Виноградов П. Не русские против татар, а православные против латинян

FavoriteLoadingПометить для себя
Виноградов П. Не русские против татар, а православные против латинян
5 (100%) 1 голосов
Оригинал публикации

8 сентября 2015

В этот день 635 лет назад состоялась Куликовская битва.

Прежде всего стоит прояснить крайне запутанную историческую коллизию, именуемую «монголо-татарское иго». В 1237–1241 годах небольшой конный корпус монголов в 30–40 тысяч воинов, возглавляемый внуком Чингис-хана Бату (Батыем), относительно легко прошёл сквозь погрязшую в княжеских междоусобицах Киевскую Русь. Фактически набег Батыя пришёлся на несколько разных стран, часто враждующих друг с другом. На Волге Батый создал государство Золотая Орда, в которую русские княжества не входили. Монголы не оставили на Руси гарнизонов, не установили оккупационного режима, сохранили прежнее правительство и веру, всё подчинение ограничилось выплатой дани.

Но с запада Руси грозила сила, победа которой была чревата утратой этнической доминанты, то есть национальной смертью. В 1204 году крестоносцы захватили оплот православия – Константинополь, потом вторглись в Прибалтику, создав плацдарм для наступления на Русь. Тогда и появился святой благоверный великий князь Александр Невский. Его победы на Неве и Чудском озере не могли окончательно отвести от Руси угрозу латинского порабощения. И тогда он сделал то, что не одобрили многие его современники (да и потомки), – обратился за помощью к татарам. Фактически это был военный союз, а дань была платой за военную защиту. Два века в недрах великой Монгольской империи расширялась и крепла Москва, сохранившая этническую доминанту – православную веру.

Александр Невский принадлежал к первому поколению новых русских людей, которые стали рождаться в то время на территории разлагающейся Киевской Руси. Именно эти пассионарии, способные отринуть личные интересы ради идеала, практически на пустом месте создали Московское государство. Москва принимала всех: православных литовцев, бежавших от окатоличивания, татар-язычников и христиан-несториан, которым стало неуютно в Орде с тех пор, как ханы приняли ислам. Все они принимали православие, женились на русских девушках и основали многие дворянские роды. Так складывался новый этнос – уже не русичи, а русские.

Обратите внимание:  Скворцов Д. Так что же с нами случилось в октябре 1917-го?

Тем временем в Золотой Орде начались проблемы: Причерноморьем овладел вельможа Мамай, не принадлежавший к роду Чингис-хана. Москва поддержала законного хана Тохтамыша. Однако времена союза с Ордой уходили в прошлое. Московское государство достаточно окрепло, и восточный союзник становился слишком обременительным. Но речь о «свержении ига» пока не шла: сохранялась и даже усилилась опасность с Запада, причём её проводники были теперь и в Орде.

Одним из них был как раз Мамай. Его союзниками стали великий князь Литовский Ягайло и генуэзские купцы, на чьи деньги он навербовал войско. Главной целью Мамая было отдать московские земли под протекторат Литвы и самому объединить Золотую Орду под своей властью. Генуэзцы рассчитывали на выгодные концессии в России, что превратило бы её в торговую колонию. Но главным рычагом подчинения Восточной Европы Западу оставалась духовная экспансия католичества. И Сергий Радонежский, игумен Свято-Троицкой обители, благословил тогда Дмитрия Донского не на войну с татарами, а на сопротивление католической экспансии. Таким образом, можно сказать, что на поле Куликово вышли православные против латинян, а не русские против татар.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 27)
Категории Библиотека, метки . Постоянная ссылка.

Новое

26.09.2022 - Мирский М.Б. Очерки истории медицины в России XVI-XVIII вв ... 24.09.2022 - Список книг, не подлежащих распространению в книготорговой сети (1981) ... 23.09.2022 - Levack B.P. The Devil Within. Possession and Exorcism in the Christian West. ... 22.09.2022 - Киган Д. Великая война ... 21.09.2022 - Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов ... 20.09.2022 - Демонология и народные верования ... 19.09.2022 - Арендт Х. О насилии ... 18.09.2022 - Вонг Е. Даосизм ... 17.09.2022 - Антология еврейской средневековой философии ... 16.09.2022 - Ингрэмъ Дж.К. Исторiя рабства отъ древнѣйшихъ до новыхъ временъ ... 14.09.2022 - Экономическое расслоение крестьянства в 1917 и 1919 г. ... 13.09.2022 - Стефан Дж. Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945 ... 12.09.2022 - Глинка Г.А. Древняя религiя Славянъ ... 11.09.2022 - Научный атеизм, религия и современность ... 10.09.2022 - Седов В.В. Древнерусская народность ... 09.09.2022 - Именной список потерь на фронтах в личном составе Рабоче-Крестьянской Красной Армии за время гражданской войны ... 08.09.2022 - Епихин А.Ю., Мозохин О.Б. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы Новой экономической политики ... 07.09.2022 - Воропаев С. Энциклопедия третьего рейха ... 02.09.2022 - Дударев С.Л. Статьи, заметки, лекции по истории. Вып.VI. ... 31.08.2022 - Окороков А.В. СССР против США. Психологическая война. ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии