Новикова О.Г. “Святым духом всяка душа живится…”

FavoriteLoadingПометить для себя
Новикова О.Г. “Святым духом всяка душа живится…”
5 (100%) 1 голосов
© О.Г.Новикова, 2015
Скачать в формате электронной книги

«Святым духом всяка душа живится
и чистотою возвышается…»

В год тысячелетия кончины Св. Равноапостольного князя Владимира хочется вспомнить и о «первоизбранней от всего российскаго рода», о той которая его воспитала, о его бабушке, «женщине из рода не знатна .. от языка варяжска», – о Св. Равноапостольной княгине Ольге.
Много сохранилось о ней преданий, языческих и христианских, и каждое из них проникнуто своим пониманием. Кровная месть в те древние времена была не только добродетелью, но долгом язычника. Она его выполнила, но не из-за этого вошла в историю. Прославил княгиню подвиг духа. Душа ее столь усердно искала истину богопознания, что удостоилась одной из первых понять тщетность идолопоклонства. Как заря во тьме, светом своей веры воссияла она среди язычества и показала путь ко Христу. За это почитают ее потомки равной Святым апостолам.

Исторические источники не сохранили настоящего имени этой русской «золушки», из языческого Пскова в начале X века. Известно лишь, что княгиня киевлян носила титул «helgi», а император Византии Константин Багрянородный в своем сочинении «Церемонии» назвал ее «Элга – архонтисса Руси». Тогда, как и ныне, земли Поднепровья находились на оживленных торговых путях. Речной, — из «варяг в греки» с севера на юг – знают все. Но был не менее важный, сухопутный – из хазар на запад, — в Европу. В Х веке контроль над ними был не у киевлян, они были лишь данниками. Но обманутыми и используемыми русы быть не желали. Чтобы избавиться от гнета Хазарского каганата – международной олигархии того времени, Киевской Руси нужно было найти надежного союзника, надо было сделать выбор: между Западом и Византией.

Обратите внимание:  История глазами "Крокодила". 1922-1937.

Прагматики выбирают сильнейшего. Княгиня Ольга решила по-другому. На кого ориентироваться выбирала она долго (очень умная была женщина и очень умные у нее были советники). Ведь Запад был тогда на подъеме, и им управлял очень могущественный, молодой и амбициозный король Германии и будущий император (с 962 года) – Оттон Великий. Княгиня Ольга выбрала в 955 году Византию, – довольно слабую в то время. Во главе ее был император Константин Багрянородный, – прекрасный историк, кабинетный ученый и никакой администратор.
В Константинополе приняла княгиня христианство и была в крещении наречена Еленой – в память об обретшей святой Крест Распятия матери императора Константина царице Елене. Княгиня привезла в Киев святой Крест, вырезанный из Древа Господня. На нем была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Так началось ее апостольское служение. Впоследствии она привела ко Христу и святому Крещению многих киевлян. Установив над Киевской Русью сияющий крест Христовой веры, стала она новой Еленой. Крестившись в Византии, княгиня твердым отказом от руки императора Константина Багрянородного как бы заявила: не залитый кровью трон приемлет Русь из Византии, но православие. Проповедью Евангелия указала княгиня путь ко спасению и светом своей веры благовестила всей Земле Русской пришествие Христово в мир.

В то время оба центра силы исповедовали христианство, и до окончательного разделения церквей на католическую и православную было далеко (схизма произошла лишь в 1054 году). Поэтому формально было безразлично, откуда принять веру: княгиня могла ориентироваться на Запад с таким же успехом, как и на Византию. Но было между этими христианскими империями несколько принципиальных различий. Так, их различало отношение к Хазарии: Оттон был союзником хазар, а Византия – противником. Хазарским купцам на Западе оказывалась полная поддержка – они больше платили. И вот с такими европейцами – тогдашние киевляне (а они уже поняли, что к чему) отказались иметь любые контакты. Кроме того, у греков с 863 года расширялся конфликт с папским престолом, – в это время там управляла порнократия. Богатые и влиятельные, жаждущие власти женщины с репутацией блудниц сажали на папский престол своих друзей, любовников, родственников. Не понравившихся им пап они без проволочек свергали и убирали с дороги. Нужны ли были Руси такие учителя веры?

Обратите внимание:  Айрапетов О.Р. Генералы, либералы и предприниматели: работа на фронт и революцию

Через три года крещения была попытка перетянуть княгиню Ольгу в католичество (на сторону Германии), предпринятая епископом Адальбертом по заданию императора Оттона. Но через несколько месяцев епископ вынужден был бежать. Причём, часть свиты его была убита, а посольство ограблено было до нитки, и он еле-еле добрался до Германии. То есть первая попытка русского западничества окончилась в 961 году каким-то позором и, в общем, – конфузом. Не хотели киевляне принимать от Оттона Великого его исповедание (и соответственно, с ним культурные связи) по очень простой причине: он был покровителем хазарских купцов.
В Х веке смена религии означала заключение тесного союза с Византией, естественным врагом иудейской Хазарии, а значит и поворот во внешней политике, то есть в отношениях Руси с Хазарией. Правильность выбора стала очевидна не вскоре. Многие источники отмечают, что княгиня Ольга хранила свое крещение в глубокой тайне… до 955 года, после которого, по свидетельству Иакова Мниха, «она угождала Богу добрыми делами». В число последних, входила война с Хазарией. Но до этого княгиня Ольга держала себя осторожно. Именно мудрость выбора помогла ей защитить державу от нашествия. Судьбу же Хазарии через десять лет завершил ее сын Святослав .

Семена религии, взрастали в Киевском княжестве на Русской земле неодинаково, как и было сказано в притче о сеятеле (Ев. от Луки 8, 5-15). Около дороги их затоптали или расклевали птицы, на камне они засохли, в кустах их заглушили сорняки. Но некоторые принесли плод сторичный. Так и православие: оно распространялось исподволь и не было государственной религией. По-прежнему в Киев проникали миссионеры разных верований… Князь Владимир слушал их, ведь ошибка в выборе веры могла стоить престола и головы. Крестившись в 987 году, внук княгини князь Владимир, примирился со своими воинами-дружинниками, с их помощью спас от гибели императора Василия II, крестил киевлян в Днепре в 988 году и новгородцев в Волхове в 989 году.
В Киеве же святой Равноапостольный великий князь построил каменный храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинную церковь), куда перенес нетленные мощи Святой Равноапостольной княгини Ольги. Обретая духовность и наполняясь Святым духом, языческая Русь стала столпом православия. И совершилось это благодаря неуклонному следованию за Святым Крестом, продолжению линии святой Ольги на союз с Византией.

Обратите внимание:  Никифоровскiй М.Д. Русское язычество. Опытъ популярнаго изложенiя научныхъ свѣдѣнiй о языческой религiи русскихъ славянъ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 47)
Категории Библиотека, метки . Постоянная ссылка.

Новое

30.10.2020 - Jonas H. The Gnostic Religion ... 29.10.2020 - Левачество как антисистема ... 28.10.2020 - Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов ■ Шустеръ Г. Тайныя общества, союзы и ордена ... 24.10.2020 - De la philosophie de la nature, ou traité de morale pour l’espece humaine tiré de la philosophie et fondé sur la nature. T.4 ... 23.10.2020 - Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. ... 20.10.2020 - Никольскiй Н. Древнiй Израиль. Популярные очерки по исторiи евреевъ въ научномъ освѣщенiи. ... 19.10.2020 - Гендер и общество в истории ... 16.10.2020 - Jonas H. Lo Gnosticismo ... 15.10.2020 - Шварцъ П.И. Дщерь Природы ... 14.10.2020 - Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. ... 13.10.2020 - Сандомирский Г.Б. Теория и практика европейского фашизма ... 12.10.2020 - О методах борьбы со шпионско-вредительской диверсионной и террористической деятельностью разведок капиталистических стран и их троцкистско-бухаринской агентуры ... 07.10.2020 - Харрингтон Д. Праведный палач: жизнь, смерть, честь и позор в XVI веке ... 06.10.2020 - Плущевский А.М. Термодинамика исторической жизни народов ... 05.10.2020 - Кончаловский А. Куда мы катимся? ... 03.10.2020 - Лерман Л.И. Пассионарная энергия в современном мире ... 02.10.2020 - Курцев Т.И. Принципы неоднородности и однородности в пассионарной концепции этногенеза: философско-культурологический анализ ... 01.10.2020 - Губанов И.Б. «Призвание варягов» в свете социально-исторических аналогий, внешнеполитической ситуации в Европе IX века, и археологических материалов из городищ Любши, Старой Ладоги, Псковского и Рюрикова городища ... 29.09.2020 - Цандо А. Состояние дел в России в 1850 году ... 28.09.2020 - Венелин Ю.И. Истоки Руси и славянства ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *