Наши интервью: о кришнаитах и кришнаизме

FavoriteLoadingПометить для себя
Наши интервью: о кришнаитах и кришнаизме
5 (100%) 2 голосов

Мы начинаем цикл статей в новом для нашего сайта формате: это интервью с авторами интересных публикаций, размещённых на сайте. И сегодня на вопросы читателей отвечает по скайпу наш автор из Германии Александр Эгерберг.

Беседу вёл: сисадмин сайта Onizuka

Расшифровка стенограммы: ben Bezalel


Скачать в формате электронной книги

 

– Наша сегодняшняя беседа будет посвящена проблеме распространения кришнаизма. Читающей публике вы известны как автор работы “О манихеизме кришнаитов”. Скажите, а что вообще заставило вас обратиться к этой теме?

Заняться изучением этого вопроса вплотную меня заставила личная трагедия: одна из родственниц попала в эту секту. Это подвигло меня серьёзно заняться изучением этой проблемы. Хочу сказать, что до того я имел весьма смутное представление о том, кто такие кришнаиты и что из себя представляет кришнаизм. Закончилось всё написанием этой работы и успешной защитой  магистерской диссертации по религиоведению. Нашу семейную беду это не поправило, но, я надеюсь, может быть поможет хоть кому-нибудь избежать аналогичных проблем с родственниками.

– Так всё же, кришнаиты – это секта или нет? Сами они естественно утверждают, что нет, а как обстоит дело в действительности?

Понятие “секта” достаточно расплывчато, и в чистом виде применимо только к христианским конфессиям, что и неудивительно, поскольку появилось оно именно в христианской терминологии. В отношении течений индуизма в принципе неприменимо понятие “секта”, поскольку там не существует общепринятого канона, а сама религия является политеистичной. Но надо понимать, что современные кришнаиты не имеют отношения к индуизму…

– То есть это не индуистская секта?

Чтобы понять что это, необходим небольшой экскурс в историю. Дело в том, что исторический культ Кришны в Индии – это религия вришьев, то есть индусов, стоящих вне системы каст. Но весь вопрос в том, насколько современный кришнаизм ИСККОН (т.н. “Общества сознания Кришны”) вообще имеет отношение к традиционному кришнаизму. В XVI веке, практически синхронно с европейской реформацией, аналогичные процессы начали происходить и в индуизме. Возникло течение, одним из основоположников которого стал полулегендарный проповедник Чайтанья, которое взяло на вооружение архаичный культ Кришны и приспособило его под свою идеологию. Чайтанизм действительно можно рассматривать как “секту” в индуизме, отрицающую некоторые базовые основы традиционного индуизма, в частности, систему каст (чайтанисты призывают понимать её “духовно”), но в целом остающуюся в поле индийской религиозной традиции. Кришнаиты называют Чайтанью своим “господом” и претендуют на преемственность с его учением, однако “нормальные” чайтанисты их своими единоверцами не признают, что бы ни говорили по этому поводу сами кришнаиты. Корни этого раскола лежат в конце XIX века, когда чиновник на английской службе Бхактивинода Тхакур решил создать чайтанистскую организацию так сказать “прямого действия” (своего рода “боевое крыло”, хотя аналогия тут и неполная) и учредил “Миссию Гаудия”. В результате ортодоксальные гаудиты обвинили его в отходе от основ учения, а он их – в формализме и фарисействе, после чего пути их разошлись. Именно из недр этой организации вышел фармацевт Абхай Чаран Де, более известный сейчас под именем Прабхупады, который и стал основоположником современного кришнаизма. Претензии Прабхупады на свою “богоизбранность” и узурпация им права вещать “от лица Кришны” сначала привели к конфликту с его бывшими единомышленниками из “Миссии”, и на первых порах храмы гаудитов закрылись для его последователей, однако в дальнейшем, с ростом коммерческого успеха ИСККОН гаудиты сменили гнев на милость и стали находить точки соприкосновения с последователями Прабхупады (зачастую и из чисто меркантильных соображений).  Но надо понимать, что существуют и активно действуют, в том числе и на территории бывшего СССР, и другие секты и организации как самих гаудитов, так и собственно чайтанистов, помимо кришнаитских. Просто они менее агрессивны и в силу этого менее заметны на общем фоне, к тому же их часто путают с кришнаитами.

– Так что такое эта “Миссия”?

Обратите внимание:  Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования.

Это организация, именующая себя религиозной, и декларирующая своей целью внедрение в повседневную жизнь и неукоснительно соблюдение заветов Чайтаньи, но только в трактовке своих идеологических лидеров (что является полной ересью в глазах ортодоксальных чайтанистов). В этом отношении она явно авторитарна, а это первый шаг к тоталитарности. Чтобы примерно понять, как она соотносится с религиозным чайтанизмом, можно вспомнить “орден асассинов” в рядах исмаилитов. Разумеется, масштаб и известность несопоставимы, но нечто общее есть.

– Кришнаиты и вайшнавы – это одно и то же?

Сами кришнаиты настаивают на синонимичности этих понятий, чем, кстати, успешно вводят в заблуждение даже не особо сведущих в тонкостях религиозных вопросов индусов. На самом деле буквально вайшнавы – это последователи культа Вишну, одного из богов индуистского пантеона, отнюдь не кришнаиты. А “превосходными вайшнавами” называли себя иносказательно гаудиты. Безо всяких оснований этот термин кришнаиты стали использовать как самоназвание после того, как в 1980-х годах имя кришнаитов оказалось скомпрометировано серией криминальных скандалов по всему миру, и представляться кришнаитом стало в некоторых случаях просто небезопасно. Кришнаиты точно так же утверждают, что они и вайшнавы (иногда говорят “гаудия-вайшнавы”), и последователи Чайтаньи, но в действительности это, мягко говоря, не так. Одним из ключевых расхождений с ортодоксальными чайтанистами, между прочим, является вопрос о “гуру” – в чайтанизме принципиально невозможна та безумная степень гордыни, на которую возносятся кришнаитские “духовные учителя”. Если помните, сам Прабхупада “скромно” сопоставлял себя с Иисусом Христом, а его последователи прямо именовали его “господом” ещё при жизни, до настоящего времени поклоняются его идолам, а на первых порах после его смерти пытались ввести поклонение и идолам его учеников. Для настоящего чайтаниста такое невозможно в принципе, и более того, является богохульством, поскольку одним из краеугольных камней учения Чатаньи были именно скромность и нестяжательство его духовных лидеров, которые на все знаки почитания со стороны последователей неизменно сопоставляли себя отнюдь не с богами, а буквально с червями, недостойными даже ползать у ног своих учеников. И никогда не претендовали на признание “боговдохновенности” своих поучений. В этом лежит ключевое и неразрешимое противоречие между кришнаизмом и учением последователей Чайтаньи. Достаточно взглянуть на разительный контраст между помпезными персональными кришнаитскими храмами Прабхупады и нищетой окружающей рядовой индийской застройки, чтобы понять ту пропасть, которая лежит между кришнаизмом и простыми индусами, в том числе и настоящими, а не ряжеными, вайшнавами.

– Так каково сейчас отношение в самой Индии к кришнаитам?

Первые десятилетия существования секты оно было весьма скептическим, и в любом случае их не принимали и не принимают за единоверцев, в этом плане претензии кришнаитов на то, чтобы их считали “представителями древнейшей и уважаемой религии” совершенно необоснованны. Представьте, как бы вы отнеслись к коренным индусам, которые стали бы бродить по улицам ваших городов в лаптях, косоворотках и кокошниках, распевая какой-нибудь псалом на ломанном русском языке и с плакатом, на котором написано “Слава Богу!” на деванагари?  Вот и индусы воспринимают ситуацию примерно так же. К хлыстам, поклоняющимся своим “христам” и “апостолам”, в России было отношение вполне конкретное, почему у индусов оно должно быть другим к людям, обожествляющим фармацевта? Правда, в последние десятилетия ситуация стала несколько изменяться, но связано это было с тем, что в Индии пришли к власти политические силы, близкие к индуистским фундаменталистам, а с их организациями кришнаиты своевременно “навели мосты”, выступая в ряде случаев их спонсорами. В результате сейчас на государственном уровне в Индии кришнаитов рассматривают в первую очередь как полезный инструмент продвижения своего влияния и пропаганды индийской традиционной культуры на Западе. На бытовом же уровне многие индусы искренне заблуждаются, считая кришнаитов просто западными индуистами, это вызвано ещё и тем, что в самой Индии Прабхубада вообще-то малоизвестен за пределами традиционно “кришнаитских” регионов – Вриндавана, Майапура и Курукшетры. Местные индусы с удовольствием кормятся от культа Кришны, но это не значит, что современный “западный” кришнаизм стал традиционным индийским культом. Сохраняются в Индии в немалом числе и представители традиционного, архаичного культа Кришны.

Обратите внимание:  Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии

– Известен недавний скандальный судебный процесс о признании в России кришнаитской “Бхагават-Гиты” экстремистской, который вызвал возмущение в некоторых кругах в Индии. В чём там было дело? 

Там в традиционной кришнаитской манере была сделана подмена понятий – индусов стали пугать, что экстремистской литературой собираются признать часть их эпического литературного наследия, что вызвало у них естественное возмущение. На самом же деле речь шла о признании экстремистским текстом “перевода” Прабхупады и объёмистых его комментариев к “Гите”, превосходящих основной текст по объёму чуть ли не в два раза. Тут важно понимать следующее: “перевод”, а уж тем более комментарии к нему не имеют никакого отношения к древней индийской литературе, моих познаний в санскрите вполне достаточно для того, чтобы со всей ответственностью утверждать, что “перевод” этот, мягко говоря, некорректен, если не сказать больше. Скорее, это вольные фантазии на тему ведического текста. Представьте, к примеру, если бы кто-нибудь взялся бы “перевести”, скажем, “Слово о полку Игореве” в таком ключе, чтобы потом на основании своего “перевода” и глубокомысленных комментариев к нему постулировать по сути основы новой религии и собственное право вещать от имени Бога. Традиция комментирования “Гиты”, как и других ведических текстов, имеет в Индии давнюю историю, но никому из комментаторов, а среди них были признанные светила индуистского богословия, не приходило в голову объявлять свои комментарии боговдохновенными, а себя на этом основании – живым голосом божества.

– Вы выдвинули тезис о манихейских корнях кришнаизма. Как вы пришли к этой идее?

Такой вывод закономерно напрашивается по результатам анализа реальной кришнаитской бытовой практики. Нигде никогда не упоминая Мани и его учение (если не считать аллюзий с индуистским Ману), кришнаиты на практике свято соблюдают в повседневной жизни именно манихейские заветы. Пищевые ограничения кришнаитов, как и отношение к деторождению, не имеют на самом деле никакого отношения к ведической традиции и индуизму, но зато буква в букву совпадают с манихейскими. Понятие греха и освобождения от него через “аскезу” (т.е. путем умерщвления бренной плоти) у кришнаитов тоже чисто манихейское и явно антихристианское: отрицается необходимость покаяния, для “очищения” от самого тяжкого греха достаточно слепо выполнять указания “наставника” и немножко поморить себя голодом. Известно, что начиная с IV века манихеи активно уходили “в сокрытие” и мимкрировали под представителей самых различных конфессий, оставаясь при этом, однако, самими собой и свято соблюдая систему “трех печатей”, но каждый раз подводя под неё новую идеологическую базу. Кришнаитские ограничения не имеют никакого отношения ни к ведической традиции, ни к практике аюрведы, а, следовательно, должны иметь какой-то другой источник, и таким источником может быть только манихейство, других я просто не вижу…

– А чем опасно для человека вовлечение в эту секту?

На эту тему уже было дано несколько квалифицированных экспертных заключений, в том числе и крупными медицинскими специалистами. На бытовом уровне опасность представляет стремительная десоциализация личности, нарушение гармонии семейных отношений, расшатывание психики и возможное в связи с этим обострение хронических и проявление латентных расстройств психики. Существует опасность вовлечения в противоправную деятельность, также возможно облапошивание неофита, ранее это было достаточно популярно… ситуация начинает походить на такую же беду с хроническим наркоманом: сектант начинает тащить из дома, из семьи всё, что можно “на пользу Кришне”. Известны случаи, кода всё имущество и деньги в результате оказывались в распоряжении кришнаитских “гуру”, которые таким образом “спасали” душу сектанта от всего, что связывало его с “грешным бренным миром”. Но даже если до этого не доходит, всё равно затраты и поборы на сектантские мероприятия ложатся дополнительным бременем на семейный бюджет. Кроме того, кришнаитские пищевые ограничения и ненормальный режим могут серьезно подорвать здоровье, особенно у детей, больных и пожилых людей, спровоцировать развитие других заболеваний.

Обратите внимание:  Бхагавад-гита

– Что касается здоровья…вы упомянули аюрведу. В каком отношении аюрведическая медицина и кришнаизм?

Как бы сказать помягче…ни в каком. Хотя кришнаитские проповедники опять-таки утверждают нечто прямо противоположное. На самом деле все их так называемые “практикующие аюрведу врачи” несут на своих публичных выступлениях, извините, дикий бред, не имеющий никакого касательства к древней традиции аюрведы. Повторюсь, моих познаний в санскрите достаточно, чтобы ответственно утверждать, что ничего из того, чем они “грузят” свою доверчивую паству на своих “лекциях” (а по сути – проповедях) нет в реальности ни в одном ведическом тексте, более того – и Прабхупада, авторитетом которого они прикрываются, ничего подобного никогда не утверждал ни в одном из своих писаний при всей своей неоднозначности. Они просто несут отсебятину, причём зачастую – вредную с медицинской точки зрения отсебятину, являющуюся – я убеждён в этом – в абсолютном большинстве случаев плодом больного воображения не всегда психически уравновешенных людей. Широко известна в Интернете шутка (даже демотиваторы есть на эту тему), когда кришнаитским гуру предложили найти и предъявить публике хоть одно слово из вед, где говорилось бы о режиме дня в той трактовке, как они это преподносят. А многие из растительных продуктов, объявленных кришнаитами “одурманивающими” или “невежественными” напротив, традиционно и широко применяются в “нормальной” аюрведической практике. Так что, извините, или кондовый кришнаизм, или аюрведа –  они взаимоисключающи…

– Кришнаиты обычно отрицают любую негативную информацию о себе, говорят, что на них клевещут недоброжелатели и злые сектоведы…

Знаете, для меня окончательно сформировала мнение о кришнаитах их же собственная агитационная брошюра. Я надеялся увидеть хоть какое-то разумное объяснение неблаговидным фактам из истории деятельности секты (замалчивать их как минимум  глупо – они слишком широко известны), а вместо этого обнаружил прямую, наглую и неприкрытую ложь, перемешанную со злобными нападками на оппонентов секты. Это сразу расставило всё на свои места: здесь как в психиатрии, утрата критического отношения к собственной персоне является первым признаком душевной болезни. А ведь во многих совершенно “толерантных” в других вопросах странах деятельность этой секты прямо запрещена или серьёзно ограничена, в тех же США, например, где им после серии педофильских скандалов в судебном порядке запретили организовывать интернаты для детей…наверное, неспроста? И ещё о негативном отношении к кришнаитам…Я вот, к примеру, совершенно не могу взять в толк: неужели кришнаитские “духовные учителя” искренне не понимают, что, к примеру, многочасовая долбёжка на все лады маха-мантры не может вызвать со временем ничего, кроме стойкой неприязни к Кришне и его последователям даже у совершенно нейтрально или даже благожелательно к ним настроенного на первых порах постороннего человека? Внушает оптимизм лишь то, что даже среди высшего эшелона кришнаитских “наставников” периодически появляются люди, которые находят в себе смелость назвать вещи своими именами и разоблачают секту.

– Что бы вы могли посоветовать родственникам кришнаитов?

Тут сложно советовать что-либо конкретное, как говорил Лев Толстой – “каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. Важно при первых признаках втягивания человека в секту спокойно и доброжелательно попытаться разъяснить пагубность последствий, особенно для верующего человека. Человек обычно не любит быть обманутым, и важно сразу показать, в чём его обманывают новоявленные “спасители душ ” в индийском антураже. К сожалению, есть люди, и их немало, в силу своего психотипа испытывающие потребность в чём-то подобном…в смысле – нуждающиеся в духовном наставничестве, и важно, чтобы эту их потребность не использовали во зло и для собственного обогащения шарлатаны в балахонах… Особо хочу пожелать всем терпения в реабилитации попавших в эту секту…

– Благодарю вас от лица читателей нашего сайта за содержательную беседу.

Я буду рад, если она хоть кому-то поможет избежать беды…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(Просмотров: 506)
Категории Сектоведение, метки , . Постоянная ссылка.

Новое

19.06.2019 - Furr G. The “Official” Version of the Katyn Massacre Disproven? ... 18.06.2019 - Заковский Л., Уранов С. Ликвидация “пятой колонны” ... 13.06.2019 - Смирнов В. Симптомы ... 10.06.2019 - Rusinko E. Gumilev in London: An unknown interview ... 06.06.2019 - Кизим А.В. Революционная мифология ... 04.06.2019 - Рокер Р. Революционная мифология и революционная действительность ... 03.06.2019 - Маслова Е.К. Теория этногенеза Л.Н.Гумилёва в контексте концепции позднеклассической рациональности ... 01.06.2019 - Агбунов М.В. Античная география северного Причерноморья ... 31.05.2019 - Вербенко Е.Ю. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва в современных исследованиях ... 28.05.2019 - Актуальная археология 4. Комплексные исследования в археологии. ... 27.05.2019 - Будур Н. Повседневная жизнь инквизиции в Средние века ... 26.05.2019 - Бакунина Т.А. Русские вольные каменщики ... 25.05.2019 - Уэйт А.Э. Новая энциклопедия франкмасонства ... 24.05.2019 - Палкин А.Г. Гумилёв и государственно-правовое наследие Монгольской империи ... 23.05.2019 - Эккер унд Экхоффен (фон Эккер унд Экхоффен) Г.Г. Вольнокаменщическiя рѣчи, говоренныя въ собранияхъ братьевъ златаго-розоваго креста древнiя системы ... 22.05.2019 - Titov A.S. Lev Gumilev, Ethnogenesis and Eurasianism ... 21.05.2019 - Киддер Дж.Э. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами. ... 20.05.2019 - Garaev D.M. Jihad as Passionarity: Said Buriatskii and Lev Gumilev ... 19.05.2019 - Плуменек (фон Плуменек) К.Г.Л. Влiянiе истиннаго свободнаго каменьщичества во всеобщее благо государствъ ... 18.05.2019 - Новиков и русское масонство ... на главную

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *