Тамамян Н.В. Шри Чайтанья и реформация индуизма: гаудия-вайшнавизм

FavoriteLoadingПометить для себя
Тамамян Н.В. Шри Чайтанья и реформация индуизма: гаудия-вайшнавизм
3 (60%) 1 голосов

В статье Натальи Тамамян, защитившей в 2007 году кандидатскую диссертацию по теме “Неоиндуизм: история возникновения, эволюции и распространения”, в сжатой форме излагается история возникновения и основные положения чайтанизма (гаудия-вайшнавизма).

Скачать в формате электронной книги

Индуизм, как, пожалуй, ни одна из религий, множество раз подвергался реформации и модернизации.
В оппозицию к нему создавались такие течения, как буддизм, сикхизм, джайнизм, которые потом становились самостоятельными религиями.  Множество просветителей Индии стремились реформировать и синтезировать индуизм. Среди таких реформаторов, как Шанкарачарья, Рамануджа, Нимбарка, Рамананда и др. особенно выделялся Нимай Вишвамбхар, более известный под духовным именем Чайтанья. Его учение, демократизировав одно из течений индуизма – вишнуизм, легло в основу гаудиа-вайшнавизма, особой ветви вишнуизма, базирующейся на бхакти. На основе этого учения была создана секта Гаудиа, которая через 5 веков послужила базой для создания Международного Общества Сознания Кришны, организации, которая была организована в США и имеющая теперь свои центры по всему миру, в том числе и в Крыму.
Нимай Вишвамбхар родился в ХV в. в обедневшей семье бенгальского ведического уклада Джаннатха Мишры. «Чайтанья Махапрабху родился в Майапуре в городе Надийа сразу после захода солнца вечером 23-го числа месяца пхалгун 1407 лет эры Шака, что соответствует 18-му февраля 1486 года от рождества Христова (по юлианскому календарю, или 27-му февраля 1486 года по современному григорианскому).» [3].
Во многих источниках упоминается, что во время его рождения происходило лунное затмение, которое (так же,  как и многие природные явления) считается в Индии божественным знаком. «… жители Надийи, как заведено в  таких случаях, с громкими возгласами «Харибол!» – «Пой имя Хари!» (Хари – одно из имен Кришны. – авт.) – принимали омовение в реке Бхагиратхи.» [3]. К тому же, ребенок родился со светлой кожей цвета спелой пшеницы, что было необычно.
Все эти предзнаменования не могли не сделать родившегося мальчика центром внимания как простых жителей, так и жрецов. Все видели в нем божественное провидение. Так как он родился у дерева ним, его мать,  Шачидеви, дала ребенку имя Нимай (родившийся у дерева ним). Дядя, который был астрологом, дал ему имя Вишвамбхар. «Каждый день к младенцу приходили соседи и любовались его красотой. Они называли сына Шачидеви Гаурой, золотым.» [11, с.3]. Дело в том, что подавляющее большинство жителей Индии, антропологически, имеет темный цвет кожи, поэтому светлая кожа, с желтоватым оттенком называлась золотой.
Скорее всего Нимай был обыкновенным ребенком с обычными для своего возраста шалостями и лишь намного позже, после обожествления, в них начали усматривать «простые чудеса», которые он проявлял в детстве.
От сверстников его отличало поведение при виде идола Джаганнатха, культ которого был очень распространен на востоке Индии, а особенно в Бенгалии, откуда он и пошел. «Когда Чайтанья впервые увидел Джаганнатха, он пришел в такое волнение, что бросился к нему, желая обнять, но тут же потерял сознание.» [6, с.38]. Больше он никогда не подходил близко к изображениям , а смотрел на них издали, потому, что приближаясь к ним, юноша часто впадал в экстаз и терял сознание. Иногда, в исступлении, он бился головой о стену храма или бросался в море, откуда его вытаскивали еле живого.
«Сохранилось описание такого его состояния во время праздника колесниц в 1512 году. Волосы стояли дыбом, слезы лились ручьем из глаз, из носа текло, а рот был полон пены. Врач по этому описанию легко определит заболевание Чайтаньи.» [6, с.39].
Несмотря на свою болезнь, Нимай был два раза женат. Первый раз в возрасте 14 или 15 лет на Лакшмиприйе, которая через некоторое время умерла от укуса змеи. Второй раз. По настоятельной просьбе матери на Вишнуприйе. Оба раза на брахманских дочерях.
Еще одно отличие Чайтаньи от сверстников заключалось в его остром уме и очень больших способностей, особенно в лингвистике. В восемнадцать лет он считался одним из лучших учителей богословия, создал свою школу и много ездил с лекциями по Восточной Индии. Но не это принесло ему общенародное признание, а то, что он проповедовал культ бхакти – самозабвенное поклонение и любовь к Богу. «Кришнадас следующим образом в двух фразах резюмирует его учение: «Если человек обожает Кришну и служит своему гуру, он освобождается от пут иллюзии и достигает ног Кришны.»; «Покончив с искушениями и религиозными системами признающими касту, (истинный вишнуит) находит утешение в Кришне.» [5, с.342].
Чайтанья утверждал, что благодаря преданности Кришне, любви к нему, при исполнении гимнов и танцев, может быть достигнуто состояние экстаза, в котором Бог отказывает простому человеку.
«Известность ему принесли проповеди о равноправии, о любви к людям, ко всем людям, даже падшим,
низкорожденным. Он учил, что вишнуит должен быть ниже травинки, более всепрощающим и щедрым, чем дерево, которое дает тень и плоды даже тому, кто его рубит; он не вправе ждать уважения к себе, но должен уважать даже того, кого никто не уважает, всегда петь о величии Кришны.» [6, с.39].
Пение и танцы во славу Кришны – санкиртана – проходят красной линией через все учение Чайтаньи, на которую, как бусины нанизываются все остальные постулаты. Где бы не появлялся Чайтанья, он везде
устраивал санкиртаны, во время которых входил в экстаз. В религиозной жизни Восточной Индии роль санкиртаны очень высока. «Это высшая форма религиозного служения. Санкиртан заменяет даже жертвенный огонь во время брачной церемонии.» [4, с.80]. Поэтому в санкиртаны очень принимали простой
народ.
«Чайтанья немало говорил о любви. Любовь бывает разная: слуги к господину, друга к другу, матери к сыну и женщины к мужчине. Последняя любовь, по его мнению, является высшей формой любви, ибо женщина для мужчины – и служанка, и друг, и мать, она готова на жертвы и подвиги во имя любви. Поэтому в его проповедях уделялось много внимания любви Радхи к Кришне. Он призывал любить Кришну, как любила его Радха. Для выражения преданности Кришне не нужны брахманы. Достаточно повторять его имя бесконечное число раз.» [6, с.39].
О повторении имен Кришны следует сказать отдельно. В Индии весь период времени разделен на махаюги (великие эры), каждая из которых, в свою очередь, делится на 4 юги: крита (или сатья), трета, двапа и кали. В критаюгу (золотую эру) – дхарма стоит на четырех ногах, а люди – все благочестивы. В третаюгу (серебряную эру) – дхарма становится на три ноги, появляются злые и нечестивые люди, хотя их меньше, чем благочестивых. В двапаюгу (бронзовый век) – дхарма неуверенно стоит на двух ногах и нечестивых людей больше. И, наконец, калиюга (черная юга – железный век) – век вырождения. Дхарма однонога и беспомощно лежит на земле. Благочестивых людей еденицы. Мы живем в калиюгу и единственное спасение для людей, пишется в Кали-Сантарома Упанишад и Брихан-нарадия Пуране – это повторение имен бога в форме махамантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе. Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе. Махамантру нужно произносить 1728 раз (16 кругов четок в которых 108 бусин) и больше, каждый день. Последователи Чайтаньи придерживаются этого предписания.
В возрасте 24 лет Нимай Вишвамбхар, имевший к этому возрасту почетный титул «Пандит» – «ученый», отрекся от мирской жизни и принял «саньясу» (отшельничество). Ему дали духовное имя Кришна Чайтанья, под которым он стал известен и в Индии, и за ее пределами. Он начал подвижнический образ жизни и стал путешествовать. Первое путешествие он предпринял из Шантипура в Пури (Орисса). «В течении своего странствия Чайтанья проповедовал вайшнавизм и нама-санкиртану, совместное прославление имени Кришны.» [3].
За время саньясы Чайтанья посетил множество городов Восточной Индии, оставляя после себя сотни приверженцев. За это он получил титул «Махапрабху» – «Великий преданный». «Религия, которую  проповедует Махапрабху, предназначена для всех и не проводит между людьми никаких различий. Принять ее
вправе и самые образованные, и самые безыскусные.» [10].
Однако Б. Фаликов считает, что Чайтанья не выступал против каст. «Чайтанья не хотел (да и не мог) посягнуть на авторитет брахманов. Утверждая духовное равенство людей в их служении единому богу (Кришне), он не  оспаривал основы индийского общества – варнашрама дхармы, т.е. деления общества по иерархическому признаку на четыре варны … – брахманов, кшатриев (воинов), вайшьев (купцов, ремесленников и земледельцев) и шудр (слуг). Сам Чайтанья мог обнимать шудру при совместном воспевании Кришны, но затем (будучи брахманом) совершал ритуальные омовения, чтобы сохранить кастовую чистоту.» [9, с.287]. Таким образом, равноправие, декларирующееся Чайтаньей, оставалось только на словах, т.к. он не хотел (а вероятнее всего – боялся) потерять касту.
Настоящее равноправие претворял в жизнь первый последователь и ближайший друг Чайтаньи – Нитьянанда. «Известно, что один из последователей Чайтаньи в Бенгалии – Нитьянанда – пренебрегал кастовыми запретами, что привлекало к нему простой люд.» [9, с.287]. Милосердие Нитьянанады во многом превосходило милосердие Чайтаньи. Он принимал даже тех, кого не мог или не хотел принимать Чайтанья.
Однако несмотря на эти несоответствия учение Чайтаньи стало очень популярным среди бенгальцев.
По мнению известного российского индолога Н.Р. Гусевой Чайтанья был основателем той ветви кришнаизма, в которой ярко отражено его эротическое содержание – любовь Радхи и Кришны. «Чайтанья … призывал людей направлять свои религиозные запросы и устремления и устремления не на приверженность точному следованию ведических гимнов, а на практику любви к Кришне. Это выражалось так же и в том, что он проводил любовные игры со своими учениками, исполняя роль Кришны, а ученики – роли его возлюбленных – пастушек (точнее молочниц, девушек из среды скотоводов) – «гопи». Его почитатели считают его воплощением в человеческом образе слившихся воедино Кришны и любимой ими пастушки Радхи.» [2, с.118-119].
В современном учении последователей Чайтаньи существует следующая трактовка: Чайтанья – это Кришна и Радха, в котором настроение и цвет кожи от Радхи (Кришна темнокожий), а внутренняя сущность от Кришны, который ищет себя и стремится понять, почему Радха так любит его и чем он ее так привлекает. «Один раз в день Брахмы, – в особую калиюгу,- Кришна нисходит в своем первообразе и, принимая настроение Радхарани, ищет себя.» [7, с.56].
Говорят, что Радха и Кришна – это одно целое, просто когда они по отдельности – то хотят пережить сладость разлуки. Этот миф несколько напоминает древнегреческий миф о людях-андрогинах, которые были единым целым, но из-за гнева богов были разделены на мужчин и женщин.
Последние 12 лет своей жизни Чайтанья провел в полном уединение в Джаганнатх Пури. Он жил замкнуто и ни с кем не общался. «В возрасте 48 лет Чайтанья исчез. Существует поверье, будто он вошел в храм и, приблизившись к Джаганнатху, растворился в нем. Согласно другой версии, он утонул, бросившись в состоянии экстаза в море.» [6, с.39].
После себя Чайтанья оставил всего 8 шлок (стихов), да и те, вероятнее всего приписаны ему без особого на то основания. Но не смотря на это, он явился основоположником учения, названного «гаудиа-вайшнавизм» – «бенгальский вайшнавизм», от древнего названия Бенгалии – Гаудия. Это учение было записано его  ближайшими учениками – шестью госвами из Вриндавана: Шри Рупой, Шри Санатаной, Шри Рагхунатхой дасом, Шри Рагхунатхой Бхактой, Шри Дживой и Шри Гопалой Бхаттой.
Основные положения гаудиа-вайшнавизма:
1. Высшая истина есть Бог – Господь Кришна. Он познается в трех аспектах: брахман (безличный  всепроникающий дух); параматма (высшая душа, находящаяся в каждом живом существе) и бхагаван
(Верховная личность бога, являющаяся источником и Брахмана и Параматмы).
2. Бог не безличен, а личность, обладающая бесчисленными качествами и проявляющая себя в форме всебытия, всезнания и всеблаженства.
3. Кришна обладает разнообразными энергиями , которые тройственны по своей природе и разделяются
на: вишну-шакти (внутренняя энергия бога), кшетрагья-шакти (все живые существа, которые духовны по своей природе и являются вечными душами, неотъемлемыми частицами бога) и адвидья-шакти (внешняя материальная энергия бога).
4. «Во вселенной существует 8400000 различных форм жизни, в которых происходит перевоплощение душ в соответствии с законом кармы (законом воздаяния за совершенные действия). Среди всех этих форм, человеческая форма считается наилучшей для достижения духовного совершенства и возвращения после смерти в духовное царство Шри Кришны.» [8].
5. Наилучший метод для достижения совершенства и возвращения к богу есть бхакти – преданное служение и любовь к богу. Для нынешней современной эпохи наиболее эфективным методом бхакти является санкиртана или воспевание имен Кришны в форме маха-мантры.
В отличии от других религиозных систем, в учении гаудиа-вайшнавизма бхакти является одновременно и средством, и конечной целью.
6. Совершенство жизни есть према-бхакти, или чистое преданное служение Кришне, свободное от всякого стремления к чувственному удовлетворению.
7. Брахманами не рождаются, брахманами становятся, получив инициацию у духовного учителя (гуру), после совершенствования своей практики бхакти и преданного служения.
«Принцип, которым руководствовался Господь Чайтанья, универсален. В соответствии с ним любой, кто знает науку о Кришне и служит Господу, занимает более высокое положение, чем тот, кто родился в семье брахмана.» [1, с.7]. «Шри Чайтанья всегда учил, что мы не брахманы, не шудры, не вайшьи, не кшатрии, не саньяси, а души. Слуги Кришны.» [11, с.4].
После своей смерти Чайтанья был обожествлен и объявлен воплощением Радхи и Кришны. «В прибрежной части Ориссы Чайтанье поклоняются как богу наравне с Кришной большинство низких каст. На улицах часто можно видеть простых людей, участвующих в нагаре киртане. Они бьют в барабаны, танцуют и поют на ория и бенгали песни, прославляющие Кришну.» [6, с.40].
Обожествлена была так же и болезнь Чайтаньи, которая стала описываться в трудах современных последователей Чайтаньи, в частности Бхактиведанты Шрилы Прабхупады А.Ч., как признаки экстаза – высшей точки экстатической любви к Кришне. В некоторых источниках говорится, что нужно вызывать в себе подобные признаки экстаза.
На базе основанной Чайтаньей секты Гаудиа образовалось Международ-ное Общество Сознания Кришны. Его духовный лидер Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. перевел на английский все труды учеников Чайтаньи, ознакомив с гаудиа-вайшнавизмом США, а затем и Европу.
Можно сделать вывод, что учение Чайтаньи имеет столько последователей в Индии (особенно в Западной ее части) благодаря своей демократичности, отказом от деления общества на касты, всепоглощающей любви – бхакти и зрелищности киртан. Во многих храмах современных последователей Чайтанья занимает второе место после Радхи и Кришны и изображается в виде двойственного божества – зеркального отображения друг друга – и носит имя Гаура Нитай – Золотой Нитай. Феноменальную популярность этого учения на западе предстоит еще проанализировать.
Источники и литература
1. Бхактиведанта Свами Брабхупада А.Ч. Нектар преданности. – М.:ББТ, 1991.- 511 с.
2. Гусева Н.Р. Такая разнообразная Индия (полевые заметки)//Этнографическое обозрение. – 1994.-№2. –
с.111-123.
3. Жизнь Чайтаньи Махапрабху. //http://hari-katha. org/ bvinod/gauranga/to_life.htm.
4. Лаптева И. Манипури//Азия и Африка сегодня. – 2001. – №7. – с. 80.
5. Луния Б. История индийской культуры с древних веков до наших дней. – М.: Иностранная литература,
1960. – 566 с.
6. Рукавишникова Н.Ф. Колесница Джаганнатха. – М.:Н.,1983. – 207 с.
7. Свами Б.Р. Шридхар. Золотой вулкан божественной любви. – СПб.: Шри Чайтанья Сарасвати, 1996. –
176 с.


(Просмотров: 48)
Категории Библиотека, метки , . Постоянная ссылка.

Новое

26.09.2022 - Мирский М.Б. Очерки истории медицины в России XVI-XVIII вв ... 24.09.2022 - Список книг, не подлежащих распространению в книготорговой сети (1981) ... 23.09.2022 - Levack B.P. The Devil Within. Possession and Exorcism in the Christian West. ... 22.09.2022 - Киган Д. Великая война ... 21.09.2022 - Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов ... 20.09.2022 - Демонология и народные верования ... 19.09.2022 - Арендт Х. О насилии ... 18.09.2022 - Вонг Е. Даосизм ... 17.09.2022 - Антология еврейской средневековой философии ... 16.09.2022 - Ингрэмъ Дж.К. Исторiя рабства отъ древнѣйшихъ до новыхъ временъ ... 14.09.2022 - Экономическое расслоение крестьянства в 1917 и 1919 г. ... 13.09.2022 - Стефан Дж. Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945 ... 12.09.2022 - Глинка Г.А. Древняя религiя Славянъ ... 11.09.2022 - Научный атеизм, религия и современность ... 10.09.2022 - Седов В.В. Древнерусская народность ... 09.09.2022 - Именной список потерь на фронтах в личном составе Рабоче-Крестьянской Красной Армии за время гражданской войны ... 08.09.2022 - Епихин А.Ю., Мозохин О.Б. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы Новой экономической политики ... 07.09.2022 - Воропаев С. Энциклопедия третьего рейха ... 02.09.2022 - Дударев С.Л. Статьи, заметки, лекции по истории. Вып.VI. ... 31.08.2022 - Окороков А.В. СССР против США. Психологическая война. ... на главную
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии