Библиотека сайта
Статьи и книги
Документы
Лирика
Полезные ссылки
Студентам и аспирантам
Внимание, розыск!
Гостевая книга
Форум
Блог
DokuWiki
AntiSysWiki

Поиск по сайту:


Режим: "И" "ИЛИ"
Общий поиск по сайту, вики-разделам и форуму:
Гугель-поиск:
Locations of visitors to this page
free counters

Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© А.Комнин, 2005 г.

© "Теория антисистем. Источники и документы", 2005 г.

 

Антон Комнин.

Размышления о праздниках
 

            Недавно страна очередной раз отпраздновала праздник 12 июня. И очередной раз вся страна задумалась о том, что же это за праздник. Это побудило меня очередной раз подумать о праздниках вообще.
            Празднуется, как правило, какое-то событие. Событие важное, знаковое и символичное. Каждый праздник что-то символизирует. Причем что-то позитивное. Праздновать можно то, что вызывает положительные ассоциации. День начала Отечественной войны - 22 июня – конечно важный день в нашей истории. Но мы все же предпочитаем праздновать день окончания войны – 9 мая. Хотя и 22 июня не забываем, называя его «День памяти и скорби».
            Праздники – это память и традиция тех, кто их празднует. Народные праздники – часть традиции народа, или часть его стереотипа поведения. Государственные же праздники несут в себе информацию о государстве.
            Так, в СССР практически не было Российских праздников. Тем самым подчеркивалось, что «началось новое время». История государства отсчитывалась с 1917 года.
            Единственное что перешло к СССР от России так это Новый Год. Но ведь это не чисто российский праздник. Он ведь празднуется по календарю, созданному на Западе.
            В СССР праздновались события, произошедшие до 1917 года. Например, 1 мая – день трудящихся. Но он был связан с революцией. Правительство Союза (а не народ) искало свои корни не в истории России, а в истории революций.
            1 мая была разогнана демонстрация рабочих в Чикаго, причем пролилась кровь. Этот день празднуют социалисты и различные правозащитные организации во всем мире. Они в этот день особенно напоминают рабочим, что те должны помнить о своих правах и бороться за них. К сожалению, при этом очень часто забывается об обязанностях. А права и обязанности неразрывно связанны друг с другом.
Объединяет ли этот праздник? Нет. Скорее наоборот. Ведь это день конфликта. Между «властью» (вместе с «охранкой») и «трудящимися». Трудящиеся объявлены «правой стороной». В данный момент неважно, на сколько это верно исторически. Важно, что это праздник только «трудящихся». А руководители и люди, охраняющие порядок (в Америке – полиция, в России - милиция), в этот день ассоциируются с «неправой стороной». Их коллеги были «неправы». Руководители должны в этот день думать о том как мало они платят своим работникам и какой у их работников длинный рабочий день. А охранники должны думать о том, что они должны быть «вежливыми» с пролетариями идущими на демонстрации, независимо от того вежливы ли с ними пролетарии. А лучше вообще не мешать демонстрантам бороться за свои права.
            Я как-то высказал своему знакомому предположение об объявлении государственным праздником день Космонавтики. Он мне резонно ответил, что это «узкопрофессиональный праздник», каких в России немало. И узкопрофессиональные праздники государственными не объявляются, потому что не касаются всех граждан. Так зачем же празднуются 1 мая?
            И, собственно говоря, это не совсем праздник рабочих. Это скорее «праздник демонстрантов».
            Было бы понятно, если праздновали бы день когда «власть» и «трудящиеся» собрались и договорились. Но ведь нет, празднуется именно начало конфликта. Получается, что «конфликт - это хорошо».
            И вот неизбежно в Советском Союзе получалось противоречие. Демонстрация, конфликт с властью это хорошо везде, но только не в СССР. А именно в СССР праздновался 1 мая. Демонстрации могли быть в защиту западных трудящихся, но никак не советских. А у советских рабочих были проблемы. Как и везде. Им было за что бороться, и у них был праздник 1 мая, когда говорилось, что бороться за свои права – это хорошо. Но дальше начинались проблемы. Однако, если при этом борцы за права и страдали они могли утешать себя тем, что уподоблялись тем рабочим, которые пострадали 1 мая при борьбе за свои права.
            Советское государство стояло на очень непрочном основании. Как должна относится нормальная власть к празднованию события, когда «власть была неправа»? А Советская власть такой день сделала государственным праздником.
            1 мая остается праздником и в постсоветской России, называясь «Днем весны и труда». Но всем прекрасно ясно, что это праздник «красных», которые в этот день устраивают свои демонстрации. Это праздник революционный. А отношение к революционным праздникам зависит от отношения к революциям.
            Особенно это касается главного государственным праздника СССР - Дня Октябрьской Социалистической Революции, который праздновался 7 ноября. В постсоветской России его недавно официально еще называли «Днем примерения и согласия». Что, в лучшем, случае вызывало улыбку. Потому что в этот день, ни о каком примирении и согласии не приходилось говорить. Каждый год в этот день россияне делились на тех, кто положительно относился к 7 ноября и тех, кто к ним относился отрицательно.
            И, в принципе его отмена не может не радовать.
            Уже немало исследователей (И. Шафаревич, И. Шишкин и др.) обратило внимание на параллели между 1917 годом и 1991 годом. Такие параллели, как правило, очень раздражают и «левых» и «правых». Но сходство есть, и у этого сходства, вероятно, есть причины.
            В обоих в случаях пришли люди симпатизирующие врагу нашего государства. Большевики сотрудничали с немцами, «демократы» симпатизировали американцам. И те и другие считали возможным бороться с родной страной если у нее «неправильное» социальное обустройство. И те, и другие разваливали страну по требованию противников России. Есть такое выражение «от Беловежской Пущи недалеко до Бреста». Есть немало общего между «Брестским миром» и «Беловежскими соглашениями». Передел собственности он же «беспредел». В обоих случаях власть не любила патриотов. Подвергался дискриминации термин «русский».
            Многие люди, в том числе и коммунисты, совершенно справедливо возмущаются событиями 1991 года. Но ведь многое то же самое было в 1917 году и позже. В СССР официально говорили, что события 1917 года были положительными. События повторились, и люди смогли убедиться в их «положительности». И это гораздо серьезней, чем может показаться. И дело даже не в мистике.
            Еще тут можно вспомнить неплохую фразу, которую я слышал в юмореске Задорнова: «А помнишь, обещали, что денег не будет…». Как говорится, за что боролись на то и напоролись. Теперь очень многие митинги коммунистов сопровождаются «буржуазными» лозунгами о требовании денег. Пенсионерам, бюджетникам, и т.д. и т.п. Лозунги-то конечно в большинстве своем справедливы. Но стоило ли раньше объявлять другие лозунги, которые в результате «сбылись»?
            Нет, конечно денежные поощрения были. И выдающимся деятелям искусств платили больше чем рядов гражданам, и людям занимающим более высокие и ответственные должности. Потому что, чем больше ответственность, тем больше должна быть зарплата. Но при этом параллельно говорилось что «история показывает», что богатые это люди «плохие», а небогатые вообще и бедные в частности люди «хорошие». А мы ведь хотим быть хорошими.
            Читал в задачах Григория Остера примерно следующее. «В пионерском лагере все мальчики мечтали повторить подвиг Павлика Морозова. Но Х мальчиков не могло его повторить, потому что их воспитывали матери-одиночки. Сколько мальчиков могло осуществить свою мечту, если всего в лагере было Y мальчиков». Здорово! Шутка конечно, но в каждой шутке есть доля правды. И тут не важно, что на самом деле было в семье Морозовых (Павлик вроде лишь был вызван в суд качестве свидетеля). Тут важен образ. Как буде влиять на жизнь в семьях положительный образ доносчика на отца. «Сдайте отца государству и уподобитесь герою. А может и о вас потом будут говорить.» А ведь семья это основная ячейка общества. Надо выбирать, чему учить.
            И чему учит 1917 год? В 1917 году была революция, и это было «положительное событие». «Революция это хорошо». Товарищ Ленин был революционером. А Ленин, подобно фараону увековеченный в Мавзолее, был для всех примером. В общем, если видишь что режим несправедливый, ты можешь его свергать. А кто будет решать, справедлив режим или нет? Ведь сам режим об этом не скажет. Ленин решил сам.
            Я помню, как в детстве очень любил «дедушку Ленина» и других революционеров и даже иногда представлял себя рядом с революционерами. Мечтал участвовать в их подвиге. И иногда огорчался, что время революций в России прошло, и я в них уже не поучаствую. Возможно, я был не один такой. Нам ведь читали книги о революционерах-подпольщиках. Иногда героями были дети. А иногда сам Ленин, который дурачил жандармов.
            И никаких мук совести я не помню. «Обманывать жандармов неплохо». Я так думал.
            Диссиденты-западники легко находили моральную поддержку в истории большевиков, которые были примерами для подражания. А власть некоторые из них обвиняли в «отступлении от ленинских идеалов», к которым они призывали вернуться.  То есть, они призывали вернуться к «достижениям» 1917 года. Так и получилось.
            И довольно забавно читать возмущения о незаконности «Беловежских соглашений» и игнорирования референдума «за сохранение СССР». Ведь революционная целесообразность важнее закона. Так думали большевики.
            Можно сказать, что диссиденты объявленные «антикоммунистами» были более последовательными коммунистами чем «коммунистическая власть». Не назовешь последовательными и нынешних коммунистов, которые упорно отказываются видеть сходства между большевиками 1917 года и «демократами» 1991 года. И никакие примеры им не помогают. Они упорно отрицают деструктивный характер деятельности Ленина. Они активно и упорно используют патриотическую риторику и образы красных вождей. Для них Ленин символ их государства, которому они служили. Но он же сказал, что государство это классовое общество, где меньшинство эксплуатирует большинство. Это все равно, что строить дом не песке.
            Впрочем, кое в чем нынешние коммунисты последовательны. Во-первых, в том, что они говорят неправду (намеренно или по неведению). В этом они продолжают деятельность своих предшественников большевиков, у которых ложь была одним из основных методов борьбы (что, кстати, отразилось даже в советских детских книжках). А во-вторых, они оказались в роли оппозиционеров, как и их предшественники. Они ругают  капиталистический режим, защищают «трудящихся», в общем, занимаются привычным для коммунистов делом. Если кто-то их них в детстве как и я мечтали быть революционерами и свергать капитализм, чтобы установить социализм, то у них мечта стала близка к реальности.
            Но их «оппозиция» тоже не совсем последовательна. Ведь их предшественники были террористами и подстрекателями к бунту, а они пытаются бороться законными методами.
            Конечно нельзя забывать и про такое явление как «редиска». Так когда-то Троцкий называл Красную Армию. Это означало «Красная снаружи, белая внутри». Это явление заслуживает отдельного исследования. Хочется надеяться, что люди «белые внутри» станут и «белыми снаружи».
            Вот говорят, во Франции празднуют день Революции. Но зачем нам с них брать пример? Французы действительно  романтизировали и героизировали революцию, до сих пор сохраняют бандитское песнопение в качестве национального гимна, а революционные цвета сделали национальным знаменем. Но, как заметил В.Л. Махнач, за это они расплатились на протяжении почти полутора веков тремя революциями, директорией, двумя империями, двумя рестaврированными монархиями, пятью республиками, генералом Буланже, вполне реальной гражданской диктатурой Леона Гамбетты, попыткой фашистского переворота. Короче, французов полтораста лет трясло, и только великий француз генерал де Голль дал Франции стабильность. Опасно героизировать революцию. Она может стать «традицией».
            В общем, отмена 7 ноября не может не радовать. Остается еще отменить 12 июня. Как заметил Шафаревич, это праздник тех, кто победил в 1991 году. Это символ их победы. То, есть этот день связан с революцией 1990 года. А зачем нам праздновать день революции? Неужели мы хотим, чтобы она опять повторилась. Да и название этого праздника забавное. «День суверенитета» или «День России». Неужели у нас история началась только 12 июня 1990 года. Нет, история России начинается гораздо раньше. И день России нужно искать в истоках. А то получается еще хуже чем при большевиках. Ведь по их мнению история «этого государства» начиналась в 1917 году, а по мнению радикалов-демократов только в 1990 году. А до этого история «тысячелетнего рабства». На колу мочало, начинаем сказку с начала. Надоело.
Не может не радовать день, которым «заменили» 7 ноября - 4 ноября «День национального единства». Это же день Казанской иконы Божией  Матери. Этот день связан с собранием ополчения Минина и Пожарского. В то время на Руси была смута, которой воспользовались поляки. И вот нашлись люди, которые решили навести порядок на Руси, покончить со Смутой и прогнать интервентов. Московское государство стояло на краю пропасти, но в этот день наступил перелом. Вскоре Смутное время закончиться. И ассоциируется этот день все-таки с окончанием Смуты.
            Что не может не радовать, так это то, что началось возрождение дореволюционных праздников. Ведь речь идет о событиях до Революции. Тем самым признается, что у России история началась раньше 20-го века (а не 1917 или 1990). Это один из символов возрождения России.
            Когда поляки захватили Москву, по сути была первая Отечественная война. Не случайно памятник Минину и Пожарскому был изготовлен вскоре после победы в Отечественной Войне 1812 года. Потому что чувствуются аналогии между тем, что происходило в начале XVII века и в начале XIX века. Можно сказать «традиция».
            Для полноты картины, думаю, не помешало бы ввести государственный праздник, связанный с Отечественной войной 1812 года.
Говорят, этот праздник ввели по политическим причинам, чтобы «замазать» 7 ноября. Но, какими бы мотивами при этом не руководствовались, дело все равно хорошее.
            Этот день может стать настоящим днем примирения и согласия. Потому что к Минину и Пожарскому относятся положительно представители и «белых» и «красных». Отечественная война объединяет.
            Ведь и Великую Отечественную Войну немало белых оказалось по одну сторону с красными. Потому что, хотя взгляды у них и были разными, Отечество было одно, и оно было в опасности.
            День Победы – это великий праздник. Гордость Советского Союза. Гордость России. Эта тяжелая Победа буквально освящает историю России советского периода. Советские люди благодаря ему могут думать, что жили не напрасно. Даже в то время было место для подвига. Этот день помогает не писать историю советского периода исключительно черными красками. Есть и другие для этого причины, но эта одна из самых известных.
            И не стоит здесь говорить о социалистической идее, или роли партии в Победе. Это была Отечественная война. Война за Родину. А идеология – дело десятое. Идеологии приходят и уходят, а Отечество остается.
            И вот что интересно. Назвав эту войну «Отечественной» советская власть «вспоминала» о дореволюционной истории. Ведь все вспоминали об Отечественной войне 1812 года. Говорилось об определенной традиции, находились аналогии. Подвиг советского народа в 1941-1945 сравнивался с подвигом российского народа 1812 года. И всем было ясно, что хотя тогда и была «царская Россия» а теперь «СССР», Отечество все равно одно, и история у этого Отечества одна. И начиналась эта история не 1917 году, а раньше.
            Недавно государственным праздником стал «День Защитника Отечества». К этому празднику можно относится двояко. Речь идет о пореволюционном событии - создании Красной Армии. Это праздник «красных». С другой стороны, эта Армия в конце конов выиграла Великую Отечественную Войну. И вообще это было первое что-то позитивное, что было сделано большевиками. До сих пор они только разрушали. Когда немцы вторглись в Россию, продолжать деструктивную деятельность стало накладно. Жить-то хочется. И большевики были вынуждены пойти на ряд мер. Российской армии к тому времени не стало (и не только большевики в этом виноваты). И была создана Красная Армия. Кажется в это время, Ленин впервые использовал слово «Отечество». Были произнесены знаменитые слова: «Социалистическое отечество в опасности».
            И все-таки у Российской армии огромная история. Неужели мы будем отсчитывать ее историю от 23 февраля 1918 года? Можно найти событие и пораньше. И кроме того, это немного напоминает «узкопрофессиональные» праздники. Стоит ли такие дни делать государственными праздниками? Впрочем, говорят, он был введен как «противовес 8 марта». «Мужской день» в противовес «женскому дню».
Ну а что можно сказать про женский день? С одной стороны это праздник «красного» или революционного происхождения. День «равноправия женщин». А ведь равные права могут быть только при равных обязанностях. У женщин всегда была обязанность рожать и воспитывать детей. А мужчины обязаны были работать и поддерживать семью. А еще воевать и защищать родину. Неужели женщинам так нужно право участвовать в тяжелых работах, и в войнах?
            А сейчас у женщин на Западе появилось право работать везде где только можно, и еще право… не рожать. Ведь работать и рожать и воспитывать тяжело. Рождаемость на Западе сейчас не очень высокая. И у нас кстати тоже. И, как замечено многими, в СМИ пропаганды  женщины как хранительницы домашнего очага, мягко говоря, не хватает. Более популярен образ «бизнесвумэн» или «бизнесменши».
            С другой стороны, традиции феминизма у нас не очень то приживаются. А женский день стал практически своей противоположностью. Это день «жены и матери». Праздник семейный и в принципе семью поддерживает. Мужчины дарят женщинам цветы, а не должности. И это не может не радовать.
            А все-таки нельзя исключать, что какая-нибудь феминистская партия поднимет 8 марта на свое знамя, и напомнит о корнях этого праздника, а которых сейчас мало кто вспоминает. К тому же вот что можно заметить. 7 ноября тоже практически превратился в свою противоположность. Антигосударственный акт стал государственным праздником. Но, как видели, негативное происхождение этого дня все равно сказалось. Что если с 8 марта произойдет (произошло) тоже самое? Как мы уже заметили, рождаемость в России все таки низкая. Хотя конечно «женский день» в этом не виноват. Но, так или иначе, женщинам нужно напоминать об их традиционных правах и обязанностях. А 8 марта скорее символ новых прав и обязанностей.
            К тому же он часто попадает на Великий Пост, что довольно неудобно для верующих граждан России. Кстати не может не радовать, что церковные праздники вроде Рождества или дня Казанской иконы Божией Матери становятся государственными. Это тоже один из символов возрождения России.
            Без прошлого нет будущего. События прошлого надо помнить. Скорбеть о днях горя, и праздновать дни радости.