![]() | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.
Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.
© П.М.Корявцев, 1995,2004,2005 гг.
© "Теория антисистем. Источники и документы", 2004,2005 гг.
Корявцев П.М.
ИНФЛЯЦИЯ И КРИЗИС ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Влияние коррупции госаппарата на рост инфляции.
// Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономики России. Роль коррупции госаппарата в росте темпов инфляции. СПб., 1995. 2-я редакция (1995, 2004-2005).
Содержание.
1.7.Соотношение роста цен по различным товарным группам
2.Кризисы докапиталистической эпохи
3.Особенности кризиса в России
4.Инфляция - худший из налогов
6.3.Специфика России. Борьба с коррупцией
7.Первоочередные антиинфляционные методы
Предисловие автора ко второй редакции
Эта небольшая работа была написана вскоре после относительной стабилизации российской экономики, ввергнутой в шоковое состояние «молодыми реформаторами» гайдаровского призыва и, соответственно, за три года до печально знаменитого кризиса 1998 года. Поэтому сейчас она имеет уже скорее историческое, нежели прикладное значение. Большое влияние тогда оказала курсовая работа Дмитрия Румянцева «Инфляция и кризис России», опубликованная в 1993 году и с тех пор получившая широкое распространение, в том числе и в электронном виде в сети Интернет. В частности, из нее была позаимствована общая структура изложения материала. Во второй редакции текст подвергся некоторой переработке, однако основные положения, даже оказавшиеся на поверку ошибочными, намеренно оставлены без изменений. В текст в ряде разделов внесены авторские комментарии и примечания (выделены курсивом).
Интересно, что за прошедшие годы как упомянутая курсовая работа Румянцева, так и данный текст стали объектами массового и систематического плагиата со стороны российского студенчества, что, конечно, может и не очень хорошо, но зато наглядно свидетельствует о популярности темы так сказать «в народе».
Переход экономики России на рыночные рельсы резко повысил значение денег, влачивших до того некое полувиртуальное существование. Проблемы денежного обращения стали основными как в практических мероприятиях по реконструкции экономики страны, так и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы и появление большого количества отечественных и зарубежных исследований на эту тему, актуальность их не уменьшается (то же самое можно сказать и через десять лет - прим. автора). Значительная стоимость анализа инфляционных процессов, большое число подлежащих учету действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показал опыт России, а также некоторых других т.н. "посткоммунистических" стран, переход на рыночные отношения без надлежащей подготовки всегда сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. В связи с этим интересно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции, или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение, или же причина кроется в сложившихся геополитических условиях (например, требованиях международных финансовых институтов - прим. автора) и т.д..
Очевидно, что в условиях «дико»-рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов, преступная недобросовестность отдельных руководителей высшего ранга усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы (что удивительно, по прошествии стольких лет не перевелись в России те самые «отдельные руководители», достаточно просто послушать выступления некоторых особо ответственных экономистов - прим. автора).
Опыт некоторых стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению баланса материальных и денежных потоков. Кроме того, наличие сформировавшегося слоя управленцев в период первоначального накопления капитала ведет к тотальной коррупции чиновников органов государственной власти и управления.
1.1 Что такое инфляция.
«Что ж, если в Портленд нет возврата
Поделим золото, как братья,
Ведь даже денежки чужие
Не достаются без труда.»
Б.Окуджава
От чего должно зависеть количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего от суммы цен товаров, которые предположительно подлежат реализации в течение определенного периода, например финансового года. Чем больше объем товаров в денежном выражении, тем больше требуется денежных средств для их реализации.
Для товарно-денежной системы, когда цены изменяются по законам спроса и предложения, всегда выполняется уравнение Ньюкомба-Фишера. Оно описывает ситуацию таким образом: действующая масса платежных средств, умноженная на скорость их оборота всегда равна произведению товарных цен на объем потребленных за этот период товаров и услуг. В условиях рыночного ценообразования, если объем товаров уменьшился, а денег столько же и темп их оборота (количество покупок) прежние, то для выполнения равенства подскакивают цены. То же самое происходит, если денег на руках становится больше, а товара столько же. В условиях отсутствия внешнего (государственного) регулирования это уравнение действует всегда.
Количество денег в обращении зависит также от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег за определенный период времени может обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.
Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, необеспеченных товарами, означает инфляцию в классическом понимании этого термина. Она приводит к росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс потребительских цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц (необоснованная эмиссия), и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса (как это было в СССР после Сталина - прим. автора), и поступление на рынок в массовом порядке товаров, не пользующихся спросом. Особенно характерно это было для России и СССР, поскольку производители привыкли работать в условиях монополии, порожденной сначала индустриальной отсталостью, а затем и централизованным планированием (вопреки распространенному заблуждению, дореволюционные монополии вроде Продамета, Продугля и т.д. в этом отношении мало отличались от советских трестов и объединений - прим. автора).
Инфляция - не только переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их девальвации. Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать экономику страны. От нее страдает государство, производство, кредитно-финансовые рынки, но больше всего страдают непосредственно люди. Во время инфляции происходит:
Инфляция по сути означает повышение общего уровня цен. Это конечно не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а некоторые - даже падать. Один из существенных моментов это то, что цены имеют тенденцию подниматься крайне неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен, учитывая то, что индекс цен определяет их общий уровень по отношению к определенному финансовому периоду.
Темп инфляции для конкретного финансового года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100 процентов. Для того, чтобы экономика не переживала острых инфляционных кризисов:
Первопричину инфляции условно можно предположить в трех видах монополий:
Эти три вида монополий связаны между собой и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения, причем первая из них лежит собственно в основе современных товарно-денежных отношений.
Причины инфляции могут лежать и вне государства, их можно искать в мировой финансовой политике, проводимой различными международными финансовыми структурами глобального масштаба в интересах тех или иных конкретных государств или даже групп лиц, контролирующих прямо или косвенно эти структуры.
Фатальная ошибка была сделана в 1988 году при Горбачеве. Был издан закон «О государственном предприятии(объединении)», который в корне менял принципы денежного обращения. Предприятия получали право часть безналичной прибыли перечислять в так называемый «фонд материального поощрения» (интересно, кого и за что собирались поощрять? - прим. автора) и обналичивать. Безналичная прибыль предприятий в СССР никогда не обеспечивалась потребительскими товарами, и безналичные деньги, хлынув на товарный рынок, катастрофически раздули денежную массу. Организованные позднее малые предприятия и кооперативы усугубили ситуацию вместо того, чтобы хоть частично сократить товарный голод. Благодаря заботе партии о здоровье народа в виде «борьбы за трезвость» в приходной части бюджета образовалась еще одна дыра, все это способствовало накачке необеспеченной товаром денежной массы. Самое удивительное, что некоторые из этих законодательных инициатив, как и позднее – при Гайдаре и Черномырдине - были предложены зарубежными кредиторами и даже были условием предоставления кредитов.
Различаются два базовых типа инфляции - инфляция спроса и инфляция предложения.
Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы или израсходованы непроизводительно. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров."
В современной России стабильное превышение денежной массы над товарной отчасти поддерживается помимо объективных факторов и действиями многочисленной армии коррумпированных чиновников, регулярно разоряющих казну как путем нерационального расходования средств, так и путем прямых хищений. Объемы хищений, совершаемых коррупционерами разных уровней, намного превосходят ущерб, наносимый экономике и финансам страны действиями различных бандформирований и примерно в 2-2.5 раза превышают имеющийся дефицит госбюджета. Естественно, что никакие реальные доходы государства не могут удовлетворить аппетиты коррупционеров, что и дает дополнительный толчок необеспеченной эмиссии.
Инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения может возникнуть в результате изменений издержек и предложения на рынке.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции – средние издержки при данном объеме производства, то есть отношение общих затрат на ресурсы к количеству произведенной продукции.
Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.
Одной из ощутимых и наиболее значимых причин роста издержек как производителей, так и продавцов продукции в России стал небывалый рост коррупции среди как чиновников госаппарата, так и среди руководителей государственных предприятий, являющихся по сути своей также государственными чиновниками. Мздоимство на всех уровнях муниципальной и государственной власти, необходимость содержать "нужных" государственных чиновников вынуждает заранее включать в стоимость любого товара как издержки суммы, выплачиваемые регулярно различным коррупционерам, что также сказывается на темпах роста инфляции. Кроме того, только в России приобрело колоссальный размах не собственно взяточничество, а вымогательство взяток госчиновниками, для которых взятки становятся основным источником доходов. Уклонится от дачи взятки в таких условиях практически нереально. Подобного разгула коррупции российская история не знала с момента окончания Смутного времени (существовавшая до того практика «кормления» подобного эффекта не давала, ибо чиновник при этом не создавал нагрузку на бюджет и кроме того, не требовалось дополнительных трат на саму организацию финансового обслуживания - прим. автора).
В число важных источников инфляции, обусловленной ростом издержек, входят увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию (отметим одно из основных требований наших закордонных «доброхотов» - приведение цен на энергоносители и электроэнергию в соответствие с ценами мирового рынка, то есть от России требовали и требуют принудительно раскручивать инфляцию - прим. автора).
Инфляция, вызванная повышением зарплаты, является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы (да, занятно, и где теперь те профсоюзы? - прим. автора). Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются большого повышения зарплаты, тогда этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Этот тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы.
Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения является следствием увеличения издержек производства, а следовательно и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию.
В реальном мире ситуация гораздо сложнее, чем простое разделение инфляции на два типа - инфляцию, вызванную увеличением спроса и инфляцию, обусловленную ростом издержек. На практике трудно разделить эти два типа.
Большинство экономистов-теоретиков считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. Инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, то есть либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Инфляция, обусловленная ростом издержек, порождает спад, а спад в свою очередь сдерживает дополнительное увеличение издержек.
В таком варианте развития событий коррумпированные чиновники, регулярно взымающие мзду с производителей и торговцев, в конечном итоге теряют источник дохода, побочным эффектом этого процесса является спад производства и потребления.
Сам факт инфляции - снижение покупательной способности денежной единицы, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно приобрести за эту денежную единицу, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность денежной единицы, однако ваш реальный доход или уровень жизни снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции.
Инфляция фактически грабит людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения (вот теперь мы и смогли увидеть, почему до сих пор не могут побороть эту самую инфляцию - прим. автора). Классическим примером являются пожилые супруги, живущие на пенсию или пособие, которые обеспечивают фиксированный ежемесячный размер номинального дохода.
Инфляция также ухудшает положение землевладельцев, получающих фиксированную ренту, потому что с течением времени они станут получать денежные единицы, имеющие меньшую стоимость. В российской практике таким землевладельцем является государство и муниципальные органы, то есть на бюджеты ложится дополнительная нагрузка, доходы перераспределяются отнюдь не в пользу бюджета. В не меньшей степени жертвами инфляции оказываются некоторые "белые воротнички", часть служащих государственного сектора, доходы которых определяются фиксированной тарифной сеткой, а также живущие на фиксированные доходы по социальному обеспечению и другие трансфертные доходы семьи.
Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в жизненно важных отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная зарплата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его (ага, щас, как же - прим. автора).
С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов. В частности, в России это относится к работникам небольших предприятий, на которых практически никогда не создаются профсоюзные организации (сейчас в России это относится практически ко всем, кто не стоит у какой-нибудь «сладкой кормушки» - прим. автора).
Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, государственные служащие высокого ранга, управляющие казенными предприятиями (в России как правило являющиеся еще и крупнейшими держателями акций своих предприятий), другие получатели прибылей.
Инфляция может также разорить владельцев сбережений. С ростом цен реальная стоимость или покупательная способность сбережений, отложенных на черный день, уменьшается. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справится с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами или обеспечить спокойный уход на пенсию. Подобный эффект мы имели возможность недавно наблюдать в нашей стране после т.н. "либерализации цен" и шоковой терапии "по Гайдару".
Если мы будем рассматривать темпы роста цен, то можем условно выделить следующие виды инфляции:
1. Умеренная. Цены растут не более чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах;
2. Галопирующая. Цены растут на 20-200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен (до сих пор в России не могут отойти от практики применения всевозможных У.Е. для расчетов - прим. автора);
3. Гиперинфляция. Цены растут астрономически, расхождение цен и зарплаты, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества.
Для России периода 1992-1994 годов было характерно опасное балансирование на грани срыва в гиперинфляцию. В настоящее время после активного вмешательства государства в финансовое и экономическое регулирование стало возможно возвращение к умеренным темпам инфляции (после прощания с «реформаторами во власти» в России инфляция стабильно балансирует на грани умеренной - прим. автора).
Некоторые экономисты считают, что умеренная ползучая инфляция, которая может сначала сопутствовать оживлению экономики (такой эффект наблюдался после известного кризиса 1998 года - прим. автора), потом нарастая как снежный ком, превратиться в более жесткую гиперинфляцию. Этот темп роста инфляции оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства и занятость. Дело в том, что когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценились, то есть чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены тратить деньги сейчас. Предприятия поступают так же, покупая инвестиционные товары. Возникает ажиотажный спрос. Поступки, диктуемые инфляционным психозом, усиливают давление на цены, и инфляция начинает кормить сама себя. Более того, поскольку стоимость жизни увеличивается, рабочие требуют и получают более высокую номинальную заработную плату. А профсоюзы стремятся к такому повышению заработной платы, которой хватило бы не только на то, чтобы покрыть прошлогоднее повышение цен, но и компенсировать инфляцию, которая ожидается в тот период, когда новый коллективный договор будет еще в силе. Зарплата и повышение цен подкармливают друг друга, и это помогает ползучей инфляции перейти к галопирующей. Подобный эффект мы имели возможность наблюдать в России в 1990-1991 годах, когда "павловские" реформы и забастовки шахтеров в конечном итоге вывели страну на новый виток инфляции.
Кроме разрушительных последствий для перераспределения, гиперинфляция может ускорить экономический крах. Жестокая инфляция способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен. Но несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того, чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности - ювелирные изделия, золото и другие драгоценные металлы, недвижимость, малодевальвируемые валютные ценности и т.д.
В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Владельцы предприятий не знают, какую цену на товары надо назначить, а потребители не знают, какую цену платить. Поставщики сырья хотят получить реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги. Кредиторы стараются избегать своих должников, чтобы не получать возвращенный долг в дешевых деньгах. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Производство и обмен со скрипом двигаются к остановке и в конечном итоге может наступить экономический, социальный и, очень возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускоряет финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. Она обычно связана с неразумной политикой правительства и его нежеланием проводить жесткие взвешенные экономические меры, направленные на обуздание инфляции, а также личной корыстной заинтересованностью отдельных членов правительства, представителей органов законодательной власти, муниципальных органов, в сохранении высоких темпов инфляции, позволяющих им исподволь перераспределять реальные доходы в свою пользу.
1.7 Соотношение роста цен по различным товарным группам.
Существует разные виды соотношения роста цен по признаку отношения к различным товарным группам - сбалансированная инфляция, когда цены различных товарных групп относительно друг друга неизменны, и несбалансированная инфляция, когда соотношение цен товарных групп изменяется в разных отношениях. Так, например, в 1992-1993 годах ограниченно росли цены на те товары и услуги, тарифы на которые регулировались государственными органами. Это создавало определенный дисбаланс, но зато несколько сдерживало рост инфляции, хотя опять же во многом за счет бюджета.
Также инфляцию можно подразделить на ожидаемую (планируемую) и неожиданную (в современной России инфляция планируется при составлении бюджета - прим. автора).
Инфляций и экономических кризисов не избежала ни одна страна. Даже самые тяжелые кризисы заканчивались, как правило, обновлением экономики и ее подъемом. Поэтому большинство исследователей рассматривают кризисы как переломный момент в научно-техническом, социальном, политическом и экономическом развитии. Исторические ситуации не повторяются однозначно, и поэтому даже собственный опыт нуждается в переосмыслении в сегодняшних условиях. Средства, которые помогли другим странам выйти из кризиса и преодолеть инфляцию, видимо, должны по-иному использоваться применительно к конкретной ситуации в России.
Прежде всего, необходимо по возможности наиболее точно поставить диагноз, какого вида инфляцию и кризис мы переживаем. Тогда можно будет оценить альтернативы выхода из сложившейся ситуации.
2. Кризисы докапиталистической эпохи.
"- Что делают эти люди?
- Они грабят твой город.
- Нет, они грабят не мой город,
они грабят тебя!"
Геродот.
В государствах докапиталистической эпохи основными причинами кризисов, характеризуемых инфляцией, были либо растрата казны в связи с войнами, содержанием войск, расходами правящих лиц и государственного аппарата - своего рода протокоррупцией; либо неурожаи в течение нескольких лет подряд, эпизоотии – для скотоводческих цивилизаций.
Подобного рода кризисы, обусловленные чрезвычайным дефицитом государственного бюджета или переключением народного хозяйства на удовлетворение военных нужд, потрясали многие страны, особенно те из них, которые участвовали в различных войнах. Однако, после наполеоновского вторжения в Россию, когда страна была наводнена фальшивыми ассигнациями, несмотря на перенесенную тяжелую войну состояние финансов было таково, что позволило возмездно изъять фальшивые ассигнации из обращения и уничтожить их. Для сравнения в современной России инструкцией Центробанка запрещено изъятие из обращения поддельных купюр достоинством 100, 200 и 500 рублей (это было сделано ввиду того, что стоимость их производства была уже намного выше номинала - прим. автора).
С формированием рынков товаров, капитала, труда - научно-техническое и социально-экономическое развитие стало периодически прерываться кризисами, вызываемыми нарушением воспроизводственных и межотраслевых пропорций. В данном случае инфляция бывает обусловлена отставанием темпов роста потребительской сферы от инвестиционной и более частными диспропорциями, влияющими на товарно-денежную сбалансированность.
Для экономики России по мнению министра экономики Е.Ясина товарно-денежная несбалансированность и диспропорции в развитии отраслей были присущи всегда (этот человек до настоящего времени руководит Высшей школой экономики - прим. автора).
Военные кризисы характеризуются открытым и сильным нарушением пропорций в пользу военных поставок и явным источником инфляции в форме правительственной эмиссии для покрытия военных расходов (только в СССР за счет специфики экономического управления удалось избежать эмиссионных проблем во время войны - прим. автора). Чеченские события не являются тут исключением.
3. Особенности кризиса в России.
"Бросая рублики, бегут республики
И вместо бублика у нас дыра..."
Студенческий фольклор.
Особенностью переживаемого сейчас страной кризиса является то, что он долгое время подавлялся централизованной системой директивного управления за счет экстенсивного использования природных и трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения цен, эмиссионного финансирования и т.п. В 1989-1991 г.г. эти источники сохранения внешнеэкономической нагрузки на хозяйство страны были исчерпаны. Попытки решить проблемы путем т.н. "перестройки" (метко обозванной кем-то из публицистов "катастройкой") командно-административной системы управления привели к распаду хозяйственных связей и замене государственного монополизма на корпоративный бюрократический и криминальный монополизм.
Диагностирование кризиса позволяет со стопроцентной вероятностью прогнозировать сценарий его развития и выхода из него. И наш, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что из подобного кризиса нельзя выйти без радикальной реорганизации экономики, без составления бездефицитного бюджета. В отношении денежной реформы и либерализации цен были альтернативы. Германия и Россия проводили формальную денежную реформу, а послевоенные Япония и Италия нет. Отказ от денежной реформы привел эти страны к гиперинфляции, которая на десятилетия понизила курс национальных валют, однако это не повредило дальнейшему развитию этих стран, низкий курс итальянской лиры и японской иены сохраняется и по сей день. Следовательно, альтернатива не состоит в выборе между денежной реформой и инфляцией.
В нашей стране либерализация ценообразования уже осуществляется в течение последних 25 лет. Сначала освобождались цены на продукцию машиностроения, затем на фрукты, овощи. В 1992 г. либерализация цен приняла лавинообразный характер.
Гипотетически можно рассуждать о том, что лучше было бы осуществлять либерализацию цен после формирования бездефицитного бюджета, конверсии и денежной реформы. Но поскольку либерализация цен стала уже фактом, задача состоит в этих условиях не столько в поиске и наказании виновных в подобном головотяпстве, сколько в сокращении расходов бюджета и в расширении производства товаров, в сведении к минимуму неоправданных финансовых и экономических потерь, в том числе и связанных с неуемными амбициями отдельных политиков или близорукостью чиновников, регулярно путающих свой частнокапиталистический карман с государственным.
Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей антиинфляционной и антикризисной мерой (удивительно, что «дипломированные экономисты» об этом не знают, или знают, но тщательно скрывают - прим. автора). Спрос на продовольствие мало эластичен по отношению к ценам и поэтому при их либерализации на сельскохозяйственную продукцию они могут быть очень высокими. Рост цен на продовольствие при большой доле затрат на него в доходах населения приводит к возрастанию доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссией. Гиперинфляция наступает именно тогда, когда в условиях спада производства допускается свободный рост цен на продовольствие. Поэтому неоправдан подход к приватизации в сельском хозяйстве как к средству выхода из кризиса без решения проблем бездефицитного бюджета, конверсии (скорее – диверсификации военного производства - прим. автора), структурной перестройки, ликвидности денег и т.п. Заинтересованность в скорейшем решении вопроса о частной собственности на землю в таких условиях могут проявлять только две категории граждан - лица с высокими реальными доходами (фактические владельцы крупных предприятий, т.н. "бандиты", финансовые дельцы, экспортеры сырья, импортеры товаров и продовольствия), желающие защитить свои сбережения от инфляции путем приобретения земли, и муниципальные коррупционеры, собирающиеся погреть руки на распродаже бывших казенных земель.
Либерализация цен и доходов будет сопровождаться умеренной инфляцией при расширении поставок товаров, но никак не при сокращении товарной массы. В этой связи актуальны следующие вопросы: создана ли конкурентная среда для либерализации цен, есть ли условия для перелива капитала в производство дефицитной продукции, какую роль может играть конверсия в создании рыночной структуры экономики? Либерализация цен в рыночной экономике не означает любую свободу ценообразования, а лишь свободу, обеспечивающую конкуренцию производителей, оптового и розничного звеньев (похоже, что Гайдар об этом не догадывался - прим. автора). Утверждения о том, что при рынке нет понятия спекуляции, лишены оснований. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное или прямо антиспекулятивное законодательство, которое запрещает спекуляцию в формах, наносящих ущерб производителям продукции путем монопольного взвинчивания цен. Эти законы применяются во всех рыночных учреждениях. В международной юридической практике существует также такое понятие как "недобросовестное предложение", подразумевающее предложение на реализацию товаров или услуг по ценам, заведомо значительно превышающим сложившиеся на рынке. В условиях современной России "недобросовестное предложение" в адрес бюджетных организаций по сути своей является завуалированной и труднодоказуемой формой хищения государственной собственности или бюджетных средств, причем зачастую организаторами и соучастниками такого рода хищений выступают должностные лица соответствующих бюджетных организаций. Когда такое явление становится массовым, оно начинает существенно влиять на темпы роста инфляции.
Преобладание ранее государственных поставок обусловило у нас действие экономических отношений в хозяйственной сфере по законам классического монополизма. На предприятиях путем приписок, ухудшения качества продукции, вымывания дешевого ассортимента, а в оптовой и розничной торговле за счет порчи дешевых товаров и припрятывания дорогих создавался и воспроизводился искусственный дефицит. На него устанавливаются монопольно высокие цены как теневого рынка, так и государственных каналов реализации.
Конкурентная среда должна создаваться на основе всемерного расширения предпринимательства и производства. Пока предпринимательство у нас носит характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения, тесно сращено с криминальными структурами. Инфляционными способами рыночные структуры накопили уже миллиардные средства. Но этот процесс не может продолжаться длительный период. Либо инфляционный коммерческий капитал примет активную форму инвестиций в производство (в первую очередь дефицитной продукции), либо наступит гиперинфляция, и относительный товарный дефицит перейдет в абсолютный.
Создание товарных рынков связано с переходом от государственно-монополистических структур к конкурентным. Сейчас в России ни в одной отрасли предприятия не несут экономической ответственности за удовлетворение спроса (и спустя пятнадцать лет ситуация не сильно изменилась - прим. автора).
Даже в агропромышленном комплексе, где очевидна связь с конечным потреблением, преобладание государственных поставок позволяет при больших ресурсах продукции иметь ее устойчивый дефицит, однако именно здесь государственное вмешательство в экономику наиболее важно для сдерживания инфляции.
В промышленности положение усугубляется тем, что большинство предприятий вообще не работает на рынок, либо выпускает продукцию, выгодную в производстве, но неэффективную или даже ненужную для использования. Монополистические отношения характерны также для энергетики, транспорта, связи, строительной сферы обращения. Так, например, ГТС Петербурга, являясь абсолютным монополистом в области предоставления телефонной связи, после либерализации цен ввела более 40 различных дополнительных тарифов, в том числе и нигде в мире более не встречающийся тариф за ожидание соединения с абонентом и тариф "за использование телефонных линий в качестве линий связи". Подобные тарифы живо напоминают описанные Джанни Родари в его замечательной книге "Чипполино" введенные принцем Лимоном налоги на дождь, град и ветер с громом и молнией (к сожалению, практика экономически необоснованных поборов стала в России систематической. Достаточно например вспомнить введенный в том же Петербурге дополнительный коммунальный сбор «на уборку придомовых территорий» - как ничего не убирали, так и не убирают, а немалые средства исчезают в прорве ЖКХ, отягощая и без того не слишком радужную инфляционную перспективу - прим. автора).
4. Инфляция - худший из налогов.
"К счастью, строгость российских
законов смягчается необязательностью
их исполнения..."
Н.Соротокина, писатель-прозаик.
Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц. В экономической литературе используется даже такой термин "инфляционный налог", это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде всего физические лица с фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда).
К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы. Превышение расходов над доходами, появление дыры в государственном бюджете, масштабная эмиссия пустых денег, переполнение каналов денежного обращения и бурный рост цен - все это ярко наблюдается в периоды войн, революций, других социально-экономических и политических катаклизмов.
Рост денежной массы в России в 1992 г. в 16,9 раз свидетельствует о том, что гиперинфляция в нашей стране являлась реальностью (интересно, что и тогда, и в 1998 году девальвация опережала реальную инфляцию - прим. автора).
Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики, между промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.). Сюда же можно отнести и значительную милитаризацию экономики, вызванную в том числе и внешнеполитическими причинами. В результате в экономическом организме давно нарушился обмен веществ.
Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя, изредка - при помощи "добровольно-принудительных" государственных займов. Потом ситуация резко изменилась. В результате изменения ситуации на международном рынке энергоносителей резко сократились валютные поступления и, соответственно, импорт, уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (компания борьбы за "всеобщую трезвость"). Одновременно были развернуты широкие социальные и индустриальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный – началось массовое обналичивание средств и перевод их в «серый» оборот. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1990-1991 г.г. вплотную подошли к гиперинфляции. Однако подобного развития событий еще можно было бы избежать, если бы не постоянный «реформаторский зуд» у отдельных граждан, дорвавшихся до управления экономикой.
Правительство не смогло (или не хотело? - прим. автора) сдержать опасные инфляционные явления. Они стали нарастать как снежный ком, питаемые спадом производства, все возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной экспансией коммерческих банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой денежной и банковской системы страны. В итоге мы получили то, что и должны были получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.
Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом США, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые принесла гиперинфляция.
"Вся ваша Россия - одно большое болото!"
Н.Соротокина, писатель-прозаик.
Некоторые говорят, что никакой гиперинфляции у нас не было, что нужно поддерживать производство и людей. Мол, нас пугают инфляцией, чтобы не давать денег на социальные программы и оказание помощи производителям. Другие считают, что и с гиперинфляцией жить тоже можно.
Между тем, гиперинфляция означает, что у нас нет надежды на подъем производства. Поэтому теряет всякий смысл формула: либо поддержка производства и жизненного уровня, либо подавление инфляции. При гиперинфляции падение производства обеспечено так же, как и при остром недостатке денег. Подобную ситуацию можно наблюдать сейчас в Латвии и Эстонии - катастрофическое падение производства при твердом курсе национальной валюты.
Причин тому много. Прежде всего нет надежной национальной валюты. Люди теряют стимул к производству, больше склоняются к мелкой спекуляции, проворачивают операции в короткие сроки, чтобы получить побольше денег и снова включить их немедленно в оборот. Потеря покупательной силы рубля в нашем положении означала натурализацию хозяйственных отношений, возвращение к бартеру.
В таких условиях естественно не только не наступил подъем производства, а продолжился его спад. Гиперинфляция опасна тем, что вызывает не краткосрочную, а длительную депрессию.
Инвестиционный голод длится в стране уже несколько лет, пожалуй с 1989 года началась открытая нехватка вложений. Инвестиций выделяется меньше, чем необходимо даже для простого воспроизводства, и они используются все хуже, в том числе и вследствие достигнутого небывалого уровня коррумпированности чиновников органов государственной власти и управления, ведающих выделением казенных инвестиций и контролем за их использованием. Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность падала, и реальный прирост капитала снижался.
Между инфляцией и гиперинфляцией есть некая техническая граница - условно это 50 процентов в месяц. Механизм экономической жизни таков, что инфляция имеет тенденцию распространяться от центра по всей стране, как волны от брошенного в тихий пруд камня. При этом одно из свойств инфляционного процесса - тяжело проходятся первые его 25 процентов, путь к ним кажется длинным. Набрать вторые 25 процентов куда как легче, оставшиеся полпути становятся короче. Достаточно каких-либо психологических факторов, изменения настроения покупателей, производителей, финансистов и т.д., которое носится в воздухе, чтобы ускорить инфляционное движение.
На вспышку инфляции, рост потребительских цен большое влияние оказали в том числе и чисто психологические факторы. Они являлись следствием политических событий в стране. Достаточно было пройти седьмому Съезду, отправить в отставку Е.Гайдара, назначить В.Черномырдина премьер-министром (когда не было известно, какую линию он станет проводить, но все знали, что он производственник и захочет, наверное, спасать производство), чтобы у людей создалось определенное впечатление.
Так что с полным основанием можно сказать, что гиперинфляция - это явление прежде всего поведенческое. Можно не достигнуть критических 50 процентов, остановиться на 30, а гиперинфляция уже налицо. Можно дойти и до 60 процентов, а состояние нельзя назвать гиперинфляцией. Собственно, гиперинфляция наступает на самом деле, когда наблюдается характерное для нее поведение. Основной сигнал - бегство от национальной валюты. Если даже бешенные цены перестают отпугивать покупателя, то гиперинфляция началась.
Особого упоминания в связи с гайдаровской гиперинфляцией, помимо совершенно патологической эмиссии денег, заслуживает так называемая «первичная приватизация». Во всем мире государство путем приватизации избавляется от малорентабельных активов с тем, чтобы снизить нагрузку на бюджет. В России же (и не только) при Гайдаре и Чубайсе под приватизацию в первую очередь попали наиболее прибыльные предприятия, приносившие ощутимые доходы в бюджеты всех уровней. Надо ли напоминать, что предприятия были реализованы зачастую за совершенно анекдотические деньги и при новых «хозяевах» доходы бюджета от этих предприятий не только не выросли, но и в большинстве своем совсем сошли на нет – предприятия были или просто банально разворованы, или же, даже при успешно развивающемся производстве, стали хроническими должниками перед бюджетом. Хороший удар по бюджету нанесла и отмена государственной монополии на спиртное. Таким образом, не только велась совершенно вредительская эмиссионная, финансово-кредитная и ценовая политика, но и искусственно всеми доступными способами усугублялся дефицит бюджета. Все это не могло не привести к гиперинфляции и совершенно непонятно, почему дипломированные экономисты этого не осознавали. В том же ключе развивалась и ситуация с «иностранными инвестициями» - все эти «инвесторы» приобретали предприятия либо с целью их последующего закрытия, дабы устранить с рынка опасного конкурента, либо с целью в кратчайшие сроки снять максимум прибыли путем эксплуатации доставшихся по наследству от «проклятых коммунистов» основных фондов и опять же ликвидировать предприятие. Никто из них не собирался реально что-то вкладывать в экономику бывших республик СССР и в результате инфляционная ситуация от таких «инвестиций» только ухудшалась. Сказался тут и массовый бесконтрольный вывоз капиталов за границу.
Правительство каждой страны, находящейся в экономическом кризисе, должно в первую очередь проводить антиинфляционную политику. При этом крайне желательно, чтобы правительство, одной рукой борясь с инфляцией (в том числе и за счет простых граждан), другой рукой не усугубляло ситуацию в экономике своими непродуманными или даже своекорыстными эгоистичными действиями. Методы борьбы с инфляцией могут быть как прямыми директивными, так и косвенными.
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком (регулируя собственно денежную массу не следует забывать, что государственные ценные бумаги это тоже по сути деньги – и те, и другие эмитируются государством);
2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком, при этом в условиях борьбы с инфляцией необходимо поддержание жесточайшей финансовой дисциплины;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Именно эти меры были использованы Центробанком России под управлением Т.Парамоновой для обуздания инфляции в 1995 году.
Прямые методы регулирования покупательной способности национальной денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (в том числе и по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы (эта мера должна сочетаться с поддержанием жесткой фискальной дисциплины, иначе зарплаты «уходят в тень»);
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
К подобного рода мерам прибегать в России не рискуют, считая их почему-то «нерыночными», хотя все остальные страны «с рыночной экономикой» с успехом их применяют.
6.3 Специфика России. Борьба с коррупцией.
"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
Россию не разворовать -
В Россию можно только верить!"
Фольклор.
Высокий уровень коррупции в органах исполнительной и законодательной власти традиционен для России. Однако коррупция давно не имела такого размаха, который был достигнут в период перехода к рыночной системе хозяйствования. Впервые за долгие века существования Российского государства коррупция стала реально угрожать самому существованию страны и оказывать влияние на нормальное функционирование экономики. Подобного же уровня коррупция в России достигала только накануне событий Смутного времени и в период, предшествовавший падению самодержавия.
Ранее было описано, какими именно способами коррупция влияет на рост темпов инфляции как при инфляции спроса, так и при инфляции предложения. Фактор коррупции не подчиняется нормальным экономическим законам, поскольку корни ее лежат в сфере этносоциальных, а не экономических отношений, и это обстоятельство усугубляет сложность стабилизации экономической ситуации чисто рыночными методами. При этом бороться с коррупцией можно только жесткими карательными и политическими методами, реальных возможностей самоограничения коррупции не существует – она исчезнет только с гибелью пораженного ею государственного аппарата.
На сегодняшний день, пока коррупционеры имеют возможность в угоду своим корыстным интересам проводить на самом высоком уровне решения, выгодные лично им, но губительные для экономики страны, ни о каком снижении темпов инфляции не может быть и речи (яркий пример из недавних – введение так называемого обязательного страхования автогражданской ответственности. В результате страховые компании получили ничем не обоснованные миллиардные прибыли, а рост транспортных тарифов спровоцировал очередной виток инфляции, и все это под убаюкивающие увещевания правительства о борьбе с инфляцией – прим.автора). Кроме того, выше было сказано, что ряд коррумпированных государственных чиновников непосредственно заинтересован в ее росте как основе собственного благосостояния. Сейчас эти люди считаю себя хозяевами жизни, и не имеют ни малейшего желания превращаться в обычных скромных чиновников, коими они и должны быть при нормально функционирующей экономике. Бюрократические корпоративные интересы тут тесно переплетаются с интересами коррумпированных руководителей и интересами лидеров преступного мира. В любой более или менее развитой стране также существует коррупция, но в отличие от России даже только подозрение в коррупции автоматически влечет отставку чиновника. У нас же лицо, неоднократно уличенное в расхищении казенных средств может, как ни в чем не бывало, продолжать занимать руководящие посты и даже успешно продвигаться в правительственной иерархии, занимать высшие выборные должности. При сохранении такого порядка вещей вскрытие фактов коррупции становится бессмысленным, а борьба с коррупцией сводится к отлову мелких местных коррупционеров (или используется для сведения личных счетов – прим.автора), не способных реально влиять на положение экономики - и страны в целом, и отдельных ее регионов, хотя и наносящих стране ощутимый ущерб. Дополнительные трудности создает вполне понятное нежелание законодателей дать реальную юридическую базу для борьбы с коррупцией. По сегодняшний день (имелся ввиду 1995 год – прим.автора) единственным документом, хоть как-то регламентирующим борьбу с коррупцией остается президентский Указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".
Вследствие всего вышеизложенного есть основания полагать, что общепринятые методы оздоровления экономики неприменимы в сегодняшней российской действительности. Именно поэтому даже благие намерения различных международных организаций как правило приводят только к осложнению экономической ситуации в стране. Видимо без учета национальной специфики, в том числе и разгула коррупции, невозможна в принципе выработка адекватных мер противодействия росту инфляции.
7. Первоочередные антиинфляционные методы.
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов, исключающую возможность даже временного падения сельскохозяйственного производства:
а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая (подобная практика действительно была введена, и именно она, а не мифические «фермеры» и «инвесторы», позволила сохранить реальное сельскохозяйственное производство – прим.автора), государственная поддержка сельских хозяйств, работающих на удовлетворение потребностей рынка продовольствия;
б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы (в первую очередь – электроэнергию и энергоносители) на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств (сейчас эта мера уже неактуальна – прим.автора).
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль или налог с продаж, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли (некоторое время в России успешно сосуществовали налог с продаж и налог на добавленную стоимость, чего кстати, не было ни в одной другой стране. В результате почему-то отменили именно налог с продаж, хотя его собирать проще всего - прим. автора).
5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг (семейное предприятие госпожи Хакамады в качестве стимула не рассматривается – прим. автора). Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен (вот здесь обязательное страхование было действительно целесообразным, попутно это было бы действенной мерой против «фирм-однодневок» - прим.автора);
б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора. Собственно говоря, стихийно такие структуры уже давно возникли, необходимо просто легализовать их существование и оказать им необходимую государственную поддержку.
7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах (помимо прочего, это позволило бы избежать ущерба от массового фиктивного «возврата НДС» - прим.автора).
Окончившиеся неудачей попытки финансового оздоровления российского хозяйства как первого шага в осуществлении перехода к рыночной экономике только усугубили тяжесть финансового положения страны. Идея, заложенная в основу большинства т.н. "оздоровительных" программ, заключалась в приведении материально-вещественных и стоимостных пропорций в относительно равновесное состояние и осуществлении на этой основе либерализации цен. Непонятно почему предполагалось, что удастся избежать их стремительного роста.
Представляется, однако, что в основу данной идей была положена ложная посылка, поскольку равновесие при административно-управляемой и рыночной экономике достигается в различных точках экономического пространства и, соответственно, различными способами. Именно в этом видятся официальные причины неудач предпринятых мер по финансовому оздоровлению и того ухудшения общеэкономической и финансовой ситуации, которое имело место в 1991-1994 г.г., выразившегося в мощнейшем потоке инфляции.
Истоки инфляционных явлений коренятся
Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.
В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на разумном сочетании государственного регулирования и рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.
Борьба с коррупцией в органах государственной власти и управления как с фактором, подстегивающим инфляцию, еще долгое время будет оставаться одной из важных частей как комплекса антиинфляционных мер, так и мер по оздоровлению и реформированию экономики страны.
1. К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю. Экономикс. М., 1992.
2. А.Амосов. Инфляция и кризис: пути выхода. М., 1992.
3. С.И.Лушин. Откуда взялась инфляция?
// "Финансы", N9, 1992.
4. Д.Воронин. Инфляция - худший из налогов.
// "Дело", N2, экономическое приложение к газете "Российские вести".
5. В.Е.Маневич, В.Л.Перламутров. Об инфляционной политике.
// "Финансы", N8, 1993.
6. Д.Румянцев. Инфляция и кризис России. М., 1993.