те, кто рискует. Но посмотрим на его график, где есть разные классы пассионарности [4, c. 17]. Какие там самые умеренные пассионарии? Те для которых характерно “стремление к благоустройству без риска для жизни”. То есть пассионариями могут быть и те, кто не рискует. При этом их пассионарность проявляется в повышенной активности, а именно – в накоплении ресурсов (богатства).

В словаре В.А. Мичурина более подходящие определения. При этом мы начнем не с пассионариев, а с гармоничников. Потому что их определить легче, и споров вокруг них почти нет.

ГАРМОНИЧНЫЕ ЛЮДИ (особи энергоуравновешенного типа) – люди, производящие столько работы, сколько требуется для личного и видового самосохранения (поддержания своей жизни и жизни потомства)
[11,497].

Здесь определение почти идеально. Именно такие люди составляют реликты, которые живут в гармонии с природой и не развиваются. В связи с данным определением можно ввести следующий термин.

Работа, необходимая для выживания, – работа, которую индивиду необходимо совершить для личного и видового самосохранения (поддержания своей жизни и жизни потомства).Гармоничник выполняет именно такую работу.

А вот определение пассионариев (и субпассионариев) у В.А. Мичурина, на наш взгляд, уже не так удачно.

ПАССИОНАРИИ (особи энергоизбыточного типа) – особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды
[11, 506-507].

Итак, пассионарии не удовлетворяются работой, необходимой для выживания. В связи с этим целесообразно внести следующий термин.

Избыточная работа – работа, не необходимая для выживания и направленная на изменение окружающей среды (как природной, так и социальной). Может быть как экстенсивной (расширения ареала обитания) так и интенсивной (изменение природного ландшафта). Характерна для пассионариев, которые не только совершают работу, необходимую для выживания, но и изменяют окружение.

Но в определении В.А. Мичурина не только констатируется активность, но и делается попытка определить, почему пассионарии такие активные. “Способность абсорбировать энергию”: пассионарии якобы абсорбируют больше, чем необходимо, а субпассионарии – меньше. В определении гармоничников В.А. Мичурин почему-то забыл упомянуть про абсорбцию энергии (остались только намеки в скобках), и это пошло определению на пользу. Для определения типа достаточно описать характеристику данных людей. А о причинах можно сказать в другом месте, особенно если они спорны. А “абсорбция энергии” – это спорная причина. Именно она подвергалась критике со стороны последователей Льва Николаевича, таких как А. Миронов[9], М.М. Зильберт [7, 637] и С.С. Беляков [1, 449]. Было обращено внимание на то, что избыток “абсорбируемой” энергии ведет не к большей активности, а к ожирению.

Сложно спорить с тезисом Л.Н. Гумилева (и В.А. Мичурина) о том, что любая работа совершается за счет энергии. В том числе и работа, которую можно назвать избыточной. Предположение, что избыточная работа совершается за счет избыточной энергии, по-своему логично. Но он противоречит другому явлению, которое Л.Н. Гумилев наблюдал, а именно пассионарной индукции.

ПАССИОНАРНАЯ ИНДУКЦИЯ – изменение настроений и поведения людей в присутствии более пассионарных личностей. Пассионариям удается навязывать окружающим свои поведенческие установки, сообщать им повышенную активность и энтузиазм, которые от природы этим людям не присущи.

То есть в присутствии пассионариев и гармоничные люди начинают вести себя как пассионарии. В качестве примера приводится то, как на солдат влияло присутствие Наполеона и А.В. Суворова [11, 508].

Таким образом, под влиянием пассионариев гармоничники тоже могут совершать избыточную работу. Это было бы невозможно, если бы активность людей была бы связана со способностью абсорбировать энергию. Ведь тогда бы получалось, гармоничник делает то, что необходимо потому, что только на это ему хватает энергии. Присутствие пассионариев это никак бы не изменило. Лишних сил ведь все равно нет. А появиться они просто не могут, так как это нарушило бы закон сохранения энергии. Значит, речь идет не о силах, а о желании.

В таком случае получается, что пассионарий делает избыточную работу не за счет избыточной энергии, а за счет внутренних установок, целеустремленности. О таких говорят “выкладывается на 100%”. Обычным же людям полная самоотдача не свойственна. Вообще работам Л.Н. Гумилева, пожалуй, не хватало наблюдений за праздным времяпровождением. А ведь именно им жертвуют пассионарии в первую очередь.

Если для выживания (например, для получения зарплаты, достаточной для того, чтобы прокормить себя и семью) гармоничникам будет достаточно работать один час в день, они будут работать 1 час в день. Если для этого будет необходимо 5 часов, они будут работать 5 часов и так далее.

Пассионарий же не будет удовлетворен обычным необходимым результатом. Либо будет работать сверхурочно, либо будет искать приработок, либо еще как-то прилагать усилия, для того, чтобы проявить себя.

Между прочим, надо заметить, почему не получается сделать синонимом слова “пассионарий” словосочетание “умный человек”. Ведь логично предположить, например, что умный так оптимизирует свою работу, что будет делать ее в два раза быстрее, чем коллеги. Предположим. Но если это гармоничник, то он просто будет работать вдвое меньше, получая тот же результат, что и остальные. Ему незачем стараться больше. Для того, чтобы работать больше, нужно желание, которое от природы свойственно не всем.   В общем, речь идет не о том, сколько у людей сил, а о том, как они их хотят силы тратить.

Обратите внимание:  Степная сюита

Также несколько странно в определении читать слово “особи”. Все-таки речь идет о людях.

Итак, в связи с вышеизложенным три типа людей можно определить следующим образом.

Гармоничные люди (гармоники) – люди, для которых естественно стремиться производить столько работы, сколько требуется для личного и видового самосохранения (поддержания своей жизни и жизни потомства).

Пассионарии – люди, для которых естественно производить не только работу необходимую для личного и видового самосохранения, но и избыточную работу, проявляющуюся в изменении окружающей среды (расширении ареала обитания, изменения ландшафта, накопления ресурсов).

Субпассионарии – люди, для которых естественно не производить даже работу, необходимую для личного и видового самосохранения.

Во всех случаях речь идет о психологической характеристике. В исключительных случаях любой человек может делать то, что ему не свойственно.

По идее, данными терминами могут пользоваться все исследователи, а не только сторонники Л.Н. Гумилева. Для сторонников же принципиально, что эти характеристики определяются генетически [6; 11, 510-511]. То есть последователи гумилевцы могут вместо слов “для которых естественно стремиться…” писать “генетически предрасположены стремиться…”.

В данный момент из известных генов наибольший интерес представляет так называемый “ген авантюризма”, DRD4, который ответственен за выработку дофамина – “гормона счастья”. Есть гипотеза, что именно этот ген ответственен за миграции людей, то есть фактически выполняет ту же функцию, что и гипотетический “ген пассионарности” [2, 8]. Также интересно, как генетик С.А. Боринская характеризует его действие у разных типов людей. У одних людей для выработки дофамина достаточно выполнить все акты, необходимые для выживания. У других данный ген – “тугодум” и они для счастья уже не могут отделаться удовлетворением простых потребностей, а третьи могут чувствовать себя хорошо, даже если вокруг всё разваливается. Легко заметить, что здесь описаны три интересующих нас типа людей [2].

Но точку в вопросе ставить рано.

Перейдем к определению термина “пассионарность”. И Л.Н. Гумилев и ученики употребляют его в двух значениях. “П. как характеристика поведения и психики” и “п. как энергия”. Начнем с поведения и психики.

Нам следует исходить из определения пассионариев, к которому мы пришли выше. И, кроме того, представляется, что надо разделить “характеристику поведения и психики” на две раздельные части, то есть на поведение и психику. Потому что, как замечено выше, пассионарное поведение не всегда свидетельствует о том, что перед нами пассионарий. Если мы наблюдаем, что в коллективе все работают самоотверженно, это не значит, что там все такие самоотверженные. Вполне возможно, что большая часть действует под влиянием достойных примеров для подражания и в их отсутствии работать будет иначе. Также любой человек может вести себя как иждевенец-субпассионарий, если стал инвалидом. Открытым остается вопрос, как друг на друга влияют субпассионарии и гармоничные люди. В общем, не следует спешить с выводами по поведению. Но можно понаблюдать и классифицировать его.

Пассионарность как характеристика поведения – активность, связанная с совершением не только работы, необходимой для выживания, но и избыточной работы.
Гармоничиность как характеристика поведения – совершение работы, необходимой для выживания, и не более того.
Субпассионарность как характеристика поведения – совершение работы, которая не является достаточной для выживания.

Сначала мы наблюдаем пассионарное поведение, а затем пытаемся понять, для кого это следствие психики. Итак, каким образом можно определить “П. как характеристика психики”?

И у В.Ю. Ермолаева и у В.А. Мичурина говорится про жертвенность при стремлении к цели[6; 11, 509]. Проблема в том, что цели бывают разные. Субпассионарии и гармоники тоже ставят цели, просто они не такие масштабные.

Пожалуй, самое лучшее определение психики дано в трактате Л.Н. Гумилева “Этногенез и биосфера Земли”:

Необоримое внутреннее стремление к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественно или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляетя ему ценнее даже собственной жизни
[5, 305].

На это определение обратил внимание М.М. Зильберт. Он критикует его, но неубедительно. По его мнению, пассионарии-консерваторы под это определение не подходят, так как они якобы не стремятся изменить окружение[7, 637]. И тут вопрос, о каких консерваторах идет речь? Если они активны только тогда, когда видят раздражители в виде революционеров, а в остальное время ведут обычную жизнь обывателя, то это обыватели, то есть гармоничники. Пассионарии же активны независимо от того, есть раздражители или нет. Не будет революционеров – они найдут другое дело по изменению окружения.

В общем, остановимся на этом определении. К тому же здесь верно отражено “стремление”, а не “способность” (появившаяся в словаре В.А. Мичурина). Разве что следует опустить последние слова. Не очень ясно, зачем уточнять, что цель бывает иллюзорной и то, что человек может пожертвовать жизнью. “Может быть, а может и не быть”. Также спорным является тезис о “необоримости”.

Итак, у нас получается следующее.

Пассионарность как характеристика психики – внутренне стремление к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного.

Гармоничность как характеристика психики – стремление выполнять только то, что необходимо для выживания и не более.

Субпассионарность как характеристика психики – отсутствие стремления к деятельности, необходимой для личного и видового сохранения.

Но здесь остается вопрос. Какие особенности психики делают человека пассионарием? Об этом среди последователей Л.Н. Гумилева идут споры.

Теперь перейдем к вопросу об энергетической природе пассионарности. Тут противоречий в словарях практически нет. “П. – это биохимическая энергия живого вещества” [6; 11, 509-510]. По замечанию А. Миронова надо говорить “биогеохимическая энергия” [10]. Это та внутренняя энергия, за счет которой человек (как, впрочем, и животные) живет, двигается, совершает работу.

Обратите внимание:  Гумилёв Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия

При этом надо иметь в виду, что у Л.Н. Гумилева термин используется в двух значения. 1) Просто как синоним БЭЖВБ. В таком значении энергетическая пассионарность есть у всех людей. Просто у одних ее мало (субпассионарии), у вторых – достаточно (гармоники), у третьих – много (пассионарии). 2) П. как избыток БЭЖВБ. Такая пассионарность есть только у пассионариев. И за счет этой энергии ЭС совершает работу.

По сути, это как два измерения температур. По Кельвину – абсолютная, по Цельсию – относительная. В одном случае очевидно, что нуля не бывает, а во втором – бывает не только нуль, но и даже отрицательные величины.

Собственно, выше уже говорилось о критике слов про “абсорбцию энергии”. Это же критика касается определения “энергетической пассионарности”. Л.Н. Гумилев в принципе заметил банальную вещь. Что бы мы ни делали, мы делаем это за счет нашей внутренней энергии.

Как уже говорилось, гармоничники совершают работу, необходимую для выживания. Условно обозначим ее Анв. Пассионарии же совершают не только РНВ, но и избыточную работу. Ап= Анви. А субпассионарии даже не хотят совершать работу, необходимую для выживания. Им нужна помощь, то есть работа, проделанная помощником. Ас+Ап=Анв.

Но, как было замечено выше, Л.Н. Гумилев ошибался, считая, что все типы люди людей тратят на работу всю свою внутреннюю энергию и разная активность связана с разной энергией. Просто у одних выше коэффициент полезного действия, а у других – меньше.   В связи с вышеизложенным можно ввести следующее определение:

Пассионарность как энергия – энергия (БЭЖВБ), затрачиваемая (индивидом или коллективом) на избыточную работу, в результате которой изменяется окружение.

Судя по всему, Л.Н. Гумилев перепутал причину и следствие. Он считал, что избыток энергии влиял на характер человека. А на самом деле, характер человека влияет на его энергичность. Но при этом Л.Н. Гумилев был, безусловно, прав в том, что пассионарность проявляется в виде проделанной работы. Это может быть одной из характеристик пассионарности как индивида, так и коллектива. В частности, если говорится, что “нет у этого народа пассионарной энергии”, становится понятно: нет активности, проявляемой в совершении избыточной работы.

Особый вопрос, в каких единицах измерять эту работу. Вероятно в качестве условное единицы целесообразно использовать Анв. Но это отдельная проблема.

Итак, мы рассмотрели основные определения в пассионарной теории этногенеза. В данной теории есть еще ряд определений. Да и о данных терминах можно говорить немало (в частности о спорах вокруг них). Но мы ставили цель только дать определения именно главным терминам, которые бы удовлетворили соответствующим явлениям. Ниже мы их еще раз приводим. Перед этим отметим, что наши определения не претендуют на статус окончательных.

1. Типы людей согласно ПТЭ.

Гармоничные люди (гармоники) – люди, для которых естественно стремиться производить столько работы, сколько требуется для личного и видового самосохранения (поддержания своей жизни и жизни потомства)”.

Пассионарии – люди, для которых естественно производить не только работу необходимую для личного и видового самосохранения, но и избыточную работу, проявляющуюся в изменении окружающей среды (расширении ареала обитания, изменения ландшафта, накопления ресурсов).

Субпассионарии – люди, для которых не естественно даже производить работу, необходимую для личного и видового самосохранения.

2. Типы поведения.

Пассионарность как характеристика поведения – активность, связанная с совершением не только работы, необходимой для выживания, но и избыточной работы.

Гармоничность как характеристика поведения – совершение работы, необходимой для выживания.

Субпассионарность как характеристики поведения – совершение работы, которая не является достаточной для выживания.

3. Типы психики.

Пассионарность как характеристика психики – необоримое внутренне стремление к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного.

Гармоничность как характеристика психики – внутреннее стремление выполнять только то, что необходимо для выживания и не более.

Субпассионарность как характеристика психики – отсутствие стремления к деятельности, необходимой для личного и видового сохранения.

4. Термины, связанные с энергией.

Работа, необходимая для выживания (РНВ) – работа, которую индивиду необходимо совершить для личного и видового самосохранения. Для гармоничников характерно совершать работу, необходимую для выживания.

Избыточная работа – работа, не необходимая для выживания и направленная на изменение окружающей среды (как природной, так и социальной). Может быть как экстенсивной (расширения ареала обитания), так и интенсивной (изменение природного ландшафта).

Пассионарность как энергия – энергия (БЭЖВБ), затрачиваемая (индивидом или коллективом) на избыточную работу, в результате которой изменяется окружение.

Литература.

  1. Беляков С.С. Гумилев сын Гумилева. – М.: Астрель, 2012.
  2. Боринская С.А. Homo sapiens из “бутылочного горлышка”. Российская газета, 2004.
  3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1989.
  4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М. Экопрос, 1992.
  5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. С-Пб. Кристалл, 2001.
  6. Ермолаев В.Ю. Толковый словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева.
  7. Зильберт М.М. Л.Н. Гумилев – великий ученый или великий фантазер?
  8. Марков А.В. “Ген авантюризма” чаще встречается у охотников, чем у собирателей. – Элементы. 2010.
  9. Миронов А. Комментарии к статье Ю.Б. Вахтина “Мутации пассионарности Л.Н. Гумилева: возникновение и фенотипическое проявление”.
  10. Миронов А. Комментарии к книге “Этногенез и биосфера земли”.
  11. Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева. // Л.Н. Гумилев. Этносфера. История людей и история природы. М.Экопрос. – 1993. Сс. 493-542.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 317)
Категории Библиотека, метки . Постоянная ссылка.

Новое

20.09.2019 - Шишкин И.С. «Малый народ»: элитная антисистема ... 18.09.2019 - Landscape Archaeology between Art and Science ... 17.09.2019 - Современные нецке ... 17.09.2019 - Пыпинъ А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в. ... 16.09.2019 - Смирнов В. Симптомы. Продолжение. ... 15.09.2019 - Eronen P. Russian Hybrid Warfare: How to Confront a New Challenge to the West ... 13.09.2019 - Рипель Ф.Дж. Тёмный гримуар (Из тьмы времён) ... 12.09.2019 - Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе ... 11.09.2019 - Троцкий Л.Д. Их мораль и наша ... 06.09.2019 - Елизаров М. Община горских евреев Чечни ... 05.09.2019 - Іванова Я.В. Структурно-динамічний аналіз пасіонарності в контексті адаптивної детермінації ... 04.09.2019 - Сулимов С.И. Антропологический аспект антисистемы: Маздак и Хун Сю-Цюань ... 02.09.2019 - Дзержинский Ф.Э. Сталин и государственная безопасность ... 01.09.2019 - Книга мормона ... 31.08.2019 - Giles K. Handbook of Russian Information Warfare ... 30.08.2019 - Троцкий Л.Д. Перманентная революция ... 28.08.2019 - Вандеркам Дж. Введение в ранний иудаизм ... 25.08.2019 - Мирошников И.Ю. Евангелие от Фомы: идеологическое своеобразие и место в истории религии ... 23.08.2019 - О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2018 году ... 23.08.2019 - Степанов. Безпогонные оборотни. ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *