Библиотека сайта
Статьи и книги
Документы
Лирика
Полезные ссылки
Студентам и аспирантам
Внимание, розыск!
Гостевая книга
Форум
Блог
DokuWiki
AntiSysWiki

Поиск по сайту:


Режим: "И" "ИЛИ"
Общий поиск по сайту, вики-разделам и форуму:
Гугель-поиск:
Locations of visitors to this page
free counters

Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© А.П.Андросов, 2009 г.

© "Теория антисистем. Источники и документы", 2009 г.

 

Александр Павлович Андросов

//Андросов А.П. Добрым молодцам урок. М.: 2009.

На правах рукописи

Добрым молодцам урок.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам..........

 


Пушкинские строки из “Песни о вещем Олеге” в России известны каждому с детства. В своё время в четвёртом или пятом классе и мне пришлось познакомиться с этим стихотворением. И всё бы ничего, но у меня появился вопрос: почему А.С. Пушкин назвал хазар (это во времена А.С, Пушкина их именовали хозарами, а ещё раньше козарами) неразумными. Первым пришёл в мой детский ум ответ: неразумными хазары названы за то, что совершили на Древнюю Русь буйный набег. Моя учительница только подтвердила эту детскую догадку, равно как и все остальные в последующем. В институте ни русская, ни какая-либо другая литература не изучалась, но были знакомые студенты с филологического факультета университета. И они дружно подтверждали моё детское объяснение, утверждая, что это не только их мнение, т.к. за разъяснениями обращались к своим преподавателям, имевшим профессорские звания.

Вскоре вышел в свет 28 том БСЭ. И там по поводу хазар было написано: “хазары – кочевой тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV в. н.э.). В 60-х гг. VI в. хазары были покорены Тюркским каганатом. С середины VII в. создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых народов. Хазарский язык известен лишь по собственным именам, встречающимся в древне-еврейских, арабских и европейских источниках и по одной надписи енисейско- орхонскими буквами в древне-еврейском письме”. С привлечением других источников по данному вопросу можно было узнать, что Хазарский каганат, раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VII века на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. Во второй половине VII в. хазары подчинили часть приазовских булгар и севиров в прибрежном Дагестане, а к началу VIII в. уже владели всем Северным Кавказом, Приазовьем, большей частью Крыма и степными территориями до Днепра.

Потом появились работы Л.Н. Гумилёва. Из них следовало, что между этносами существует различные виды контактов. Результат контакта между хазарами и пришедшими в их земли из Персии и Византии иудеями Л.Н. Гумилёв охарактеризовал как “этническую химеру”. Известно, что химера – мифическое существо с головой льва, телом козы и хвостом дракона, т.е. представляет из себя противоестественное смешение несовместимых признаков. По отношению к этническим контактам химера - это форма контакта несовместимых по культурно-этическим и психологическим свойствам этносов, при которой один из них, как правило, более малочисленный, паразитирует за счёт другого этноса, разрушая его своеобразие, навязывая чуждые стереотипы поведения, вытесняя его членов из наиболее привлекательных видов деятельности, используя их исключительно для своих эгоистических целей, и нещадно эксплуатирует ресурсы ареала обитания чужого этноса. Как правило, этот вид этнических контактов приводит к исчезновению одного из этносов, либо паразита, либо эксплуатируемого. Первый может быть безжалостно истреблён в ходе восстания эксплуатируемого этноса, доведенного до отчаяния, если в его массе находятся вожди, способные объединить угнетаемый этнос и возглавить борьбу. Однако, если такие вожди не находятся, то эксплуатируемый этнос может потерять веру в свои силы и дойти до состояния, при котором он будет не в состоянии защищаться при малейшей внешней угрозе. Согласитесь, что это чисто научное определение данного типа этнических контактов, с одной стороны, исчерпывающе, но, с другой стороны, явно недостаточное, поскольку в нём совершенно отсутствуют конкретные детали жизни отдельных людей, принадлежащих к различным этносам, живущим на общей территории, и вынужденных, в силу этого, ежедневно вступать во взаимоотношения на различных уровнях. Ведь ощущения человека, как биологической особи и социального субъекта, обуславливаются существующими в социальной системе правилами и законами, регулирующими поведение людей в первую очередь на первичном, повседневном, бытовом уровне.

Нужно сразу оговориться, что, несмотря на множество работ по истории хазар, как древних, так и современных, появившихся особенно во второй половине ХХ века, выстроить в строгой последовательности исторические события, протекавшие на территории Хазарского каганата, не представляется возможным, т.к. чисто хазарских письменных источников практически нет. В своей книге «Открытие Хазарии» Л.Н. Гумилёв опубликовал не только результаты своего участия в добывании артефактов по этому вопросу на территории низовьев Волги, Северного Кавказа, Придонья и Крыма, но и привёл труды наиболее известных исследователей, опубликованных к 70 гг. прошлого века. Пользуясь этими источниками, в обобщённом виде по данному вопросу можно сказать следующее:

Хазары являлись древним автохтонным народом, жившим в дельте Волги и других рек, впадавших в Каспий. Поскольку уровень моря в то время был на восемь и более метров ниже современного, размеры их дельт были очень большими. Жаркий климат, существовавший в те времена, превратил их в субтропические джунгли, труднодоступные для степных кочевников. Пока последние прокатывались по степным водораздельным пространствам, хазары внутри недоступных буйных зарослей успешно плодились, что к VI веку вынудило их выйти из речных дельт и начать заселение степной части, но единого государственного образования у них не было, хотя вопрос о его создании стал злободневен. Однако по каким-то причинам им не удалось достичь согласия по этому вопросу. К этому времени Тюркский каганат разделился на Восточный и Западный. В Западном началась междоусобица, в которой хазары поддерживали одну из партий. После её поражения они приняли убежавшего царевича и, на свою беду, провозгласили его своим царем - хаганом. Естественно, что хаган привел значительное количество своих приближённых, которые составили большинство знати в новом государственном образовании. Так хазары получили первый опыт господства чужаков. В это же время из Персии на Северный Кавказ бежала многочисленная иудейская диаспора, поддержавшая перед этим Маздака. Этот высокопоставленный персидский вельможа возглавил политическое течение, которое считало несправедливым концентрацию несметных богатств в руках шаха и его приближённых, в то время как большинство простых людей нищенствовало. Маздак арестовал шаха Кавада и провозгласил уравнивание имущества. К нему, на свою беду, примкнула значительная часть иудеев, которые появились здесь после разрушения Вавилона за много веков до этих событий. Они не сливались с местным населением и, по этой причине не инкорпорировались в местную элиту, хотя богатства иудейской верхушки были соизмеримы с богатствами шахского окружения. Реформаторы, в числе которых иудеи заняли, по привычке, наиболее заметные места, явно перегнули палку, последовательно опуская планку древнего раскулачивания до просто более-менее зажиточных граждан. Но и это, вероятно, было бы терпимо, но Маздак в пылу своей деятельности в число равно распределяемого имущества включил и жён. Персы не могли с этим смириться. После того как Маздак был повешен (530 г.), поддержавшие его иудеи были вынуждены срочно бежать в другие земли. Большинство нашло приют в Византии, но часть из них пришла и к хазарам. Укрепившаяся после подавления этой смуты Персия ненадолго оккупировала Сирию и Египет. Жившие там иудеи, считавшие, что местное греческое население относилось к ним несправедливо, сочли этот момент подходящим для отмщения и стали чинить расправы над греками, за что и поплатились при византийском императоре Ираклии (628 – 629 гг.), когда персы были оттуда изгнаны. Иудеи вынуждены были спасаться и частично тоже бежали в Хазарию. К этому времени, как известно, на Ближнем востоке зародился ислам. Исламский халифат начал вести захватнические войны. Персия была покорена довольно быстро, и ислам без особых проблем проник в Среднюю Азию вплоть до Индии, а на западе до Испании. Воины Аллаха нападали и на Византийскую империю, но здесь их успехи были значительно скромнее. Тем не менее, иудейская диаспора и здесь не смогла уклониться от участия в событиях. Некоторая её часть, прельстившись на щедрую мзду арабов, стала им помогать, тайно передавая планы византийских крепостей и явно открывая их ворота в критические моменты сражений. После взятия крепостей арабы, как обычно в те времена, вырезали мужчин, а детей и женщин продавали в рабство. Арабам заниматься этим было недосуг, поскольку надо было нести народам слово Пророка, и они обращались к иудеям. Те же охотно выполняли эту посредническую миссию, имея неплохой гешефт. За что опять и поплатилась - при императоре Льве II Исавре (723 г.), когда на границах империи было достигнуто относительное спокойствие, они были изгнаны из областей Византийской империи, примыкавших к Арабскому халифату. Значительная их часть, опять же, перебралась на земли хазар. Здесь они очень быстро стали богатеть, поскольку Хазария лежала на пути из Китая в Европу, что позволило им занять стратегическое положение в оживлённой торговле по Великому Шёлковому Пути. В 735 году через Каспийский проход из завоёванной и исламизированной к этому времени Персии в Хазарию вторглись арабы и разгромили армию кагана. Каган и его приближённые, спасая себя, были вынуждены принять ислам, который, впрочем, не стал религией всего народа, а распространился только среди знати и небольшой части хазар. Видя всё это и наученные горьким многовековым и печальным опытом пребывания в диаспоре на землях многих народов, иудеи задумались. Вероятно, было сочтено, что главной ошибкой было то, что они, в силу основ своей религии, никогда и нигде не могли войти в национальную элиту тех народов, среди которых и в землях которых они жили. Несмотря на довольно интенсивное смешение с другими народами, благодаря приверженности к своим религиозным догмам, им всегда удавалось сохранить свою идентичность. Они успешно богатели, нередко добиваясь если не уважения, то благосклонности правителей, предоставляя им средства, но никогда не добивались дружеского расположения широких масс народов. Вероятно, именно поэтому они везде оставались чуждыми и вызывали у многих народов не лучшие чувства.

Но не все иудеи торговали. Были среди них и такие, кто самоотверженно сражался, защищая от врагов свою новую родину. Одним из таких был иудей по имени Булан (по-тюркски «Лось»), который за совершённые им подвиги достиг в Хазарии весьма высокого положения, заняв пост военачальника. Верхушкой иудеев этот момент, вероятно, был сочтён благоприятным. Нужно сказать, что к этому времени законы иудаизма в полной мере жившие в Хазарском каганате иудеи не знали и соблюдали лишь субботу и обрезание1. Поэтому для начала с помощью Булана, который принял имя Сабриэль, были приглашены учителя иудейского религиозного закона. Таким способом были восстановлены иудейские обряды в более полной мере, что, конечно же, упрочило единство среди всех групп иудеев. Затем был будирован вопрос о выборе веры. Религией хазар в это время был причудливый языческий культ соли, о чём речь пойдёт ниже. Эта языческая вера хазар в глазах их правящей верхушки была скомпрометирована как несовременная. Одновременно кагану и его приближённым были открыты глаза, что кроме ислама есть и другие достойные религии, например христианство и иудаизм. Наконец, каган решил “выбрать веру”. Для этого были отправлены приглашения в Византию и Халифат с просьбой прислать грамотных проповедников для того, чтобы они растолковали достоинства своих религий. Иудеев приглашать было не нужно, они были под рукой. Примерно в 740-746 гг. послы прибыли и состоялась так называемая “Хазарская полемика”. Её ход и окончательный итог христианские, мусульманские и иудейские источники толкуют в свою пользу. И все, вероятно, имеют для этого основания. Это связано с тем, что “выбор веры” в Хазарском каганате, скорее всего, осуществлялся неоднократно. По крайней мере, достоверно известно, что иудаизм выбирали дважды, в 740-746 гг. и в 845-861 гг. Об этом также говорит запись в одном из древних документов: “Царь хазар сначала был магом, (т.е. язычником2), потом мусульманином, потом христианином, а затем по проискам ловкого исповедника иудаизма принял иудаизм”. Нужно сказать, что к этому времени территория Хазарского каганата была весьма обширной. На востоке она частично включала территорию нынешнего Азербайджана и Ирана с большой численностью мусульманского населения, Закавказья и Крыма с преимущественно христианским населением, степной части севера и северо-запада, населённую славянами, которые были ещё язычниками, и центра, где проживало большинство иудеев. Так что между такими противоположными и непримиримыми конфессиями не могло не происходить жестокого соперничества.

Вначале в спор вступили христианский и исламский проповедники. Каган внимательно слушал и задавал различные вопросы. Спор окончился победой христианина. Лишь после этого в спор вступил раввин. Он не стал вдаваться в тонкости религиозных догм, а, адресуясь к кагану, высказался в том смысле, что лишь он один не представляет опасности для хазар, потому, что за мусульманами стоит калиф и его многочисленные корабли с зелёными парусами, за христианами стоит греческий василевс с крестом над своими армиями, а я, еврейский раввин, принесу лишь талес для молитвы. Полемика продолжалась ещё долго, причём в полемике приняла участие хазарская принцесса Атех, ещё один персонаж истории хазар, наделённый разнообразными мистическими свойствами. Но каган, смекнув, что и христиане, и мусульмане в случае избрания их веры смогут просто присоединить Хазарский каганат либо к халифату, либо к Византии, так что он, каган, окажется не у дел, но на словах прикрываясь заботой о простых хазарах, заявил, что раз деваться некуда, так уж лучше мы примем веру иудеев, поскольку у них столько войска, что оно всё может поместиться в храме или в одном свитке, заполненном их письменами. После этого был принят закон, что каганом может быть только человек, исповедующий иудаизм. Естественно, что вскоре им стал не хазарин, принявший иудаизм, а истинный иудей Булан - Сабриэль. В дальнейшем всё так и происходило. Само собой, что верхушка иудеев образовала вокруг кагана плотное кольцо, куда не допускались иноверцы. Поэтому дело ограничилось сначала иудаизацией хазарской верхушки, а потом господством собственно иудеев. Интересно, что на первый взгляд, всё это сопровождалось буквально разгулом демократии. Так каган не мог передавать свой титул по наследству, а избирался с помощью самых экзотических процедур. В исламских источниках процесс избрания описывается так: избранника начинают душить куском шелка до тех пор, пока дыхание его почти прервётся и тогда спрашивают: “Как долго желаешь править?” – а он отвечает столько-то. Если он умрет до этого срока, то избирают следующего, а если останется жив, то его убивают и только потом избирают нового. Причем, имущественное положение и родовитость кандидата не имеет никакого значения. Во многих источниках приводится рассказ, о том, что каганом чуть не стал юноша, торговавший хлебом на рынке, однако юноша оказался мусульманином, а место кагана мог занимать только иудей. Военная власть была в руках бека, который должен был иметь определённые заслуги и формально не подчинялся кагану, но последний всё же был верховной властью.

Всё это привело к тому, что иудеи, составлявшие незначительную часть населения Хазарии, на самом деле стали господствующей этнически-религиозной группой. И всё же соседство и прочные отношения с Византией способствовали распространению христианства среди простых людей. Это особенно усилилось в середине IX века, когда на территории Хазарии проповеди и крещение проводил сам равноапостольный Святой Кирилл (брат Мефодия и автор кириллицы). Византийской церкви было разрешено открыть 7 епархий. Примерно то же происходило и с исламом, с той лишь разницей, что мусульмане, как правило, появлялись на территории каганата либо в качестве завоевателей при набегах, либо как наёмники - помощники в борьбе с Византией или степными кочевниками. В том и другом случае после их ухода кроме отставших мусульман появлялось довольно много хазар, принявших ислам. Всё это привело к тому, что значение этих религий в общественной жизни хазар стало заметным, а в среде хазар распространилось такая веротерпимость, что жители по пятницам ходили молиться в мечеть, по субботам в синагогу, а по воскресеньям в христианскую церковь. Это не могло не встревожить правящую касту иудеев. Вероятно, это и привело к повторному принятию иудаизма в качестве государственной религии. Точный год этого мероприятия указать не представляется возможным, но судя по обстоятельствам жизни Святого Кирилла, он падает на 861. В отличие от первого акта принятия иудаизма его проповедник, Раби Исаак Сангари, опять же после того как христианский и мусульманский проповедники растратили свой пыл на борьбу друг с другом, сказал, что хазарам не нужно принимать новую веру, пусть они останутся в старой. В ответ на изумление присутствующих он заявил: “Вы не хазары, вы иудеи, поэтому вернитесь туда, где ваше настоящее место: к живому Богу своих предков”. После этого подробно изложил кагану своё учение, пока оно не было тем воспринято. Пришедший на трон новый каган иудей Обадия начал строительство синагог и школ, где началось широкое знакомство хазар с Торой, Талмудом и иудейским богослужением, т.е. был введен иудаизм раввинов.

Каганат постоянно вёл войны с окружавшими народами, в основном, с кочевыми. Спорадически, начиная с 862 года, когда на землю славян пришли варяги, велись военные действия и с Киевской Русью. В 909 и 910 гг. русские дружины под предводительством варягов дважды пытались пограбить западное (Абаскун) и южное (Мазандеран) побережье Каспия, но оба раза безуспешно. Наконец, в 913 году с разрешения хазарского кагана Вениамина более 500 кораблей русов прошли на юг Каспия и захватили огромную добычу, подвергнув грабежу побережье Гиляна, Табаристана и Ширвана. На обратном пути, отдав Вениамину условленную плату за содействие, они остановились на отдых в столице Хазарии Итиле. Наёмное войско кагана, видя богатую добычу, под предлогом отмщения за единоверцев - мусульман, попросило разрешения у Бениамина напасть на русов. Бениамин разрешил, естественно, за определённую мзду. В трехдневной битве, утомлённые походом и расслабившиеся на отдыхе русы были практически полностью истреблены. В 939 году князь русов Хельги (скорее всего в данном случае это не имя, а титул) разграбил хазарский город Самкерц (Тамань). Регулярное хазарское войско во главе с “достопочтенным Песахом” выбило их из города и, преследуя, взяло даже Киев, обложив население необычной данью, обязав сдать мечи, что выглядит странно, поскольку сами хазары в качестве оружия применяли сабли. Вероятно, это было первое разоружение Руси. Одну из этих стычек, вероятно, и упомянул и А.С. Пушкин.

Возмездие наступило в 965 г. Киевский князь Святослав Игоревич, спустившись по Волге, полностью разгромил Хазарский каганат, разрушив его столицы и крепости. Нужно сказать, что к этому времени иудейская верхушка Хазарии успела перессориться едва ли не со всеми соседствующими народами. Этому способствовало то, что собственно хазарам она не могла доверять. Поэтому для своей защиты она содержала наёмную армию. Кроме повседневной защиты правящей иудаизированной верхушки они должны были защищать торговые пути из Европы в Китай, а также обеспечивать безопасную доставку рабов со среднего течения Волги на Ближний Восток. Все эти дела были в руках иудейских купцов рахдонитов, что в переводе означало “знающих путь, где...”. Наёмники получали за службу очень высокую плату, что позволяло им жить безбедно. Но за это они должны были одерживать только победы. При поражениях, они не только не получали вознаграждение, но и наказывались вплоть до уничтожения. Ясно, что это можно было сделать руками других наемников из числа других народов. Поэтому наемное войско поочередно набиралось из дейлемитов, тюркютов, гузов, булгар, печенегов, русов и т.д. Естественно, что со временем такая практика отношений с наемниками не способствовала укреплению доверия. В связи с этим при появлении войск Святослава наёмная, на тот момент, исламская гвардия сбежала, собственно хазары не стали защищать своих угнетателей, и умело растворились в степи и зарослях дельты Волги, и иудеи вынуждены были противостоять сами. К этому они не были готовы и тоже постарались скрыться. Не успевшие бежать были безжалостно истреблены, особенно поддерживавшими Святослава в этом походе гузами и печенегами, помнившими былые несправедливости. После этого каганат как отдельное государство перестал существовать, а сами хазары, так и не получившие практики государственного строительства, были рассеяны и не оставили о себе ни письменных, ни культурных следов. Они как бы испарились. Судьбу хазарских иудеев некоторые исследователи видят в появившихся в средние века еврейских общинах на Балканах, в Австрии, Польше, Венгрии и Германии. Но это уже другая история. Нас же интересует судьба именно хазар как народа, неоднократно менявшего свою религию и допустившего по отношению к себе тип этнического контакта с чуждым этносом, названного Л.Н. Гумилёвым химерой. Вероятно, именно по этой причине А.С. Пушкин и назвал их неразумными. В самом деле, стоит ли противостоять внешнему нашествию, осознавая, что на собственной земле твоему народу уготована исключительно рабская доля, что становится ясно из нижеследующего текста.

В 2004 году издательство “Азбука-классика” выпустило книгу известного сербского писателя Милорада Павича “Хазарский словарь”, написанную им ещё в 1989 году. Тексты книги насколько интересны, настолько и трудны для восприятия, и требуют немалых усилий подобно математическим теоремам или законам физики. Но именно в этой книге мы находим полное объяснение “неразумности хазар”. Ниже следует изложение вопросов, затронутых выше, на основе текстов этой книги3.



КРАСНАЯ КНИГА

(Христианские источники о хазарском вопросе)

Христианские источники - это, в основном, греческие источники. Христианская вера в книге чаще именуется как греческая. Оно и понятно, Византийская империя, несмотря на пёстрый национальный состав, была по духу и по составу правящего класса, прежде всего греческой. Древние греки заселили эти земли, начиная с времени завоеваний Александра Македонского и основательно освоили во времена владычества Римской империи.

О происхождении хазар Теофан записал следующее: “Появился великий народ из самых удалённых окраин Берзилии, первой Сарматии, и завладел всей землёй, которая простиралась от Чёрного моря....”. В V веке хазары, вероятно, принадлежали к империи гуннов и назывались акатзирами. Святой Кирилл (создатель славянской азбуки – кириллицы) подчёркивал, что хазары относились к тем народам, которые славили Бога на своём, хазарском языке, а не на греческом, еврейском или латинском. Хазарское государство простиралось далеко на запад от линии Крым – Кавказ – Волга. Тень хазарских гор в июне падала на расстояние двенадцати дней пути в сторону Сарматии, а в декабре она простиралась на расстояние в месяц ходу на север. Приблизительно в 700 году хазарские официальные лица бывали на Босфоре и в Фанагории. Русские источники, такие как, например “Хроника Нестора”, утверждают, что племена, жившие к югу от среднего течения Днепра в IX веке, платили хазарам дань, которая исчислялась в шкурке белой белки или одном мече с каждой души.

Греческие источники указывают, что византийскому императору Теофилу было направлено из Хазарии послание в весьма экзотическом виде. Необычный вид этого послания в дальнейшем получил название “Великого пергамента”. Один из хазарских послов имел на своём теле вытатуированную хазарскую историю и топографию, изложенную на хазарском языке, но еврейскими буквами. В то время когда это происходило, хазары равноправно использовали в качестве азбуки своего языка греческие, еврейские или арабские письмена, однако если кто-нибудь из хазар обращался в одну из вер, ему приходилось выбирать и одну из трёх азбук, соответствовавших принятой вере. Те хазары, которые обращались в греческую веру, в ислам или принимали иудаизм, начинали коверкать свой хазарский язык так, что он уже мало походил на язык тех, кто оставался в первоначальной вере. Интересно, что в “Великом пергаменте” были записаны и события, которые к тому времени ещё не произошли, например, история о взятии Киева хазарским военачальником Песахом.

По поводу “избрания веры” существует легенда, что один хазарский каган, преуспев в ратном деле, на старости лет решил предаться спокойной мирной жизни. Больше всего он любил своих многочисленных жён и наложниц, происходивших из многих племён и исповедовавших различную веру. Из-за этой своей страсти, он захотел не только преклоняться перед жёнами, но и исповедовать их разные веры. Прослышав про это самые разные чужестранцы (греки, арабы, евреи) поспешили отправить своих посланников к кагану, стремясь обратить его в свою веру.



ЖЁЛТАЯ КНИГА

(Еврейские источники о хазарском вопросе)

Хазары – воинственный народ, с седьмого по десятый век населявший Кавказ. У хазар было мощное государство, флот на двух морях – Чёрном и Каспийском, ветров у них было столько, сколько рыбы в море, три столицы: летняя, зимняя и военная, а их годы были высоки, как сосны. Они исповедовали неизвестную в настоящее время веру, обожествляли соль, а свои храмы вытёсывали в подземных слоях соли или в соляных скалах на поверхности земли. Как свидетельствует Халеви (еврейский историк) иудаизм они приняли в 740 году, а последний хазарский каган Иосиф даже установил связи с испанскими евреями. После принятия иудаизма хазарское государство стало называться царством кагана, или каганатом, а первоначальное название хазарского царства, которое предшествовало каганату и создало его благодаря своим успехам в войне, исчезло. Считается, что иудаизм приняли только высшие круги хазарского общества - дворянство.

Хазарский каганат исчез бесследно, после того как русские войска под предводительством князя Святослава 970 году захватили столицу хазар и уничтожили их государство. После этого часть хазар смешалась с восточноевропейскими евреями, а другие с арабами, турками и греками, хотя в отдельных местах до 1939 года существовали небольшие группы населения, предположительно потомков хазар, но не сохранившие ни их языка и не исповедавшие их веру, а после второй мировой войны и они исчезли.

В их собственном государстве хазар неохотно называют этим именем, а стараются пользоваться каким-либо другим названием, избегая слова “хазар” (вероятно, хазароязычными). В районах, прилегающих к Крыму, где живут греки, хазар называют негреческим населением или греками, не присоединившимися к христианству. На юге, где есть евреи, их считают нееврейскими группами населения, а на востоке, где часть народа, населяющего хазарское государство, составляют арабы, хазар зовут неисламизированными жителями. Тех же хазар, которые приняли одну из чужих религий (еврейскую, греческую или арабскую), хазарами больше не называют, а относят их к евреям, грекам или арабам. При этом в тех редких случаях, когда кто-то из представителей некоренного населения переходит в хазарскую веру, его по-прежнему относят к прежней нации и не считают хазаром, он продолжает оставаться тем же, кем был до принятия новой веры, то есть греком, арабом или евреем. Так недавно один грек вместо того, чтобы сказать о ком-то, что тот хазар выразился следующим образом: “В каганате называют будущими евреями тех неприсоединившихся к греческой вере, которые говорят по-хазарски”. В хазарском государстве можно встретить учёных евреев, греков или арабов, которые очень хорошо знакомы с прошлым хазар, с их книгами и памятниками. Они отзываются о них с похвалой, их знания весьма подробны, некоторые из них даже пишут о хазарской истории, однако самим хазарам это не разрешено, они не имеют права рассказывать и писать книги о собственном прошлом.

Хазарский язык – музыкален; стихи, которые мне довелось слышать, звучат очень красиво, хотя я их не запомнил. В этом языке есть семь родов, то есть кроме мужского, женского и среднего есть ещё род для евнухов, для бесполых женщин (у которых род украл арабский шайтан), для тех, кто меняет свой пол, будь то мужчины, предпочитающие считаться женщинами, или же наоборот, а также для прокажённых, которые вместе со своей болезнью приобретают и новую особенность речи, которая каждому, кто вступает с ними в разговор, сразу же открывает их болезнь. Речь девочек отличается от речи мальчиков акцентом, так же отличается и речь мужчин от речи женщин. Мальчиков с детства учат арабскому, еврейскому или греческому, в зависимости от того, с каким из этих народов соседствуют хазары в той части страны, где живёт ребёнок. Поэтому в хазарской речи мальчиков можно услышать еврейское камеш, холем и шурек, большое, среднее и малое “у” и среднее “а”. Девочки эти языки не учат, поэтому их речь звучит по-другому, она более чистая. Известно, что перед исчезновением из истории какого-нибудь народа сначала исчезают его высшие, более культурные слои, а вместе с ними литература; остаются только сборники законов, которые народ знает наизусть. Всё это в полной мере относится и к хазарам. В их столице цены на проповеди на хазарском языке такие, что к ним не подступишься, а те, что написаны на еврейском, греческом или арабском, продаются почти даром, а то и просто раздаются бесплатно.

Интересно, что хазары, оказавшись за пределами своего государства, стараются скрыть, кто они такие, и скорее пройдут мимо своего соотечественника, не показав ему своего происхождения, чем признают перед ним, что говорят и понимают по-хазарски. В самой стране, в общественной и административной сферах, больше ценят тех, кто обнаруживает плохое знание хазарского языка, несмотря на то, что он является официальным. Поэтому нередко даже те, кто хорошо знает его, намеренно говорят с ошибками, иностранным акцентом, неестественной интонацией, извлекая из этого очевидную пользу. Даже в переводчики, например с хазарского на еврейский или с греческого на хазарский, берут таких, кто делает ошибки в хазарском языке – иногда по незнанию, иногда умышленно.

Судопроизводство по хазарским законам за одно и то же нарушение в той части страны, где живут евреи, полагается год-два каторги на галерах, в районах с преобладанием арабов – полгода, а там, где больше греков, - вообще никакого наказания. В центральной части царства, единственной, называющейся хазарским округом (хотя хазары составляют большинство населения во всех округах), за это же нарушение следует смертная казнь.

Поскольку в языческие времена (до принятия иудаизма) важнейшим религиозным символом у хазар была соль, этот факт буквально пронизывал всю жизнь хазарского общества. Например, буквы хазарской азбуки называются именами блюд, в которых используется соль, цифры носят название видов соли (хазары различают семь разновидностей соли). Не стареют только от солёного взгляда Бога, хотя вообще хазары считают, что старость – это результат действия взглядов как своих на собственное тело, так и чужих, потому что взгляды вспарывают и перепахивают тела самыми различными и убийственными орудиями, которые создаются страстями, ненавистью, намерениями и желаниями. Хазарская молитва – это плач, потому что слёзы принадлежат Богу – в них, как в ракушке с жемчугом на дне, всегда содержится немного соли. Иногда женщины берут платок и складывают его столько раз, сколько возможно, это тоже считается молитвой.

У хазар также есть культ сна. Считается, что тот, кто потерял соль, не может заснуть....

Поэтому сон в хазарской вере занимает важное место, именно во сне прошлое, заключённое в самом себе, приобретает немного свободы и новых возможностей.

Считается, что старые хазарские племена через каждые десять поколений становились кочевниками и каждый раз при этом превращались из военного народа в народ торговый. В одно мгновение вместо мастерства владения саблей или копьём они овладевали умением оценить, сколько звенящих дукатов или переливающегося серебра следует спросить за корабль, дом или пастбище. Есть много сомнений относительно причины этого, но наиболее убедительным кажется предположение, которое объясняет переселения циклом бесплодия всего народа, наступавшим как раз с такой периодичностью. Именно поэтому хазары были вынуждены кочевать – им нужно было сохранить себя и восстановить способность к продолжению рода. И стоило им, трясясь по дорогам, вновь обрести плодовитость, они возвращались на насиженные места и снова брались за копьё.

Хазарский каган не позволяет смешивать веру с государственными и военными делами. Он говорит: “Если бы у сабли было два конца, она называлась бы киркой”. Это касается не только хазарской веры, но и всех остальных религий – еврейской, греческой или арабской. Но когда едят из одной миски кто-то наедается, а кто-то остаётся голодным. Ведь и наша (т.е. иудейская), и арабская, и греческая вера пустили корни в других государствах, у наших соплеменников повсюду есть мощная защита, это же касается и других религий других народов, хазарская же вера существует только в одном государстве, у неё нет защиты и поддержки со стороны, так что, испытывая такой же нажим, как и другие религии, она страдает больше, в то время как они за счёт этого только усиливаются. Пример тому – недавняя попытка кагана сократить монастырские владения в стране и отобрать у каждой из представленных в стране Церквей по десять храмов. Ясно, что больше всего от этого пострадала бы Хазарская церковь, потому что у неё и без того гораздо меньше храмов и мест для молитвы, чем у евреев, арабов и греков. И такие вещи можно встретить на каждом шагу. Ещё один пример – хазарские кладбища буквально прекращают существование. В тех частях страны, где живут греки, например в Крыму, или евреи – в Таматархи, или арабы и персы, которых больше всего вдоль персидской границы, хазарские кладбища всё чаще закрывают, вешают замок на ворота, запрещают похороны по хазарскому обряду. Поэтому на дорогах можно видеть много трупов хазар – это люди, которые, почувствовав приближение смерти, отправились в путь, надеясь добраться до той части страны, где находится столица государства Итиль, и где ещё существуют хазарские кладбища. Душа уже в них еле держится, а впереди дорога. “Наше прошлое не очень глубоко, - жалуются хазарские священнослужители”, видящие всё это, “нужно ждать совершеннолетия нашего народа, нужно ждать, пока накопится достаточный запас прошлого, тогда у нас будет прочное основание для успешного строительства будущего”.

Интересно, что греки и армяне, живущие в хазарском государстве и принадлежащие к одной, христианской вере, постоянно ссорятся4. Между тем результат этих конфликтов всегда одинаковый, и он свидетельствует об их мудрости: после каждого столкновения и греки и армяне требуют для себя отдельных церковных зданий. А так как хазарское государство всегда даёт на это разрешение, из каждой ссоры они выходят укрепившимися, увеличив число христианских храмов, что, понятно, идёт во вред хазарам и их вере.



ЗЕЛЁНАЯ КНИГА

(Исламские источники о хазарском вопросе)


Устройство хазарского государства было довольно сложным, а его подданные делились на родившихся под ветром (хазары) и всех других, которые родились над ветром, то есть пришли в страну хазар из других мест (греки, евреи, сарацины или русы). Большинство населения царства составляли хазары, все остальные были представлены лишь небольшими группами. Административное деление царства, однако, было таково, что это почти не бросалось в глаза. Государство делилось на округи, которые там, где есть еврейское, греческое или арабское население называлось их именем, в то время как самая большая часть страны, в которой жили только хазары, была разбита на несколько округов под разными названиями. Таким образом, только один из этих чисто хазарских округов носил имя хазарского, остальные же имя и место в государстве получили на другой основе. На севере, например, был выдуман целый новый народ, который согласился отказаться от своего хазарского имени и хазарского языка и, соответственно, свой округ называл по-другому. С учётом всех этих обстоятельств и вообще незавидного положения хазар в их царстве, многие из них действительно отказывались от своего происхождения и языка, от своей веры и обычаев, скрывали, кем они являются на самом деле и выдавали себя за евреев, греков или арабов, считая, что таким образом больше преуспеют в жизни. На западе хазарского государства было немного греков и евреев, которые переселились из ромейской (византийской) империи. В одном из округов евреев было даже больше, чем всех других (после их изгнания из греческой империи), но такой округ единственный. Аналогично и с христианами в другом округе, где хазар называли лицами нехристианского вероисповедания. Общее соотношение в государстве между хазарами и греческими и еврейскими переселенцами оценивалось, приблизительно, как пять к одному, однако этот факт оставался в тени, потому что опросы и переписи населения проводились только по округам и не освещали общего состояния.

Количество посланников от каждого из округов при дворе было непропорционально размерам населения, которое они представляли, оно зависело от числа округов, из чего следует, что хазары, составляющие большинство населения страны, оказывались при дворе в меньшинстве. Продвижение по службе в такой ситуации и при таком соотношении сил было обусловлено слепой преданностью нехазарам. Достаточно было отказаться называться хазаром, и это сразу открывало дорогу при дворе и позволяло сделать первые шаги в карьере. Следующие шаги требовали антихазарской позиции и подчинения хазарских интересов интересам евреев, туркмен, греков, арабов или готов, как там называли славян. Почему это так – сказать трудно. Один арабский хронист IX века записал: «Один мой ровесник, хазар, сказал мне недавно странные слова: “До нас, хазар, доходит лишь часть будущего, самая твёрдая и неудобоваримая, с которой труднее всего справиться, так что нам приходится пробиваться сквозь него, как сквозь сильный ветер, боком. Это будущее состоит из забродивших отбросов, и оно, как болото, затягивает нас всё глубже и глубже. Нам достаются только заплесневелые и обгрызенные куски, только то из будущего, чем уже попользовались, что обтрепали и изгадили, а кто получает лучшие куски при общем дележе и растаскивании будущего – мы даже не знаем…”

Эти слова станут более понятными, если иметь в виду, что каган не допускал к власти молодое поколение, пока оно не достигало пятидесяти пяти лет, причём это правило действовало только в отношении хазар. Остальные продвигались быстрее, потому, что каган, считал, что те, другие, не представляли для него опасности ввиду своей малочисленности. В соответствии с правилами придворной жизни, должности в хазарской администрации не росли, а уменьшались в том случае, если освобождались теми, кто занимал их раньше какими-нибудь ровесниками кагана или инородцами. Так что когда через год-другой новому поколению пятидесятипятилетних хазар приходил черёд получать государственные должности, все они были заняты, или настолько теряли значение и вес, что не было никакого смысла на них соглашаться.

В хазарской столице Итиль было такое место, где два человека (это могли быть и совершенно незнакомые люди), пройдя один мимо другого, получали имя и судьбу этого другого и продолжали жить дальше, обменявшись жизненными ролями, как шапками. Среди тех, кто ждёт возле этого места очереди поменяться судьбой с другим, всё равно с кем, толпилось больше всего хазар.

В военной столице, которая находилась в центре наиболее населённой хазарами части страны, награды и знаки отличия всегда поровну распределяли между представителями всех групп населения: всегда одинаковое число наград доставалось и грекам, и готам, и арабам, и евреям, жившим в хазарском царстве. Это же касалось и русов, и других народов, да и самих хазар, которые награды и сопутствующие им денежные выплаты делили с другими на равные части, несмотря на то, что были более многочисленны. Однако в центрах южных провинций, где были греки, или западных, где поселились евреи, или тех, что на востоке – с персами, сарацинами и другими народами, награды и отличия присуждались только представителям этих народов, но никак не хазарам, потому что эти округи или провинции считались нехазарскими, несмотря на то что хазар там не меньше чем остальных. Так что в своей части государства хазары делят пирог со всеми, а в остальных частях никто не даёт им ни крошки.

Кроме того, хазары, как самые многочисленные, несли на себе основной груз воинской повинности, хотя среди военачальников все народы были представлены равноправно. Воинам говорили, что лишь воюющие достигают гармонии и равновесия, всё же остальное недостойно внимания. Итак, обязанностью хазар являлось поддерживать целостность всего государства и воевать за него, пока евреи, арабы, греки, готы и персы, жившие в Хазарии, тянули свой край одеяла на себя, а вернее, на те страны, откуда они происходили.

По вполне понятным причинам в случае военной опасности описанные отношения менялись. Хазарам предоставлялось гораздо больше свободы, на них смотрели сквозь пальцы, начинали воспевать их славные победы в прошлом, ведь они были прекрасные воины, копьём и саблей могли орудовать даже держа их ногой, рубить двумя саблями сразу, правая и левая рука у них действовали одинаково ловко, потому что обе с детства были научены воевать. Все же остальные, стоит только начаться войне, присоединялись к своим государствам: греки вместе с ромейскими войсками жгли всё на своём пути и требовали воссоединения с Грецией, с христианским миром, арабы переходили на сторону нашего халифа и его флота, персы выступали за отмену обрезания. Но после окончания войны всё это забывалось. Те звания, которые иностранцы получали на службе у хазарских врагов, признавались действительными и для хазарской армии, а хазарам опять приходилось довольствоваться производством окрашенного хлеба.

Окрашенный хлеб – это признак положения хазар в хазарском государстве. Его производили хазары, потому что в житородных частях страны жило чисто хазарское население. Голодные районы, рядом с Кавказским горным массивом, питались окрашенным хлебом, который продавался по чисто символической цене. Неокрашенный хлеб производили тоже хазары, но его продавали только за золото. И хазары имели право покупать только этот, неокрашенный хлеб. Если же кто-то из хазар шёл на нарушение и дерзал купить дешёвый, окрашенный хлеб, что было строжайше запрещено, то это могло быть установлено по его испражнениям. Существовала специальная служба типа налоговой, которая время от времени контролировала хазарские нужники и наказывала преступников......

* * *

Вот реальные, дошедшие из глубины веков признаки этнического контакта, названного Л.Н. Гумилёвым химерой. Реалии ХХ и ХХI века на эти древние обычаи, конечно, накладывают некую вуаль из рассуждений об общечеловеческих ценностях, свободе и демократии, равенстве и братстве. Но суть отношений в химере остаётся неизменной, как бы они не прикрывались стыдливым покровом политкорректности. Поиск химерических черт, например, в истории России, хотя и не простое, но чрезвычайно увлекательное дело. Но это уже совершенно отдельная тема.
 

 

Примечания редактора


[1] Строго говоря это не иудаизм как таковой, а так называемая "караимская ересь", существующая и до настоящего времени.

[2] В ту эпоху и в том регионе "магами" как правило называли не язычников, а зороастрийцев-огнепоклонников.

[3] Среди большинства современных литературоведов принято считать эту книгу Милорада Павича мистификацией, однако в действительности он использовал при ее написании немало редких и полулегендарных источников по истории хазар, включая устную традицию балканских иудеев. Это, однако, не отменяет того обстоятельства, что множество персонажей и событий в книге полностью вымышлено, как и отдельные особенности культурной жизни хазар. В поисках источника вдохновения Павича некоторые филологи додумались до того, что якобы под видом Хазарского каганата в романе изображена послевоенная СФРЮ, а описание повседневной жизни хазар является сатирой на роль сербов в государственном механизме Югославии.

[4] Эти конфликты реально имели место и были связаны с уклонением армян, бывших до того православными, в ересь монофизитства.