Виноградов П. Противник «европейского выбора» или типичный западник?

FavoriteLoadingПометить для себя
Виноградов П. Противник «европейского выбора» или типичный западник?
4.33 (86.67%) 3 голосов
Оригинал публикации

Заочный диспут Павла Виноградова с Александром Путятиным продолжает тему, много лет назад поднятую на страницах нашего сайта в статьях Антона Комнина “Западничество Ивана Грозного” и Дмитрия Лазарева “По статье Комнина “Западничество Ивана Грозного””.


3 сентября 2015

3 сентября исполняется 485 лет со дня рождения Ивана Грозного, русского царя, чья фигура до сих пор вызывает ожесточённые споры.

Александр Путятин, писатель

Когда речь заходит о политических деятелях, очень сложно понять, где заканчивается реальная личность и начинается созданный пропагандой образ. Яркий пример тому – наш первый царь Иван Грозный. Для одних историков он – убеждённый западник, за век до Петра I осознавший необходимость «прорубить окно в Европу» (попытка развития «нарвского мореплавания») и мечтавший интегрировать страну в «мировое сообщество» (письмо римскому папе о «соединении церквей»). Для других – ярко выраженный «славянофил», стремящийся сохранить самобытность России, защитить свой народ от «тлетворного влияния» Европы с её шляхетскими смутами (Речь Посполитая) и кострами инквизиции (Германия, Франция, Испания).

Какое из этих мнений ближе к истине? Мне кажется – второе…

Для начала вспомним, что в России вопрос западнической или славянофильской ориентации всегда связан с внешней атрибутикой. Сравнивая бритые щёки и голландский камзол Петра I с окладистой бородой и косовороткой Льва Толстого, мы сразу видим, какие убеждения разделял каждый из них. Учтём дополнительно, что Ивану IV европейскую моду даже вводить не требовалось. Первым сбрил бороду и переоделся на польский манер его отец, Василий III. Так что в части атрибутики царь Иван мог делать свободный выбор, и этот выбор он сделал не в пользу Европы.

Но, разумеется, наилучшим индикатором политической ориентации правителя служат способы решения важнейших проблем общественного устройства: экономики, семейных отношений, судебной системы, военного строительства и других.

Обратите внимание:  Дневник токаря Белоусова (1937-1939)

Экономические реформы царя Ивана ни на какое западничество не похожи. В Европе XVI века уже давно идёт процесс освобождения крестьян, в России же их права и свободы постоянно урезаются. В семьях при Иване Грозном окончательно утвердился «домострой», ничего общего с «западными ценностями» не имеющий. А изданный в те годы «Судебник» не воспринял ни одного пункта из европейских кодексов. Единственной целью его составителей было исправить законы «по старине», на основе исконно русских (доордынских) традиций.

В армии при Иване Грозном активно формируется военно-служилое сословие (помещики). С Европой – ничего общего. Там в эти годы феодальные ополчения исчезают, заменяются ротами и эскадронами наёмников. Кстати, перед началом военной реформы публицист Иван Пересветов предложил царю создать армию, аналогичную западноевропейским… Где нет ни одного боевого холопа. Где «воинники» получают за службу жалованье, а не поместья. Что интересно, примером такого «свободного войска» Пересветов (своей карьерой обязанный западнику Юрьеву) называет турецкую армию Магомет-Салтана. Похоже, этот образец выбирался с учётом антиевропейских взглядов царя Ивана и его советников.


Павел Виноградов, 
редактор отдела социальных проблем «НВ», историк

Вот исторические факты. Иван Васильевич собирался бежать в Англию, искал там невесту, надеясь даже жениться на королеве Елизавете. Не похоже это разве на тягу западников к эмиграции?.. Он милостиво принял английского моряка Ричарда Ченслера, открывшего путь по Белому морю до Архангельска. Позже царь предоставил английским купцам выгодные концессии – с ущербом для нашей страны. Не так ли поступали наши западники и позже?.. Он широко привлекал европейских «специалистов», в том числе и в ряды опричников. Не напоминает ли это приглашение иностранных наёмников для расправы с собственным народом?.. Одно время он даже раздумывал о принятии католичества, и здесь важно не то, насколько искренни были его заявления, а сам факт.

Обратите внимание:  Мозохин О.Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов госбезопасности (1918-1953).

Впрочем, западник – это не тот, кто с симпатией относится к европейской культуре и внедряет западные достижения, а тот, кто не любит Россию и её народ. Да, Иван вынужден был, как любой российский правитель, противостоять натиску с Запада. Отсюда Ливонская война, отсюда закрепляющие традицию реформы. Но одно дело логика политики, а другое – личное приятие. Очень вероятно, что у Грозного сердце было в Европе. «Для народа я – немец», – говорил он. И ещё, что европейским монархам приходится иметь дело с людьми, а ему – со «стадом»…

Не будем тут сравнивать количество жертв Грозного и тогдашних европейских монархов – век был суров и правители под стать ему. Но опричнину тоже вполне можно счесть подражанием инквизиции – для того времени трудно найти два настолько схожих явления. Согласно учению об антисистемах – сообществах людей с негативным мировосприятием, которые, по большому счёту, являются болезнью этноса, – и инквизиция, и опричнина как раз являются антисистемами. В их негативистской идеологии добро и зло меняются местами, а ложь становится руководящим принципом. Так инквизиторы утверждали, что «Бог превращает добро в зло», оправдывая таким образом любые свои зверства. Грозный пошёл дальше: он полагал царское величие равным Божьему и потому лишал подданных права обсуждать его поступки. Но эту казуистику он не придумал, а лишь развил, пришла же она с Запада. «Такие люди поклонялись не столько Западу, сколько его «болезням», то есть антисистемам, родившимся на Западе», – заметил по этому поводу историк Антон Кизим.

В книге «От Руси к России» Лев Гумилёв назвал Ивана «своеобразным западником». Но в одной из своих лекций выразился более резко: «Типичный западник». В устах Льва Николаевича это был приговор. При этом никто из серьёзных учёных не сомневается в положительных чертах царствования Ивана Васильевича. Однако раны, нанесённые им русскому народу, были оплачены слишком дорого. И львиной долей своих ошибок и преступлений он, похоже, обязан своей склонностью к чуждым веяниям.

Обратите внимание:  Васильевъ А. О древнѣйшей исторiи сѣверныхъ славянъ до временъ Рюрика, и откуда пришелъ Рюрикъ и его варяги

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 19)
Категории Библиотека, метки . Постоянная ссылка.

Новое

05.10.2022 - Проституцiя по обслѣдованiю 1 августа 1889 года ... 01.10.2022 - Народ жив, пока в нем есть «ген пассионарности» ... 30.09.2022 - Argubright J. Arqueología Bíblica para Creyentes ... 28.09.2022 - Японские самурайские сказания ... 27.09.2022 - Putin’s Asymmetric Assault On Democracy In Russia And Europe: Implications For U.S. National Security ... 26.09.2022 - Мирский М.Б. Очерки истории медицины в России XVI-XVIII вв ... 24.09.2022 - Список книг, не подлежащих распространению в книготорговой сети (1981) ... 23.09.2022 - Levack B.P. The Devil Within. Possession and Exorcism in the Christian West. ... 22.09.2022 - Киган Д. Великая война ... 21.09.2022 - Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов ... 20.09.2022 - Демонология и народные верования ... 19.09.2022 - Арендт Х. О насилии ... 18.09.2022 - Вонг Е. Даосизм ... 17.09.2022 - Антология еврейской средневековой философии ... 16.09.2022 - Ингрэмъ Дж.К. Исторiя рабства отъ древнѣйшихъ до новыхъ временъ ... 14.09.2022 - Экономическое расслоение крестьянства в 1917 и 1919 г. ... 13.09.2022 - Стефан Дж. Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945 ... 12.09.2022 - Глинка Г.А. Древняя религiя Славянъ ... 11.09.2022 - Научный атеизм, религия и современность ... 10.09.2022 - Седов В.В. Древнерусская народность ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии