

Очень интересное исследование, которое, помимо богатого фактического материала, раскрывает характерные особенности восприятия социальных проблем “образованным классом” той эпохи, позволяет проследить рождение таких характерных мифов начала XX века, как “высокая одухотворенность” и “классовая близость” к трудящимся люмпенов, уголовников и прочих гопников (забавно, что из текста явно видно, что в те годы под термином “пролетариат” понимали именно уголовно-деклассированную среду, а не трудящихся), “социальную обусловленность” преступности как “язвы общества” и пр. тому подобное. Некоторые сетования автора об общем падении нравов способны вызвать у современного читателя только улыбку (например “страшный” уровень преступности, когда в полумиллионном городе за год не совершается и двух десятков убийств, каждое из которых расследуется чуть ли не всем наличным составом сыска), а описания наивных “язв общества” – и лёгкую ностальгию, особенно в сравнении с современностью. Данное исследование не переиздавалось в советское время (а в библиотеках помещалось в спецхраны), поскольку цифровые данные документов слишком наглядно свидетельствовали о колоссальной глубине социальной деградации советского общества по сравнению с временами “проклятого царизма”. При всей ошибочности выводов автора – вроде заключения о возможности “покончить с преступностью” путем повышения уровня жизни населения – надо отметить, что живя в эпоху до изобретения “политкорректности” и шельмования “карательной психиатрии” он не стеснялся сообщать неприглядные факты, например отмечал широкое распространение среди проституток продромальной шизофрении или непропорционально высокое представительство в их рядах представительниц отдельных конкретных регионов и национальностей.
На весь экранЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.