Виноградов П. Противник «европейского выбора» или типичный западник?

FavoriteLoadingПометить для себя
Виноградов П. Противник «европейского выбора» или типичный западник?
4.33 (86.67%) 3 голосов
Оригинал публикации

Заочный диспут Павла Виноградова с Александром Путятиным продолжает тему, много лет назад поднятую на страницах нашего сайта в статьях Антона Комнина “Западничество Ивана Грозного” и Дмитрия Лазарева “По статье Комнина “Западничество Ивана Грозного””.


3 сентября 2015

3 сентября исполняется 485 лет со дня рождения Ивана Грозного, русского царя, чья фигура до сих пор вызывает ожесточённые споры.

Александр Путятин, писатель

Когда речь заходит о политических деятелях, очень сложно понять, где заканчивается реальная личность и начинается созданный пропагандой образ. Яркий пример тому – наш первый царь Иван Грозный. Для одних историков он – убеждённый западник, за век до Петра I осознавший необходимость «прорубить окно в Европу» (попытка развития «нарвского мореплавания») и мечтавший интегрировать страну в «мировое сообщество» (письмо римскому папе о «соединении церквей»). Для других – ярко выраженный «славянофил», стремящийся сохранить самобытность России, защитить свой народ от «тлетворного влияния» Европы с её шляхетскими смутами (Речь Посполитая) и кострами инквизиции (Германия, Франция, Испания).

Какое из этих мнений ближе к истине? Мне кажется – второе…

Для начала вспомним, что в России вопрос западнической или славянофильской ориентации всегда связан с внешней атрибутикой. Сравнивая бритые щёки и голландский камзол Петра I с окладистой бородой и косовороткой Льва Толстого, мы сразу видим, какие убеждения разделял каждый из них. Учтём дополнительно, что Ивану IV европейскую моду даже вводить не требовалось. Первым сбрил бороду и переоделся на польский манер его отец, Василий III. Так что в части атрибутики царь Иван мог делать свободный выбор, и этот выбор он сделал не в пользу Европы.

Но, разумеется, наилучшим индикатором политической ориентации правителя служат способы решения важнейших проблем общественного устройства: экономики, семейных отношений, судебной системы, военного строительства и других.

Обратите внимание:  Ладыгин И.В. Революционный террор против Русской Армии в начале XX века

Экономические реформы царя Ивана ни на какое западничество не похожи. В Европе XVI века уже давно идёт процесс освобождения крестьян, в России же их права и свободы постоянно урезаются. В семьях при Иване Грозном окончательно утвердился «домострой», ничего общего с «западными ценностями» не имеющий. А изданный в те годы «Судебник» не воспринял ни одного пункта из европейских кодексов. Единственной целью его составителей было исправить законы «по старине», на основе исконно русских (доордынских) традиций.

В армии при Иване Грозном активно формируется военно-служилое сословие (помещики). С Европой – ничего общего. Там в эти годы феодальные ополчения исчезают, заменяются ротами и эскадронами наёмников. Кстати, перед началом военной реформы публицист Иван Пересветов предложил царю создать армию, аналогичную западноевропейским… Где нет ни одного боевого холопа. Где «воинники» получают за службу жалованье, а не поместья. Что интересно, примером такого «свободного войска» Пересветов (своей карьерой обязанный западнику Юрьеву) называет турецкую армию Магомет-Салтана. Похоже, этот образец выбирался с учётом антиевропейских взглядов царя Ивана и его советников.


Павел Виноградов, 
редактор отдела социальных проблем «НВ», историк

Вот исторические факты. Иван Васильевич собирался бежать в Англию, искал там невесту, надеясь даже жениться на королеве Елизавете. Не похоже это разве на тягу западников к эмиграции?.. Он милостиво принял английского моряка Ричарда Ченслера, открывшего путь по Белому морю до Архангельска. Позже царь предоставил английским купцам выгодные концессии – с ущербом для нашей страны. Не так ли поступали наши западники и позже?.. Он широко привлекал европейских «специалистов», в том числе и в ряды опричников. Не напоминает ли это приглашение иностранных наёмников для расправы с собственным народом?.. Одно время он даже раздумывал о принятии католичества, и здесь важно не то, насколько искренни были его заявления, а сам факт.

Обратите внимание:  Федоровъ М.П. Продовольствiе Петрограда за время войны

Впрочем, западник – это не тот, кто с симпатией относится к европейской культуре и внедряет западные достижения, а тот, кто не любит Россию и её народ. Да, Иван вынужден был, как любой российский правитель, противостоять натиску с Запада. Отсюда Ливонская война, отсюда закрепляющие традицию реформы. Но одно дело логика политики, а другое – личное приятие. Очень вероятно, что у Грозного сердце было в Европе. «Для народа я – немец», – говорил он. И ещё, что европейским монархам приходится иметь дело с людьми, а ему – со «стадом»…

Не будем тут сравнивать количество жертв Грозного и тогдашних европейских монархов – век был суров и правители под стать ему. Но опричнину тоже вполне можно счесть подражанием инквизиции – для того времени трудно найти два настолько схожих явления. Согласно учению об антисистемах – сообществах людей с негативным мировосприятием, которые, по большому счёту, являются болезнью этноса, – и инквизиция, и опричнина как раз являются антисистемами. В их негативистской идеологии добро и зло меняются местами, а ложь становится руководящим принципом. Так инквизиторы утверждали, что «Бог превращает добро в зло», оправдывая таким образом любые свои зверства. Грозный пошёл дальше: он полагал царское величие равным Божьему и потому лишал подданных права обсуждать его поступки. Но эту казуистику он не придумал, а лишь развил, пришла же она с Запада. «Такие люди поклонялись не столько Западу, сколько его «болезням», то есть антисистемам, родившимся на Западе», – заметил по этому поводу историк Антон Кизим.

В книге «От Руси к России» Лев Гумилёв назвал Ивана «своеобразным западником». Но в одной из своих лекций выразился более резко: «Типичный западник». В устах Льва Николаевича это был приговор. При этом никто из серьёзных учёных не сомневается в положительных чертах царствования Ивана Васильевича. Однако раны, нанесённые им русскому народу, были оплачены слишком дорого. И львиной долей своих ошибок и преступлений он, похоже, обязан своей склонностью к чуждым веяниям.

(Просмотров: 19)
Категории Библиотека, метки . Постоянная ссылка.

Новое

16.05.2022 - Лассуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне ... 14.05.2022 - Тураев Б.А. Древний Египет ... 13.05.2022 - Малинаускене Н.К. Введение в историю латинского языка ... 12.05.2022 - Наливайко С. Давньоіндійські імена, назви, терміни: проекція на Україну ... 09.05.2022 - Распад СССР. Документы. ... 29.04.2022 - Бepнейс Э. Пропаганда ... 28.04.2022 - Шометт П.Г. (Анаксагор) Мемуары. 1792 год. ... 27.04.2022 - Письма во власть. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и советским вождям. ... 26.04.2022 - Швецов О.В. (Арсений еп. Уральский) Книга об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих ... 23.04.2022 - Мамуна Н.В. Зодиак мистерий ... 21.04.2022 - Пoмepанцев П. Это не пpопаганда. Xpоники миpoвой вoйны с peальностью. ... 20.04.2022 - Элиаде М. Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения. ... 19.04.2022 - Этюды о масонстве ... 15.04.2022 - Медведев В.Н. Транскультурный проект исламского терроризма: философско-антропологическое измерение ... 14.04.2022 - Klaits J. Servants of Satan: The Age of Witch Hunts ... 13.04.2022 - Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток. ... 11.04.2022 - Hammer-Purgstall (von Hammer-Purgstall) J.F. Mysterium baphometis revelatum ... 10.04.2022 - Маркузе Г. Эрос и цивилизация ... 09.04.2022 - Медведев В.Н., Резник С.В. Радикальный ислам в современной Европе: антисистемы в структуре постмодерна ... 08.04.2022 - Тарновскiй В.М. Извращенiе половаго чувства ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии