Библиотека сайта
Статьи и книги
Документы
Лирика
Полезные ссылки
Студентам и аспирантам
Внимание, розыск!
Гостевая книга
Форум
Блог
DokuWiki
AntiSysWiki

Поиск по сайту:


Режим: "И" "ИЛИ"
Общий поиск по сайту, вики-разделам и форуму:
Гугель-поиск:
Locations of visitors to this page
free counters

Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© П.М.Корявцев, 2005 г.

© "Теория антисистем. Источники и документы", 2005 г.

 

 

Корявцев П.М.
 

Мобилизационный кретинизм в действии. Вместо послесловия.
 

//Корявцев П.М. Мобилизационный кретинизм в действии. С-Пб.: 2005.

    В начале 2005 года я написал статью о проблемах с людскими мобилизационными ресурсами в российской армии под заглавием "Мобилизационный кретинизм". Дальнейшее стремительное развитие ситуации и многочисленные отзывы читателей на предыдущую публикацию заставили меня вновь "взяться за перо".

    Министерство обороны продолжает сетовать на большие проблемы с комплектованием частей призывниками, рассуждая о большом количестве "уклонистов" - мол, этим и объясняются все злоупотребления призывных комиссий, а также постоянно снижающееся качество "человеческого материала" призывного контингента. Минобороны утверждает, что призывается только 12% соответствующего возрастного контингента  (согласно Л. Вахниной,  это цифра, полученная нехитрым приемом, когда число призванных берется за один год, а число подлежащих  призыву  - за 9 "призывных" возрастов), при этом удается укомплектовать армию срочниками на 95%; однако по независимым оценкам уже сейчас реально в строй ставится более 50% процентов хоть как-то годных призывников (о безобразных нормах медицинского освидетельствования я писал в предыдущей статье), а впереди ожидает демографическая "яма", вызванная резким снижением рождаемости на волне "демократических реформ". Плюс сокращение в 2008 году срочной службы до одного года, что потребует удвоения призыва. При таком раскладе есть риск, что даже если призвать всех инвалидов призывного возраста, то и тогда армию желаемой численности укомплектовать не удастся. Я уже упоминал, что штаты российской армии непомерно раздуты, кроме того по призыву комплектуются и некоторые формирования других ведомств - МВД, ФСБ и др.. Опять же я упоминал, что сопоставимую по численности с современной российской армию имеет Китай, а, например, Индия, при постоянной угрозе военного столкновения с Пакистаном и Китаем, имеет штаты вооруженных сил мирного времени в миллион с небольшим при численности населения уже более миллиарда. Поэтому дабы укомплектовать армию "китайской"  численности наши генералы рьяно взялись за отмену отсрочек от призыва. Были отменены отсрочки для лиц, проходящих службу по контракту в военизированных формированиях других ведомств (что уже спровоцировало катастрофический некомплект в них  младших специалистов и младшего начальствующего состава), были отменены отсрочки для учащейся молодежи, позже восстановленные под флагом сокращения программы подготовки офицеров запаса. Сейчас на очереди - отмена так называемых "социальных" отсрочек: для молодых специалистов на селе, для содержащих на своем иждивении нетрудоспособных родственников, пенсионеров, малолетних детей. И возникает резонный вопрос - если государство в лице своих органов социальной защиты не в состоянии обеспечить пенсией хотя бы на уровне прожиточного минимума например родителей-инвалидов призывника, то что должен делать такой призывник в реальной жизни? Естественно уклоняться от исполнения своего "долга" перед таким государством всеми доступными способами! Кстати, очень интересно, почему исполнение "долга" не включается в трудовой стаж для начисления даже страховой части пенсии, не говоря уже о накопительной? Можно подумать, что гражданин по собственному желанию перестал трудиться (соответственно платить взносы в Пенсионный фонд) и на два-три года добровольно заперся в казарме.

    Аналогичным вполне "кретинским" образом прогрессирует и решение вопроса о подготовке офицеров запаса. Как и обещал министр обороны, его министерство внезапно начало процесс сокращения военных кафедр при гражданских ВУЗах. Внезапно, потому что даже руководителей этих ВУЗов поставили перед свершившимся фактом. Первоначально планировалось сократить число военных кафедр с 229 до 30, однако в дальнейшем было решено увеличить их число до 33-х, и кроме того, был утвержден список из 35 "неприкасаемых" гражданских ВУЗов, выпускники которых не будут призываться на срочную службу. Сами же кафедры будут преобразованы в некие "учебно-военные центры" (УВЦ), финансирование которых ляжет на плечи минобразования, а преподавателями будут соответственно гражданские лица - предположительно отставные военные. Изначально предполагалось, что выпускники таких УВЦ будут обязаны отслужить в войсках до 5 лет, но пока вроде бы от этой идеи отказались.

    В свете этих решений занятна логика, которой руководствовалось армейское начальство, принимая подобные решения. Министр обороны заявил, что в России переизбыток офицеров запаса, по некоторым ВУС достигающий (страшно подумать!) аж шести комплектов! По остальным ВУС видимо меньше. Интересно было бы спросить у него, на сколько времени, по его мнению, хватило бы этих шести комплектов при массовой мобилизации и ведении полномасштабных боевых действий? Если бы этот "министр" дал себе труд хотя бы бегло пролистать труды по военной истории, он бы наверное не без удивления узнал, что вступив в Первую Мировую с кадровым офицерским корпусом, через два с небольшим года войны русская армия в звене взвод-рота имела почти исключительно офицеров с четырехклассным начальным образованием! И это при условии наличия подготовленного  резерва  и производства в офицеры вольноопределяющихся и лиц из гражданских ведомств! С другой стороны, уничтожив фактически советскую систему подготовки офицеров запаса и отказавшись финансировать ее остатки, минобороны почему-то продолжает содержать войсковые школы младших лейтенантов. Если следовать мысли наших "стратегов", то получается, что на материально-технической базе ВУЗов офицеры готовятся "плохие", а вот в "сиротских" армейских "учебках" - исключительно "хорошие". Далее, очень интересны заявления о том, что систему подготовки офицеров запаса "реформировали" все из-за той же избыточности - мол эти 60 000 запасных офицеров ежегодно армии не нужны. При этом сами же армейские руководители сетуют на дефицит в 50 000 офицеров на низовых командных и технических должностях (это только в армии, без учета воинских формирований других ведомств, комплектуемых по призыву). Казалось бы, чего проще - для покрытия этого дефицита призывать, как это было в советское время, по 25 000 выпускников военных кафедр ежегодно, это ведь будет даже меньше половины выпуска. Ан нет, оказывается армии нужны "солдаты с высшим образованием"! Но тут существует существенно более простое решение - если уж армия отказалась от финансирования подготовки запасников в гражданских ВУЗах, и если армии так уж нужны "солдаты с высшим образованием", то почему бы армии не заняться их подготовкой в имеющихся в распоряжении минобороны военных вузах? А? Что, денег жалко? А почему их не должно быть жалко всей остальной стране, теряющей на два года квалифицированные кадровые ресурсы, которыми армия даже распорядиться нормально не может?  Представляете, как красиво было бы - пять лет обучения в "учебке" - и ценный солдат с высшим образованием встал в строй, уже окучивает грядки на генеральской даче! Абсурдность такого подхода очевидна, но почему-то при этом руководители минобороны не считают абсурдным транжирить людские ресурсы, призывая специалистов с высшим (а уж тем более средним специальным) образованием в качестве рядовых.

    С проблемой подготовки офицерских кадров смыкается  другая - проблема почти полного отсутствия нормального квалифицированного унтер-офицерского корпуса. Ни для кого не секрет, что при современной традиции подготовки сержантов из срочников зачастую в частях звания сержантов присваивают (чтобы хоть как-то их выделить) просто хорошим солдатам - добросовестным, толковым, исполнительным. Вполне естественно, что сержанту-срочнику после сержантской "учебки" как правило трудно бывает справиться с коллективом своих сверстников. Выход из положения минобороны видит во внедрении института сержантов-контрактников. Однако первые результаты подобных экспериментов удручают - контрактники даже в боевых условиях представляют собой трудноуправляемую вольницу, справиться с которой офицерам еще сложнее, чем со срочниками. Нарушения дисциплины среди контрактников имеют массовый характер, что и не удивительно - при существующих условиях службы и нормах денежного довольствия польститься на контрактную службу в большинстве регионов России могут только представители низших социальных слоев, люди, не способные или не склонные к производительному труду, зачастую систематически совершавшие ранее правонарушения, имеющие в лучшем случае неполное среднее, а в ближайшем будущем - и вообще начальное образование. А теперь представьте себе, какой  будет обстановка в армии, укомплектованной по таким рецептам - солдатами-срочниками с высшим образованием под командованием сержантов-люмпенов. И при офицерах - выпускниках войсковых школ младших лейтенантов. Похоже, что при таком раскладе о борьбе с какой-то там "дедовщиной" лучше и вообще не заикаться. О ставших героями многочисленных анекдотов полуграмотных прапорщиках, как о потенциальной замене профессиональных унтер-офицерских кадров, тоже можно даже и не вспоминать.

    Наши политики и военачальники, ратуя за "профессиональную" или "контрактную" армию, забывают, что одним из основных ограничений Версальского мира для Германии было именно требование создания профессионального рейхсвера ограниченной численности с одновременным запретом на подготовку любых кадров запаса. Тогда политики понимали, что именно таким образом возможно резко ограничить военный потенциал Германии и, как следствие, ее вес на политической арене. В нашем же случае российская власть с небывалым энтузиазмом сама идет на подобные ограничения подобно тому, как власть советская несколько раньше с упоением занялась саморазоружением.
    Честно говоря, имея возможность регулярно наблюдать "вживую" некоторых разжиревших и вконец одуревших от безнаказанности военных, бездумно наносящих один за другим удары по обороноспособности России и по ее экономике, начинаешь понемногу понимать "отца народов" Иосифа Виссарионовича  - действительно генералы и маршалы могут быть врагами своего народа, и видимо их действительно надо хоть изредка прореживать со всей пролетарской ненавистью. Похоже, что другого обращения они просто не понимают.