Библиотека сайта
Статьи и книги
Документы
Лирика
Полезные ссылки
Студентам и аспирантам
Внимание, розыск!
Гостевая книга
Форум
Блог
DokuWiki
AntiSysWiki

Поиск по сайту:


Режим: "И" "ИЛИ"
Общий поиск по сайту, вики-разделам и форуму:
Гугель-поиск:
Locations of visitors to this page
free counters

Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст и иллюстрации к нему распространяется действие Закона РФ N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста(сопровождающих его иллюстраций) и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста или иллюстраций к нему в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста и/или иллюстраций (за исключением иллюстраций, являющихся общественным достоянием) без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© П.М.Корявцев-Игнатьев, 2004 г.

© "Теория антисистем. Источники и документы", 2004 г.

 

П.М.Корявцев-Игнатьев

Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы.

/Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы. С-Пб., 2004.

Фотографии автора (за искл. фото 1 и 11).

Настоящая статья представляет собой опыт краткого описания археологических памятников округа Суотниеми с позиций ландшафтной археологии.

Согласно основополагающей для ландшафтной археологии работе Л.Н.Гумилева (в его книге "Открытие Хазарии" впервые был введен в научный оборот этот термин) эта историческая дисциплина решает задачу комплексного исследования исторического ландшафта на основе интеграции методов археологии, ландшафтоведения, исторической географии и микротопонимики. Ландшафтная археология в настоящее время становится одной из самых перспективных исторических дисциплин, поскольку, в отличие от традиционной археологии, не уничтожает памятник при исследовании. Особенно ярко это проявляется на комплексах археологических, исторических и природных памятников, подобных описанному в данной работе. Как правило, масштабы и специфика (отсутствие культурного слоя) подобных памятников делают почти невозможным исследование их методами традиционной полевой археологии [1, 8].

Классическая археология всегда проявляла мало интереса к таким "эфемерным" объектам, как элементы ландшафта - описание окружающей местности в любом экспедиционном отчете занимает весьма скромное место, а между тем именно характер ландшафта позволяет зачастую не только решить проблемы локализации каких-либо исторических пунктов, но и проанализировать, например, сложившуюся топонимическую систему в комплексе с вещевыми и литературными источниками. Связать и увязать между собой данные различных дисциплин можно только привязав их к некоему конкретному и достаточно медленно изменяющемуся базису, каковым и должен быть ландшафт [8].

Под округом Суотниеми (предположительно - "болотистый, болотный мыс", что совершенно не соответствует действительности) в настоящей работе понимается не собственно территория административного округа в границах XIX века, а вообще окрестности современного поселения (турбазы) Яркое с прилегающими островами. Поселок Яркое находится в настоящее время в шести километрах к западу от города Приозерска - районного центра Ленинградской области, именовавшегося в прошлом Корела, Кякисалми и Кексгольм. Поселок стоит на мысу Суотниеми, далеко вдающемся в широко разливающуюся здесь реку Вуоксу. В средние века эта территория была географическим центром ареала расселения племенного союза корелы и именовалась "Собственно Карелия" - Варшинайш-Карьяла, в отличие от других земель, видимо заселенных карелами несколько позднее.

Суотниеми и прилегающие окрестности

 До настоящего времени исследователь истории Суотниеми сталкивается со значительным дефицитом серьезных археологических трудов в этой области. Так, кроме архивов и публикаций П.-Т. Швиндта и отстоящих от них на добрую сотню лет работ А.И.Саксы косвенно к этой же тематике относятся только работы краеведов Е.Жуковской, В.Мизина, М.П.Лихой и некоторых других, причем например можно с высокой долей уверенности предполагать, что публикация Ю.Щидливской [27] является просто компилятивным плагиатом фундаментального реферата Е.Жуковской [6]. Объемистые и добротные труды известных археологов А.Н.Кирпичникова и С.И.Кочкуркиной к сожалению очень мало внимания уделяют именно интересующему нас району.

Впервые открыл для археологии комплекс памятников Суотниеми патриарх исследования этих мест Петер Теодор Швиндт (швед немецкого происхождения, финляндский подданный) во второй половине XIX века [2, 6, 23]. В сезон 1886 года он проводил раскопки в окрестностях Суотниеми и обнаружил могильник, в котором вскрыл пять захоронений. Вот как описывает эти раскопки на основании финских источников [2, 3] Елизавета Жуковская :

" Под дерном на глубине приблизительно 60 см встретился довольно толстый слой камней, перемешанных с землей. Камни небольшие, величиной о кулак или два кулака, с острыми углами. (Швиндт считал, что камни были специально расколоты.) Под ними залегали черный углистый слой толщиной 3-4 см, серая земля шириной в ладонь, подстилающий слой.

Первая могила представляла собой мужское погребение, ориентированное на север. Здесь были найдены: берестяная шейная лента с нашитыми на ней матерчатой лентой шириной 1 см и круглыми выпуклыми пластинками из позолоченного серебра, кольцевая серебряная фибула, железные нож и детали ремня, разломанный пополам меч с серебряными узорами на рукояти и перекладине, а также наконечник копья.

С восточной и северо-восточной сторон погребения в надмогильных слоях зафиксированы остатки тризны: медвежьи и коровьи зубы, кости различных животных, птиц и рыб. Кроме того - кисточка из свиной щетины, медный котел с толстыми железными ушками и ручкой, внутри которого лежал орнаментированный берестяной кошелек размером с огниво.

Вторая могила также была мужским захоронением. По профилю она аналогична первой, но содержание ее иное: на глубине 1,2 м встречено длинное прогнившее дерево, с внешней стороны которого находились элементы конского снаряжения: два бронзовых орнаментированных разделителя ремня с остатками кожи, удила, две выпуклые пластинки с заклепками, два кольца. С левой стороны погребенного, в деревянной коробке, лежали скрученные из нескольких серебряных проволочек шейные цепи с золочеными змеиными головками, бусины с припаянными к ним орнаментированными крестами, украшенными эмалью, а также шерстяной шнур.

За пределами погребения собраны: игла от серебряной застежки, медное ушко котла, фрагменты железного изделия, обломок точильного бруска, коровьи зубы и часть лопатки, свиной клык, кости птиц и рыб, керамика.

Третья могила располагалась на расстоянии 5 м от предыдущей и содержала остатки трупосожжения. Под дерном находилось скопление кальцинированных костей, принадлежавших, вероятно, двум погребенным. В деревянном сосуде хранились украшения: три фибулы, пять стеклянных сплавившихся бусин, серебряная пластинчатая фибула с ушком, использовавшаяся, видимо, в качестве подвески, кусочки цепи, спиральные трубочки из бронзовой проволоки. Кроме этого, в могиле были найдены ножницы, обломки серпа, гвоздь, 14 фрагментов керамики.

Четвертая могила оказалась мужским погребением в срубе. Костяк находился на глубине 80 см. На нем были обнаружены: серебряная застежка со следами позолоты, медная пряжка, железные поясные украшения, кусочки кожи, бересты и ткани; в области таза - кресало, два ножа, наконечник копья. В юго-восточном углу сруба лежал топор с круглым обухом. Также в могиле были найдены 67 фрагментов керамики и кусочки железных изделий неопределенного назначения.

Пятая могила оказалась поврежденной. На глубине 1 м располагались: расколотый череп и другие человеческие кости, фрагмент шила, острие серпа, медная пластинка с шестью заклепками, часть кубка, заплатки от медных котлов, рыбьи, птичьи и лошадиные кости и зубы, фрагменты керамики, обломок бруска.

Проведенный анализ найденных предметов позволил ему датировать могильники XI - Х11 веками." 

П.-Т. Швиндт считал обнаруженный им могильник карельским, однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что все пять наугад раскрытых могил содержали следы захоронений фактически по пяти разным обрядам - трупоположение с ориентацией север-юг, трупоположение видимо в колоде (?), парное трупосожжение, трупоположение в срубе, и пятый - некий трудноидентифицируемый ритуал, возможно тоже трупоположение. При этом , трупоположение меридианальной ориентации со сломанным мечом характерно для викингов и хазар (у последних такие захоронения могли также принадлежать норманнским наемникам), шейная лента у мужчин характерна как имитация шейной гривны для средневековых балтов, а кольчатые фибулы - для готов, трупоположения в колоде характерны для вятичей и , в более ранний период, - для сарматов (что, впрочем, маловероятно), трупоположение в срубе действительно характерно именно для средневековых карел [9, 10], парные кремации имеют аналоги у летописной води, раннесредневековых русов и, значительно ранее, - у скифов, расчленение костяка представляло собой архаичный ритуал у средневековых армян. Позднее берестяные изделия из могильника А.Н.Кирпичников интерпретировал как типично словенские [7]. В общем, получается полный средневековый "интернационал". На основании результатов этих раскопок П.-Т. Швиндт реконструировал "карельский костюм", однако кажется странным, что он не обратил внимание на такое разнообразие погребальных ритуалов. Гораздо проще было бы предположить, что могильник этот использовался около какого-то крупного торгового поселения, и хоронили в нем своих соплеменников все по своим обрядам. Таким торговым городом как раз и могла быть Корела.

Интересно, что в позднесредневековых летописях вполне серьезно упоминалось о том, что легендарный князь Рюрик был похоронен именно в окрестностях Корелы [11], вполне возможно, что и на могильнике Суотниеми, поскольку других могильников подходящего возраста в этих местах не обнаружено.

В 1930-х годах недалеко от могильника Суотниеми было обнаружено несколько языческих жертвенных камней-чашечников с несколькими углублениями - "чашами" каждый.

Фото 1. Могильник Суотниеми. Камень-чашечник.

В 1980-х годах А.И.Саксой в непосредственной близости от могильника был обнаружен еще один аналогичный камень с десятью "чашами", а также была обнаружена и описана скала, имеющая углубление явно искусственного происхождения на вершине и выбитую к нему лестницу.

Фото 2. Могильник Суотниеми. Большой "жертвенник".

Фото 3. Могильник Суотниеми. "Лестница".

Фото 3. Могильник Суотниеми. Ступени "лестницы".

По мнению А.И.Саксы и В.Мизина [12, 19, 20] этот комплекс имеет непосредственное отношение к могильнику и, возможно, эксплуатировался как культовый центр окрестными карельскими племенами. Интересно, что ниже и левее "лестницы" находится еще одно углубление, треугольное в плане, причем на одном из краев углубления отчетливо просматривается след некоего инструмента (возможно клина), при помощи которого был отколот кусок гранитной скалы для получения необходимой выемки.

Фото 4. Суотниеми. Малый "жертвенник". След клина на нижней грани.

С северной стороны скалы, примерно в 4 м от верхнего "жертвенника" при расчистке ото мха было обнаружено некое подобие петроглифа, интерпретируемое как символ рыбы.

Фото 5. Суотниеми. "Рыба". Петроглиф?

К югу от скалы примерно в тридцати-сорока метрах находятся две нетипичных группы гранитных глыб, напоминающие по конфигурации рухнувшие дольмены. Группы ориентированы по линии запад-восток.

Фото 7. Суотниеми. Восточный "дольмен".

Аналогичные сооружения были описаны в свое время только П.-Т. Швиндтом на островах Ладоги [2,3,26] и более никем не исследовались. Также к югу от скалы с жертвенником имеется несколько крупных мегалитов со сколами и гранями отчетливо правильной формы, однако сделать выводы об их искусственном либо естественном происхождении на основании имеющихся данных не представляется возможным.

Фото 8. Суотниеми. Мегалит с гладкой вертикальной гранью.

Фото 9. Суотниеми. Мегалит в форме трехгранной пирамиды.

Фото 10. Суотниеми. Мегалит со сколом в виде прямого угла.

Характерно, что на одном из упомянутых камней-чашечников в процессе христианизации края после соответствующего ритуала был выбит крест, дабы отвратить местное население от языческих обрядов, однако они практиковались даже еще в конце XIX века.

Фото 11. Могильник Суотниеми. Камень-чашечник с крестом.

В сезон 1989 года автором случайно (тогда я работал в составе Заволжской археологической экспедиции ЛОИА АН СССР и в Приозерске просто посещал А.И.Саксу, проводившего там раскопки) при разведке в окрестностях турбазы Яркое на берегах залива Углового и под водой у прилегающих островов был обнаружен комплекс каменных сооружений неясного происхождения. Так, обнаружились достаточно длинные стены-валы, сложенные всухую из крупных камней с забутовкой между внутренним и внешним рядом из мелких камушков и грунта.

Фото 12. Берег залива Угловой. Стена-вал.

Стены имеют высоту порядка 0.5-0.7 м при ширине около 1 м, в некоторых местах сохранились остатки "впущенных" в стену небольших "камер" или подобий башенок, сложенных аналогичным образом.

Фото 13. Берег залива Угловой. Остатки "камеры", врезанной в стену.

Значительная часть кладки уничтожена в 1997-2003 годах.

Стены идут на значительном протяжении вдоль берега полуострова, образуемого заливами Угловым и Перекрестным, и соединяющегося с материком очень узким перешейком. Вторая стена (с врезанными в нее "камерами") идет от береговой к скалам вглубь полуострова. Видимо часть кладки сооружений была разобрана в XIX веке при строительстве на полуострове финской усадьбы, фундамент которой также сохранился недалеко от берега. Упомянутая стена проходит непосредственно под скалой, на вершине которой лежит крупный гранитный валун с почти правильным треугольным углублением в центре. По своему типу он также может быть отнесен к языческим камням-чашечникам (чашникам), вероятно использовавшимся местными жителями в качестве жертвенников вплоть до конца XIX века. Несколько нетипичной для этого вида камней выглядит только треугольная форма "чаши".

Фото 14. Берег залива Угловой. Камень-чашечник с треугольной "чашей".

Ряд окрестных скал и отдельных валунов также имеют заметные следы воздействия человека (прокаленные участки, следы сколов и т.д.), однако достоверно датировать их невозможно.

Фото 15. Берег залива Угловой. Выемка с водой слева имеет отчетливые следы прокаливания.

В воде у берега в непосредственной близости от стен-валов встречаются в большом количестве фрагменты керамики, в массе своей относящейся к XIX-XX векам, видимо это явление связано с тем, что в 1841 году в Суотниеми была построена достаточно крупная по местным меркам фаянсовая мануфактура.

К сожалению, при посещении этого же места автором в 2004 году обнаружилось, что сооружения значительно пострадали от деятельности жизнерадостных любителей "каменной скульптуры" и всевозможных "экстрасенсов", которые, неоднократно посещая эти места, разрушили часть кладки и замостили полученными камнями "дорожку" - видимо для своего удобства.

Стены-валы на берегах залива Углового имеют в принципе два описанных аналога: первый - это абсолютно идентичные (если верить описанию П.-Т.Швиндта) по размерам и конструкции стены на островах Лиеритсаари и Хийретсаари в Ладожском озере, причем на втором из них сооружение также как и в нашем случае шло вдоль берега, повторяя его очертания [26]; второй аналог - стены Тиверского городка, где аналогично в стенах были встроены своего рода "камеры" [9], однако сами стены имели несколько большую толщину. Можно предположить, что и здесь, также как в Тиверском городке, стена использовалась как основание для чисто деревянного боевого хода, приподнимая его над землей [24]. Кстати, также как и в Тиверском городке, если исходить из того, что уровень вод Вуоксы был существенно выше вплоть до середины XIX века, то получается, что стены стояли практически на самом берегу, а само сооружение оказывалось на острове (тоже аналогично Тиверскому городку), отделенном от материка узким проливом.

Упоминаемый здесь Тиверский городок был столицей одного из родоплеменных союзов средневековой карелы - тиверцев (тиврульцев) [5, 16] и, согласно устной легенде, был историческим предшественником Корелы, то есть некоторое время до постройки крепости Корела выполнял функции общекарельского административного центра, что и неудивительно, учитывая его выгодное географическое положение в центре Собственно Карелии и на важнейшей судоходной артерии - реке Вуоксе - соединявшей в то время Финский залив с Ладогой.

В протоках между мелкими островками и островом Снегирь, лежащим в непосредственной близости к востоку от описываемого полуострова встречаются весьма своеобразные мегалиты - лежащие как правило в самом узком месте протоки строго на фарватере крупные валуны (диаметром свыше метра), верхняя часть которых сколота и образует острую грань. От острова Снегирь в сторону собственно Суотниеми и от одного из мелких островов к Снегирю под водой идут некие подобия дамб, сложенных из камней примерно такого же размера, как и стены-валы на берегу, причем в дамбе на Снегире имеется достаточно узкий извилистый проход, естественное происхождение которого вызывает большие сомнения.

Фото 15. Вуокса. "Дамба" у острова Снегирь.

Создается впечатление, что в комплексе все эти подводные конструкции защищали акваторию залива Угловой с востока, оставляя только один узкий судоходный фарватер непосредственно около Суотниеми. Кроме того, подводные "дамбы" могли играть роль бродов для быстрого перемещения с одного острова на другой. В целом не исключено, что стены-валы, подводные сооружения и культовые камни образуют некий единый комплекс Суотниеми, имевший вполне определенное предназначение.

Исходя из идентичности конструкций и методов кладки можно предположить, что сооружения в заливе Угловом и прилегающих протоках были выстроены карелами ориентировочно в период не ранее VII и не позднее XV веков (позжее такой вид кладки не использовался). Однако, опираясь на результаты раскопок С.И.Кочкуркиной и А.И.Сакса в Тиверском городке и Кореле можно с некоторой долей уверенности предположить, что сооружения могли быть возведены в период VIII-XI веков, поскольку к XIII веку уже нет никаких упоминаний о существовании на этом месте укрепленного поселения, а обнаруженные А.И.Саксой [11, 21] бронзовые изделия относятся к эпохе Меровингов и не бытовали позднее VIII века.

У П.-Т.Швиндта неоднократно упоминается [26, 2, 3], что строителями всех перечисленных сооружений (в том числе и мегалитов непосредственно у Суотниеми) были или лопари (летописная лопь) или некие легендарные "метелилайнены" - люди-великаны, якобы населявшие эти места и до карел, и до лопарей. Некоторые исследователи склонны, исходя из описаний метелилайненов в современном и историческом карельском фольклоре, отождествлять их с локальным вариантом "снежного человека" (одной из форм реликтового гоминоида, по сведениям криптозоолога д.биол.н. проф. В.Сапунова последний раз был документально зафиксирован случай его появления в этих местах в 2002 году) или же уцелевшими общинами неандертальцев. Однако скорее всего они все-таки не могли иметь никакого отношения ко всем описываемым объектам, хотя новейшие исследования и отмечают наличие у неандертальцев достаточно сложных ритуалов, а следовательно и верований. Теоретически можно предположить сооружение первоначально двух "чаш" и "лестницы" около Суотниеми неандертальцами для проведения каких-то своих обрядов, а затем - освоение этого комплекса карелами и превращение его в локальный культовый центр. Косвенно в пользу этой версии говорит то обстоятельство, что шаг ступеней "лестницы" неудобен для человека среднего роста, равно как и велико расстояние от последней "ступени" до жертвенника, но вот для прямоходящего существа ростом порядка 2 м это сооружение вполне комфортно.

В последнее время получила распространение версия о существовании в VII-IX веках на Карельском перешейке значительного протогосударства [13, 25], объединявшего раннесредневековые родоплеменные союзы карел. Косвенно это подтверждается и материалами П.-Т.Швиндта, который упоминал о необычно большом количестве укрепленных мест и оборонительных сооружений в Приладожье. В этом случае обнаруженные сооружения могут относиться к одному из городов этого государственного образования или даже к пресловутому городу Бьярме, который по словам летописца Иоакима, относящимся к событиям до 859 года, - "иже на острове сый крепце устроенный". Также существует интерпретация хроники Саксона Грамматика, согласно которой именно в этих местах пал в бою (и был похоронен?) знаменитый готский конунг Ивар Широкие Объятья, происходивший из рода Скьолдунгов (по легенде - прямые потомки Одина) и к началу VIII века на короткое время объединивший под своей властью Англию, Данию, Швецию, Нижнюю Саксонию, Померанию и Прибалтику. В таком случае получает вполне разумное объяснение обнаружение А.И.Саксой изделий эпохи Меровингов в Кореле и Тиверском городке.

С одной стороны, все эти свидетельства средневековых авторов о "граде Бьярме" и могиле Рюрика выглядят совершенно легендарными, но ведь подобным же образом относились и к повествованию Гомера до раскопок Шлимана, и кто знает, возможно эта небольшая статья подвигнет кого-нибудь из читателей на разрешение всех этих исторических загадок?
 

Литература

    1.Korjavcev P. Parkolan jarven muistoa. Petroskoi, 1992.
    2.Teodor Schwindt. Helsinki, 1947.
    3.Uino Pirjo. Ancient karelia (Arheological studies).Helsinki, 1997.
    4.Бубрих Д.В. Происхождение карельского народа. Петрозаводск, 1947.
    5.Дмитриев А.П. Городок на Тиверских порогах. // "Красная Звезда" № 129 18.11.2003 г http://tiversk.newmail.ru/paper1.htm
    6.Жуковская Е. Вклад Теодора Швиндта в изучение истории карел. // Вклад археологов Теодора Швиндта и Александра Саксы в
    исследование истории карел. Ч.1. Реферат. http://www.priozersk.ru/1/text/0004.shtml
    7.Кирпичников А.Н. Историко-археологические исследования древней Корелы // Финно-угры и славяне. "Наука",Л., 1979. http://www.priozersk.ru/1/text/0017.shtml
    8.Корявцев П.М. Ландшафтная археология Шуваловской округи. С-Пб., 1992. http://antisys.narod.ru/LASO.html
    9.Кочкуркина С.И. Археологические памятники корелы (V-XV вв.). Л.,1981. http://tiversk.newmail.ru/oldp.htm
    10.Кочкуркина С.И. Корела.//Археология Карелии. Петрозаводск, 1984.
    11.Лихая М.П. Кексгольм 1295 года глазами шведского и русского летописцев. http://www.priozersk.ru/1/text/0022.shtml
    12.Мизин В. Культовые камни Ленинградской области: краткий обзор и выявление связей с подобными памятниками соседних регионов. //Доклад, прочитанный в РГО 9.03.04 http://countrysite.km.ru/Publications/CultStoneL/CultStoneL.htm
    13.Пашкина Л.Д. Русы. Приозерск, 2002. http://www.priozersk.ru/1/text/0042.shtml
    14.Сакса А.И. 100 лет археологического изучения корелы //Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. Л., - 1990.
    15.Сакса А.И. Город Корела - центр Приладожской Карелии. //Рукопись из фондов Приозерского краеведческого музея.
    16.Сакса А.И. Итоги изучения карельских крепостей эпохи средневековья //Раннесредневековые древности Северной Руси и её соседей. Л., 1990.
    17.Сакса А.И. Карельская земля в 12-14 вв. Л., 1984.
    18.Сакса А.И. Комплекс археологических памятников деревни Ольховки. Л., 1984.
    19.Сакса А.И. Поселенческие центры как фактор расцвета Карелии в 12-14 вв //Поселения: Среда. Культура. Социум. С-Пб., 1998.
    20.Сакса А.И. Русь и корела. //Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. Псков - С-Пб., 1997.
    21.Сакса А.И. Средневековая корела. Формирование этнической и культурной общности. // Альманах "Вуокса". Приозерск, 2001.http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml
    22.Сакса А.И., Тюленев В.А. Корела. //Финны в Европе 6 - 15 вв. М., 1990.
    23.Судаков В.П. Швиндт - для Финляндии и России //Краеведческий центр п.Куркиеки "Кирьяж" -2002. http://kirjazh.spb.ru/gazet/sudak2.htm
    24.Тиверский городок в карельских владениях Великого Новгорода. //Финляндская газета. - 1905. - 14 мая (№ 73) http://www.priozersk.ru/1/text/0018.shtml
    25.Шарымов А. О Руси, варягах-русах и Рюрике Альдейгьюборгском. http://www.priozersk.ru/1/text/0013.shtml
    26.Швиндт П.-Т. Народные предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879 года. // Kansantaruja Laatokan luoteis-rannikolta kesдllд 1879 koonnut Theodor Schvindt: Seudun kartta ynnд asemapiirrustuksia. - Helsingissд: Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran kirjapainossa, 1883. http://around.spb.ru/history/theodor/legend.php
    27.Щидливская Ю. Вклад археологов Теодора Швиндта и Александра Саксы в исследование истории карел. Реферат. Курск, 2001.