Библиотека сайта
Статьи и книги
Документы
Лирика
Полезные ссылки
Студентам и аспирантам
Внимание, розыск!
Гостевая книга
Форум
Блог
DokuWiki
AntiSysWiki

Поиск по сайту:


Режим: "И" "ИЛИ"
Общий поиск по сайту, вики-разделам и форуму:
Гугель-поиск:
Locations of visitors to this page
free counters

Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© П.М.Корявцев, 1998 г.

© "Теория антисистем. Источники и документы", 2004 г.

 

Корявцев П.М.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОХРАНЫ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРУЗОВ

// Вестник МВД РФ. М.: 1998.

Задача охраны и(или) сопровождения грузов различного типа и назначения возникает перед различными органами и подразделениями МВД РФ. Так, подразделения вневедомственной охраны осуществляют охрану отдельно перевозимых грузов и транспортных средств в целом по хозяйственным договорам, части внутренних войск осуществляют охрану и сопровождение при транспортировке стратегически важных и особо опасных грузов, оперативным подразделениям периодически необходимо сопровождать, в том числе и негласно, конкретные партии груза или отдельные транспортные средства. Вместе с тем методы, которыми решаются эта задача в наше время, весьма мало отличаются от применявшихся сто и даже двести лет назад - как правило это конвоирование объекта вооруженной охраной или же следование за ним оперативной группой. Соответственно достаточно высоки и накладные расходы, особенно при учете огромных расстояний, характерных для нашей страны.

Вместе с тем, технические средства, созданные за последние годы, позволяют существенно упростить и удешевить решение этой задачи, по крайней мере в части, касающейся собственно сопровождения того или иного движущегося объекта, в особенности если его необходимо сопровождать длительное время или на значительное расстояние. Далее под объектом охраны или сопровождения для простоты будет пониматься транспортное средство (автомобиль, железнодорожный вагон, летательный аппарат или судно) или стандартный транспортный контейнер, возможно погруженный на одно из перечисленных транспортных средств. Таким образом задача сопровождения объекта сводится к получению информации о положении объекта сопровождения в реальном масштабе времени и своевременном оповещении охраняющей службы о нештатных изменениях режима и маршрута движения охраняемого объекта. При успешном решении этой задачи эффективность охраны объекта будет целиком определяться временем реакции охраняющей службы на сигнал тревоги от сопровождаемого объекта. И если для межобластных рейсов целесообразно наличие вооруженной охраны, то при перевозках по городу существующая система подразделений вневедомственной охраны вполне способна обеспечить приемлемое время реагирования.

На сегодняшний день динамически отслеживать положение сопровождаемого объекта можно либо при помощи пеленгации радиомаяка, либо при помощи определения места объекта спутниковой системой связи.

Пеленгация радиомаяка или радиостанции возможна при наличии плотной сети пеленгаторов, позволяющей получить относительно небольшой треугольник ошибок для сопровождаемого объекта. Подобные условия трудно реализуемы на трассах, но в населенных пунктах вполне возможно создание достаточно густого поля пеленгации, например путем размещения небольших автоматических пеленгаторов на объектах, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны, КПМ на основных трассах и т.д.. Вместе с тем именно в населенных пунктах повышенный радиофон и наличие большого количества радиопомех и сооружений, затрудняющих радиоприем, порождающих отраженные радиосигналы, существенно усложняет устойчивую пеленгацию радиомаяка.

Несмотря на это проблемы система пеленгации радиомаяков вполне применима в местностях с нормальными условиями радиоприема преимущественно для определения места автотранспортных средств, например для контроля передвижения нарядов вневедомственной охраны, ППСМ, транспорта инкассационных служб и т.д..

Единственной спутниковой системой связи, доступной для негосударственного использования и пригодной для надежного определения места объекта является на сегодняшний день система ИНМАРСАТ. Система функционирует на базе сети искусственных спутников, запущенных на геостационарные орбиты и охватывающих таким образом каждый свой участок земного шара. Развертываемая с 1998 года система ГлобалСтар с телефонной сетью ГлобалТел пока что не имеет достаточно развитой инфраструктуры, а кроме того использует для абонентов радиосвязь в стандарте GSM через ретрансляторы, что затрудняет определение места абонента.

До 1999 года ИНМАРСАТ являлся кооперативом международного владения, предоставляющим услуги глобальной подвижной спутниковой связи. Организация ИНМАРСАТ, учрежденная в 1979 году для обеспечения коммуникациями морского сообщества, с тех пор в единственного поставщика глобальной подвижной спутниковой связи для коммерческой эксплуатации, а также для использования при бедствии и для обеспечения безопасности в море, в воздухе и на суше. В настоящее время услугами ИНМАРСАТ пользуются свыше 130 тысяч абонентов. Основные сферы применения связи ИНМАРСАТ - торговый и рыболовный флот, авиакомпании, наземный транспорт, газо- и нефтедобыча, нужды журналистов и бизнесменов, оказывающихся в районах, где отсутствует любая другая связь. В настоящее время организация приватизирована. До приватизации в ее работе принимали участие 84 страны мира. В РФ за взаимодействие с организацией ИНМАРСАТ отвечает ГП "Морсвязьспутник" (средства связи могут предоставляться соответственно ГП "Межсвязьспутник").

В системе ИНМАРСАТ действуют следующие стандарты на спутниковые станции связи:

- стандарт А для обеспечения службы телефонной и телексной связи между кораблями и абонентами береговых наземных станций. В стандарте А работает и отечественная станция типа Волна С, а также береговые станции в Одессе и Находке. Находится в эксплуатации с 1982 г. и обеспечивает телексную, телефонную, факсимильную связь, а также средне- и высокоскоростную передачу данных. Выпускается два типа станций: морской - с автоматическим слежением за спутником и переносной - для использования на суше в тех местах, где отсутствуют другие виды связи, а также в чрезвычайных ситуациях. Переносные станции со сборной антенной диаметром порядка 1 метра упаковываются в чемодан, удобный для транспортировки, быстро разворачиваются и не требуют специально подготовленных специалистов для эксплуатации;

- стандарт В является преемником предыдущего стандарта. В его основе применены принципы цифровой технологии. Он обеспечивает более эффективную телексную, телефонную, факсимильную виды связи, передачу компьютерных данных и предназначен также морским потребителям. Представляет второе поколение станций спутниковой связи, в котором используются преимущества цифровых методов передачи информации. Это станции по габаритам и весу меньше, чем станции стандарта А, но обеспечивают все виды и качество связи, как и в системе стандарта А. Поэтому они могут быть установлены даже на малотоннажных судах;

- стандарт С относится к семейству персональной подвижной спутниковой связи, обеспечивает двустороннюю глобальную спутниковую передачу данных между подвижными и фиксированными абонентами и предназначен также морским и сухопутным службам. Обеспечивает телексную связь, передачу факсов и данных, а также электронную почту. Станции системы стандарта С малогабаритны, имеют ненаправленную антенну и очень просты в эксплуатации. Это позволяет использовать их практически на всех видах транспортных средств - на небольших судах, катерах, яхтах, а также грузовых и легковых автомобилях, поездах и других транспортных средствах. Выпускаются станции с встроенным приемником спутниковых навигационных систем для определения местоположения объекта, таких, как Глонасс и Navstar/GPS, что позволяет передавать краткую информацию о местоположении транспортных средств в автоматическом режиме и по запросу диспетчера. С этой целью созданы специальные программно-математические пакеты, позволяющие отслеживать географическое положение на электронных картах на экране компьютера диспетчерского центра;

- стандарт М. В этом стандарте работают персональные спутниковые телефоны, рассчитанные на сухопутного и морского пользователя, которому важны мобильность и невысокая стоимость терминала;

- стандарт Мини-М аналогичен предыдущему. Но обеспечивает связь самого высокого качества. Терминалы в этом стандарте имеют меньшие размеры и вес.

В системе ИНМАРСАТ реализована возможность достаточно точного определения места абонента спутниковой телефонной сети, что позволяет использовать спутниковый абонентский комплект для решения поставленной задачи сопровождения подвижного объекта. Мобильный спутниковый телефон системы ИНМАРСАТ работающий в стандарте Mini-M создан на основе технологии цифровой обработки данных и последующей передачи зональным лучом через сеть геостационарных спутников ИНМАРСАТ.

Абонентские станции системы ИНМАРСАТ Mini-M по внешнему виду мало отличаются от обычных телефонных аппаратов, в то время как связь через такие аппараты доступна почти в любой точке Земного шара. Эксплуатация телефонных аппаратов ИНМАРСАТ Mini-M не требует специальных знаний и навыков: достаточно направить антенну аппарата на спутник , а затем набрать международный номер любого абонента телефонной или компьютерной сети. Соединение с наземным абонентом через спутник и одну из наземных станций переключения произойдет в автоматическом режиме почти мгновенно. Возможна и обратная связь - вызов абонента спутниковой станции с аппаратов наземных сетей связи или других абонентов спутниковой связи. Глобальная система нумерации позволяет заменить бесчисленные коды стран на четыре несложных кода океанических районов ИНМАРСАТ [Атлантический океан - восток, Атлантический океан - Запад, Индийский океан (европейская часть России), Тихий океан].

Система Mini-M - единый всемирно признанный глобальный стандарт, можно не беспокоиться о несовместимости стандартов или о том, что телефонный аппарат устареет после запуска спутников ИНМАРСАТ следующего поколения. Терминалы ИНМАРСАТ Mini-M полностью совместимы с офисными системами связи, персональными компьютерами и факсами. Они предоставляют полный набор современных услуг связи: передачу информации со скоростью 2,4 Кбит/с, факс в оба направления, телекс, уведомление об ожидаемом вас речевом сообщении или факсе, доступ в сеть Internet. Цифровой вид связи и узконаправленный луч радиосигнала практически исключают все попытки перехвата информации, а смарт-карта защитит от несанкционированного использования телефона.

Персональные модели стандарта Mini-M имеют размеры не больше компьютера типа ноутбук и небольшой вес (примерно 2 кг). Такой телефон без труда поместится в кейсе, оставив место для других необходимых вещей. В настоящее время по крайней мере три производителя спутниковых систем связи - Thrane & Thrane (Дания), Nera (Норвегия), NEC (Япония) - приступили к выпуску электронных терминалов, работающих в стандарте Mini-M. Так например вес абонентской станции Thrane & Thrane составляет всего 2,2 кг, включая трубку и антенну, а ее габариты в собранном виде меньше формата А4.

Станции стандартов A, B и M непригодны для решения поставленной задачи вследствие неприемлемо больших габаритов и массы приемопередающего комплекса.

Особенности технической реализации станций ИНМАРСАТ стандарта C, в частности - малые габариты, ненаправленная антенна, простота эксплуатации и возможность подключения приемника глобальной навигационной системы делают их весьма привлекательными для реализации на их базе компьютеризованных систем сопровождения динамических объектов.

Сопровождаемый объект в этом случае оснащается спутниковой станцией ИНМАРСАТ стандарта С с встроенным приемопередатчиком GPS (глобальной космической навигационной системы). Пункт диспетчера оснащается спутниковой станцией ИНМАРСАТ стандарта С, подключенной к компьютеру с соответствующей геоинформационной системой (разумеется наличие приемопередатчика GPS не требуется). По запрограммированному интервалу, или по запросу с диспетчерского пункта (период опроса - от минимально рекомендуемого 15 мин. и более (при автоматическом опросе) или по запросу диспетчера в любой момент времени), информация о текущем местоположении объекта поступает по спутниковому каналу в диспетчерский пункт. С помощью установленной на компьютере геоинформационной системы производится автоматическая обработка информации с отображением местоположения объекта на электронной карте и одновременным документированием в диспетчерском журнале.

Система определения места объекта на базе спутниковой системы связи ИНМАРСАТ стандарта C имеет следующие технические характеристики:

- максимальная вероятная ошибка определения места объекта - не более 100 метров;

- количество сопровождаемых объектов - ограничено только наличием технических средств;

- зона действия системы - в любой точке земного шара южнее 80-го градуса северной широты и севернее 80-го градуса южной широты;

- время прохождения сигнала тревоги от объекта - не более 5 минут в зависимости от атмосферных условий и места расположения объекта.

Функциональные возможности системы определения места объекта на базе спутниковой системы связи ИНМАРСАТ стандарта C и компьютерной геоинформационной системы:

- отображение местоположения объектов на электронных картах в реальном масштабе времени;

- автоматическое протоколирование принимаемых сообщений о местоположениях объектов в журнале диспетчера (режим "черный ящик") ;

- прием и передача пейджинговых сообщений с протоколированием в журналах;

- слежение за назначенным объектом в режиме "всегда в поле зрения" с отображением текущих координат и автоматическим позиционированием окна отображения карты по мере передвижения отслеживаемого объекта;

- восстановление событий запротоколированных в журналах по любому объекту и за любой период в виде статических и динамических маршрутов, автоматически восстанавливаемых на электронных картах (режим просмотра "черного ящика");

- программирование спутниковых станций ИНМАРСАТ объектов на режимы передачи диспетчеру сообщений о местоположении;

- возможность интеграции различных баз данных с имеющейся геоинформационной системой и отработка запросов по ним.

В состав средств для диспетчерского пункта системы определения места объекта на базе спутниковой системы связи ИНМАРСАТ должны входить:

- станция спутниковой связи системы ИНМАРСАТ стандарта С с блоком питания и выносной антенной;

- IBM PC - совместимый компьютер от 386/ VGA/ RAM-4/ HDD-40/ 2 COM/ Mouse с операционной системой DOS;

- любая геоинформационная программная система, отвечающая требованиям, предъявляемым к комплексу;

- комплект электронных карт на требуемый район.

В состав средств объекта сопровождения должны входить только станция спутниковой связи системы ИНМАРСАТ стандарта C и выносная антенная станции спутниковой связи.

Стоимость услуг связи в системе ИНМАРСАТ составляет 0.14 доллара США за передачу каждого местоположения сопровождаемого объекта, т.е. если отслеживается положение автотранспорта, перевозящего например ценные грузы, в течение 10-ти суток каждый час, то это обойдется в 33.6 доллара США.

Подобная система, будучи установленной гласно или негласно на сопровождаемом объекте, позволяет отслеживать в реальном масштабе времени все перемещения объекта на маршруте, кроме того она может быть сопряжена не только с кнопкой тревожной сигнализации (например в кабине водителя), но и с инерционными и контактными датчиками, которые автоматически выдадут сигнал тревоги на спутник при попытке вскрыть груз, обесточить систему сопровождения или например при незапланированной остановке длительностью более чем 15 минут.

Система с такими характеристиками может найти широкое применение для сопровождения контейнерных перевозок на автомашинах, а также морским и воздушным транспортом, сопровождения отдельных железнодорожных вагонов с особо ценными или опасными грузами а также автотранспортных средств любых типов, позволяющих разместить на борту комплекс спутниковой связи.

Оснащение указанной системой летательных аппаратов и маломерных судов может оказать большую помощь в пресечении контрабанды через таможенную границу РФ. Для многих оперативных служб подобная система способна существенно облегчить управление нарядами и централизовать саму систему управления. Она может найти применение и при реализации предусмотренных законом мер по защите например участников уголовного процесса. Наличие режима "черного ящика" позволяет отказаться от постоянного сопровождения оперативным автотранспортом отдельных объектов в том случае, если маршрут их движения заранее не известен - все перемещения объекта могут быть задокументированы системой без участия человека и затем представлены в удобной для анализа форме. Особый интерес представляет возможность сопровождения автомашин служб инкассации - подобные меры резко сокращают вероятность хищения инкассируемых средств, в том числе и при участии самих инкассаторов. Кроме того, при негласном сопровождении объекта возможно эффективное наведение мобильных оперативных групп на объект из центрального диспетчерского пункта например для последующего задержания.

Сравнение трех предложенных методов определения в реальном масштабе времени места динамических объектов позволяет сделать следующие выводы:

- самым дешевым является метод пеленгации радиомаяков, затем по стоимости идет определение места при помощи станции ИНМАРСАТ стандарта C, и самым дорогим является применение спутниковой системы связи ИНМАРСАТ стандарта Mini-M. Кроме того следует учитывать, что пеленгация радиомаяка не требует дополнительных расходов, в то время как каждый сеанс связи со спутниковой станцией необходимо оплачивать отдельно, у системы стандарта Mini-M стоимость сеанса связи существенно выше (на несколько порядков) из-за необходимости обеспечить голосовую связь;

- развертывание системы пеленгации радиомаяков может оказаться для крупных населенных пунктов даже дороже спутниковых систем, поскольку те не нуждаются в создании специальной инфраструктуры для обеспечения своей жизнедеятельности, однако в отличие от спутниковых систем для системы пеленгации могут быть применены относительно дешевые автоматические радиопеленгаторы, изготавливаемые в России и даже вообще собранные из отечественных компонент. Стоимость же отечественных спутниковых станций сопоставима со стоимостью импортных при существенно худшем качестве исполнения;

- система пеленгации радиомаяков реально применима в основном в населенных пунктах, однако в них качество ее работы снижается (увеличиваются размеры треугольника ошибок, риск ложного срабатывания и т.д.), в то же время обе спутниковые системы полностью лишены этого недостатка, их работоспособность не зависит от места применения, а проблемы с работоспособностью в высоких широтах возникают как у пеленгаторных систем, так и у геостационарных спутников;

- точность определения места сопровождаемого объекта ниже у пеленгаторной системы, обе спутниковые системы имеют примерно одинаковую точность определения места, но при использовании системы стандарта Mini-M необходимо вручную правильно ориентировать антенну для сеанса связи, чего не требуется в системе стандарта C, имеющей ненаправленную антенну, абонентские же комплекты стандарта Mini-M с автоматическим поиском спутника имеют слишком высокую стоимость;

- пеленгаторная система и система стандарта Mini-M помимо определения места сопровождаемого объекта могут обеспечивать при необходимости и голосовую связь с ним, однако практика показывает, что в критической ситуации ею зачастую не удается воспользоваться, в то время как система стандарта C имеет возможность автоматической подачи сигнала тревоги и обеспечивает пейджинговый режим обмена сообщениями с диспетчерским пунктом, что вполне достаточно для оперативной связи, это также исключает возможность злоупотребления дорогостоящей спутниковой связью в личных целях конкретными исполнителями;

- пеленгаторная система и станция ИНМАРСАТ стандарта C могут быть использованы для негласного сопровождения объекта, подобное использование системы ИНМАРСАТ стандарта Mini-M практически исключается ввиду значительных габаритов абонентской станции и необходимости ручной настройки системы;

- при использовании спутниковых станций системы ИНМАРСАТ стандарта C достигается наиболее высокая степень автоматизации сопровождения объектов, поскольку станции могут быть сопряжены напрямую с компьютером, исключая какие либо промежуточные ручные операции, что снижает нагрузку на оператора системы и как следствие - снимает ограничение по количеству сопровождаемых объектов;

- для сопровождения объекта в целях документирования маршрута движения при использовании пеленгаторной системы стационарные пеленгаторы непригодны, что вынуждает использовать мобильные пеленгаторы на автомашинах и тем сводит выигрыш от автоматизации процесса сопровождения к нулю, система ИНМАРСАТ стандарта C полностью лишена этого недостатка.

На основании изложенного можно сделать вывод, что наилучшие перспективы для применения в органах внутренних дел для гласного и негласного сопровождения подвижных объектов, в том числе и в целях обеспечения охраны грузов, имеет система спутниковой связи ИНМАРСАТ стандарта C, в небольших населенных пунктах может найти применение также метод пеленгации радиомаяков. Применение этих систем в комплексе позволит существенно сократить количество преступлений, объектами которых являются перевозимые грузы и транспортные средства, а также окажет значительную помощь в проведении оперативно-розыскных мероприятий.