Сулимов С.И., Черенков Р.А. Роль традиций в динамике общества

FavoriteLoadingПометить для себя
Сулимов С.И., Черенков Р.А. Роль традиций в динамике общества
5 (100%) 1 голосов

Формирующиеся на стыке нескольких взаимоисключающих традиций индивиды усваивают несколько компонентов от каждой традиции, не замечая, что приобщаются к структурам, которые в принципе не могут находиться между собой в гармоничном единстве. В результате появляются целые общности людей с хаотичным, противоречивым мировоззрением, идеально подходящие под данную И.В. Сухановым характеристику «мятущихся по свету индивидов». История знает немало примеров деятельности таких общностей, обвиняющих мир в «нелогичности», «противоречивости» и «несправедливости», и стремящихся реформировать его по умозрительным, далёким от жизни образцам.

Ссылка

Скачать в формате электронной книги

 

Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I “Об авторском праве и смежных правах” (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© Сулимов С.И., Черенков Р.А. 2012 г.

Сулимов С.И., Черенков Р.А.

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Роль традиций в динамике общества

Современный мир требует от общества сбалансированного, но стремительного развития. В наши дни буквально за несколько лет общество в экономическом и политическом плане может измениться практически до неузнаваемости. При этом такое развитие во внешних аспектах кажется совершенно хаотичным и словно зависящим от рыночного спроса. Поскольку мир в конце ХХначале XXI века вошёл в стадию глобализма, то уклониться от стремительных изменений больше не может ни одна культура. Попытки изоляционизма под лозунгами верности национальным традициям обречены на фиаско, как это происходит со странами Ближнего Востока и Центральной Европы. Однако недавний пример Греции показал, что перманентно приветствовать продиктованные мировым сообществом изменения не только неразумно, но иногда и небезопасно. Именно такое положение дел в наши дни делает вопрос о роли национальных культурных традиций в общественной динамике особенно актуальным. В данной работе мы уточним сущность понятия «традиция» и установим способы её трансляции между поколениями и соседними обществами.

Ещё недавно как советские, так и североамериканские авторы ассоциировали традиции и обычаи с отсталостью и косностью общества. Неслучайно один из персонажей советского фильма «Кавказская пленница» с гордостью говорит: «Здесь вы не найдёте ни дедушкиных обычаев, ни бабушкиных обрядов». Однако уже к концу 1970-х годов отношение к традициям изменилось. Вероятно, исследователи поняли важность вопроса. Отечественный автор В.И. Суханов, рассуждая о сохранении революционных традиций в советском обществе, разграничивает обычай и традицию следующим образом: «Конечная цель революционных традиций, как и любых других традиций, сводится к тому, чтобы вести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. () В отличие от традиции, обычай всегда даёт детальное предписание поступка в конкретной ситуации и вместе с тем не предъявляет требований к духовным качествам человека. Обычай весьма подробно регламентирует то, что следует или не следует делать в данной обстановке, и не указывает, каким нужно быть» [3; 7]. По мнению В.И. Суханова, обычай вводит новое поколение в устоявшееся русло общественной жизни путём детальной регламентации поступков. Выполняя предписания обычаев в повседневной жизни, молодые люди неосознанно усваивают принятый в данном обществе образец поведения. Традиция иначе решает задачу приобщения молодого поколения к стилю жизни данного общества путём регламентации духовных качеств, проявляемых в повседневной жизни.

Поскольку духовные качества вырабатываются только в процессе деятельности, то обычай и традиция оказываются тесно связаны друг с другом. К примеру, обычай требует отвечать на удар ударом, в этом случае традиция будет требовать от членов общества смелости и решительности. Но ведь такие качества могут быть сформированы только в процессе многократного следования обычаям. Таким образом, традиция формирует духовный облик человека, а обычай прививает ему определённые привычки, из которых складывается общая направленность поведения. При этом традиция и обычай преследуют одну цель: стабилизацию сложившихся в обществе отношений и воспроизведение их в будущем. Связь обычая и традиции диалектична: традиция, воспитывая духовные качества, тем самым постоянно подвигает своего адепта на действия, исходящие из этих качеств, обычай же, создавая привычку, тем самым влияет на духовный облик следующих ему людей. «Обычаи, оставляя в тени связь между утвержденными ими действиями и формируемыми этими действиями качествами, исподволь прививают людям определённые черты духовного облика. В этой особенности обычаев кроется великая сила: люди, включенные в систему таких обычаев, воспитываются в соответствии с указанными потребностями незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребёнок, формируемый подобным образом, усваивает нравственную практику честных поступков раньше, чем начинает понимать содержание понятия «честь»» [3; 14].

Наиболее яркое воздействие обычаев и традиций на регламентацию общественной жизни можно проследить в законодательстве. Большинство исследователей истории Древней Руси признают, что в основе первого памятника письменного права («Русской Правде») лежит «обычное» право. Первая редакция «Русской Правды» ограничила кровную месть, давний обычай славянских племён, денежными штрафами или местью только ближайшим родственникам. Но автор «Русской Правды» при самом горячем желании не смог бы отменить кровную месть полностью, так как традиционное славянское общество той эпохи было проникнуто именно теми духовными качествами, которые находили выражение в таком обычае.

Неразрывно связанные между собой, обычаи и традиции незримо пронизывают всю жизнь индивида и общества. Они обеспечивают обществу единство, а его членам духовную гармонию. В случае же ослабления традиции или даже её отмирания без адекватной замены, по мнению И.В. Суханова, общество ожидает настоящий взрыв маргинальности: «Не требует особых доказательств то положение, что аморфная, хаотически текущая, не организованная в строгие и четкие обычаи повседневность вносит с детских лет в духовный мир человека глубокие и опасные деформации, порождая порой мятущихся по свету индивидов, не способных на упорный и систематический труд. Это люди слабых характеров. Крушение своих жизненных планов они нередко относят не на счёт личных недостатков, а на счёт общества» [3; 27].

При этом было бы неверно полагать, что общество создаёт свои традиции. Скорее, наоборот, его развитие во многом предопределено теми традициями, которые лежали в основе его формирования. В.Д. Плахов по этому вопросу пишет: «Раз возникнув, то или иное общественное отношение (структура), исторически сохраняясь при определённых условиях, детерминирует последующие отношения, как бы накладывая на них рамки, тождественные названой изначальной структуре, выступая и в качестве особой меры, и в качестве активной формирующей силы, направляющей все системные преобразования общественных отношений по определённому руслу» [2; 17]. Это не означает что традиция обязательно приводит к стагнации общественного развития. Традиции и обычаи вполне могут меняться с течением времени сообразно внешним обстоятельствам. Но они всё равно имеют свой «запас прочности», за пределы которого изменения не распространяются. «Спонтанная, статистическая природа обычаев и традиций обусловливает другое их свойствовариабельность. Изменяющиеся условия, неизбежные преобразования компонентов системы (инновации) всё время нарушают точность структурной детерминации, осуществляющейся в системных процессах посредством интересующих нас образований; в итоге по увеличения массовости отношений возрастает не только неопределённость традиционных (курсив автора) структур, но и вообще в ряде случаев происходит их отклонение от ранее утвердившихся общественных стандартов. Кода подобные отклонения достигают таких масштабов, что имеет место несколько вариантов какой-либо традиции, наблюдается процесс отпочкования и происходит, так сказать, рождение дочерней традиции» [2; 53]. Но при этом дочерняя традиция всё равно будет иметь с предшественницей больше общего, чем с иными структурами.

Однако, говоря о традициях, важно иметь в виду, что они всегда связаны с исторически конкретным обществом. Не существует, никогда не существовало и существовать не будет традиций «самих по себе», общечеловеческих или «ничьих». Каждая в данный момент существующая в мире традиция всегда обусловлена особенностями эпохи своего возникновения и развития породившего её общества, на которое она в свою очередь накладывает неизгладимый отпечаток. Границы между государствами в глобальном мире становятся всё более прозрачными, международные связи всё больше упрочняются, и не исключено, что в скором времени мировое сообщество действительно станет экономически и политически единым. Уже в наши дни не вызывает сомнений, что практика мультикультурализма и толерантности, основанная на равноправии различных культур и традиций, терпит крах. Оказалось, что традиции различных обществ нередко исключают друг друга, и при тесном взаимодействии между ними начинается противостояние. Это противоборство выражается не только во взаимной нетерпимости, но и в культурной эрозии, постигающей все стороны конфликта.

Формирующиеся на стыке нескольких взаимоисключающих традиций индивиды усваивают несколько компонентов от каждой традиции, не замечая, что приобщаются к структурам, которые в принципе не могут находиться между собой в гармоничном единстве. В результате появляются целые общности людей с хаотичным, противоречивым мировоззрением, идеально подходящие под данную И.В. Сухановым характеристику «мятущихся по свету индивидов». История знает немало примеров деятельности таких общностей, обвиняющих мир в «нелогичности», «противоречивости» и «несправедливости», и стремящихся реформировать его по умозрительным, далёким от жизни образцам. Такие образцы обязаны своим существованием не полёту творческой мысли, а только лишь противоречивому мировоззрению, сотканному из обрывков взаимоисключающих традиций.

И.К. Кучмаева выделяет в процессе усвоения чужой культуры или наследия прошлого ряд этапов. На первом этапе, именуемым «неимперативное внушение» реципиенты добровольно знакомятся с чуждой им традицией. На втором этапе (этапе «эмоционального заражения») реципиент увлекается и чувствует интерес к изучаемой традиции. Третий этап, этап «изживания» является самым ответственным, потому что познакомившийся с чужой культурой индивид начинает сравнивать её со своей, «родовой» традицией, критикуя последнюю с новых позиций, или же шовинистически принижая изучаемую культуру. По мнению И.К. Кучмаевой, на данном этапе необходим опытный интерпретатор, который подскажет реципиенту, как же именно следует относиться к изучаемой традиции. Это очень важно, потому что на последнем, четвёртом этапе («этапе творческого вдохновения») человек применяет усвоенные культурные ценности в своей повседневной жизни [1; 153].

Как уже было указано выше, в глобальном мире просто не удастся обойтись без контактов между различными традициями. Стихийное, нерегулируемое сосуществование их возможно далеко не всегда. Поэтому, думается, есть только один способ избежать межкультурной конфронтации и образования маргинальных, радикально настроенных сообществ. Такой профилактикой является целенаправленное воспитание молодого поколения в русле родных национальных и религиозных традиций и одновременное объяснение им, что представители других культурдобрые соседи и желанные гости, с которыми можно и нужно поддерживать деловые и приятельские отношения, но ни в коем случае не стоит «делать с них жизнь».

Литература.

1. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы / И.К. Кучмаева.М. : Наука, 1987.173 с.

2. Плахов В.Д. Традиции и общество / В.Д. Плахов.М. : Мысль, 1982.220 с.

3. Суханов В.И. Обычаи, традиции и преемственность / В.И. Суханов.М.: Политиздат, 1976.216 с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 25)
Обратите внимание:  Комнин А. Размышления о праздниках
Категории Библиотека, метки . Постоянная ссылка.

Новое

30.11.2019 - Клименко В. О нетерпимости ... 29.11.2019 - Сколаков А.Ю. Международное гуманитарное право: из истории правовой регламентации статуса воинских захоронений за пределами Отечества ... 27.11.2019 - Деларю Ж. История гестапо 1933-1945 ... 26.11.2019 - Жаринов К.В. Терроризм и террористы ... 25.11.2019 - Причерноморье. История, политика, культура. Выпуск XVI (V). Серия А. Античность и средневековье. ... 22.11.2019 - Татищевъ В.Н. Исторiя Россiйская ... 21.11.2019 - Вотинов А. Японский шпионаж в русско-японскую войну 1904-1905 гг. ... 20.11.2019 - Макаревич Э.Ф. Восток-запад: звёзды политического сыска ... 19.11.2019 - Самир Амин. Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира. ... 18.11.2019 - Адамс К. Английское путешествие к московитам ... 17.11.2019 - Рекуай. О распространении индоевропейцев ... 16.11.2019 - Ганин А.В. О роли офицеров Генерального штаба в гражданской войне ... 15.11.2019 - Москва-Берлин: политика и дипломатия Кремля, 1920-1941 ... 14.11.2019 - Яковенко И.Г., Музыкантский А.И. Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивилизации ... 13.11.2019 - Минаев В. Разведка и шпионаж во флоте ... 12.11.2019 - Гринфельд Л. Национализм. Пять путей к современности. ... 11.11.2019 - Ганин А.В. Семь “почему” российской Гражданской войны ... 09.11.2019 - Зивъ Г.А. Троцкiй. Характеристика. ... 08.11.2019 - Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде ... 07.11.2019 - Байуотер Г. Морская разведка и шпионаж ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *